Connect with us

Развитие цивилизации

Знаменитые красители древности

Человек всегда был окружен красками. Но со временем люди не только любовались огромным разнообразием цветовых оттенков, но и стали пытаться сами их получать. И сделать это в общем-то было не так-то и сложно. Например, получить зеленый цвет можно из трав или деревьев, просто-напросто размяв листья или стебли до кашицеобразного состояния, а затем отделив сок от сгустка. Такие же действия древний человек мог проделать и с венчиками цветов или же с ягодами. Так, раздавив плод малины или клюквы, он получал, соответственно, красный колер. А размяв цветки лютика или одуванчика, мог добыть желтую краску.

Индигофера красильная – растение, из которого изготовляли краску индиго

Уже в Древней Греции, Древнем Риме и Древнем Египте научились добывать стойкий оранжевый краситель из корней многолетнего растения – марены. Ткань, окрашенная этим красителем, высоко ценилась и была весьма дорогой.

Довольно древним растительным красителем, по мнению ученых, является и краска индиго. Она имеет темный насыщенный синий цвет с оттенком фиолетового. Назван же этот колер в честь Индии, где произрастали огромные плантации растения индигофера из семейства бобовые.

Использовали же этот краситель еще на заре человеческой цивилизации: в Древнем Египте, Месопотамии, в античной Греции и Риме и, безусловно, в самой Индии и в странах Юго-Восточной Азии. Красили же в цвет индиго в основном шелковые и шерстяные ткани. Именно на клинописных таблицах, датированных примерно VII столетием до н. э., излагается рецепт покраски в индиго шерсти.

Видимо, нет смысла доказывать, что этот краситель считался показателем роскоши, а одежда, окрашенная в соответствующий цвет, – признаком знатности и состоятельности ее владельцев. К тому же в самых разных обществах: и в кочевых племенах туарегов в Западной Африки, и у восточноазиатских владык.

Что же касается Европы, то здесь синюю краску получали из широко распространенного растения вайды, или синильника из семейства крестоцветных. Его листья в специальных емкостях сначала в течение многих недель бродили на солнце, а потом «вызревали» в закрытых помещениях.

После всех этих процессов, как это ни странно, получался желтый краситель, раствором которого и пропитывали ткани. А затем их развешивали для просушки, и под воздействием кислорода они приобретали… синюю окраску. Чтобы закрепить ее на ткани, окрашивание повторяли несколько раз.

Издревле получали красящее вещество из корней марены красильной, или краппа. При этом ряд источников говорит о том, что этот краситель уже знали древние индусы, египтяне, персы. Кроме того, как свидетельствуют Плиний и Витрувий, в Древнем Риме тоже получали крапповые краски, окрашивая вытяжкой мареновых растений глинистый мел. В состав корня марены входит несколько красильных начал, важнейшим из которых является ализарин…

Также в древности научились получать краски из минерального сырья. При этом ученые полагают, что самым древним красителем, который стал использовать человек, была охра, или оксид железа. Ее применяли уже первобытные люди, рисуя свои картины на стенах пещер. В частности, в африканском Свазиленде на горе Бомву-Ридж (на языке зулусов «бомву» означает «красный») исследователи открыли рудники, где примерно 40 тысяч лет назад аборигены добывали красные и желтые красители для нанесения на свои тела. А со временем охра стала обязательной краской палитры почти каждого художника.

Само же слово «охра» греческого происхождения, и означает оно «бледно-желтый». И хотя в большинстве случаев охра и впрямь имеет золотисто-желтый цвет, на самом же деле оттенков у нее намного больше. В зависимости от элементов, присутствующих в земле, ее цвет может меняться от желтого до красного, коричневого и даже слегка фиолетового или синеватого.

А самую лучшую и востребованную охру в Античности добывали в городе Синопе на побережье Черного моря. И ценилась она настолько высоко, что ее даже метили особым клеймом, получившим название «синопское». А саму краску стали называть синопией.

Помимо охры из минералов получали и другие красители. Так, в Древнем Египте синие краски изготовляли из синего карбоната меди, а также из искусственной фритты, прокаливая соединения кремнезема, малахита, углекислого кальция и соды. В свою очередь, в Месопотамии использовались зеленая ярь-медянка и синяя ляпис-лазурь, которые добывали из окислов меди, а также черная краска, изготовленная из сажи, толченого древесного угля или черной марганцевой руды.

Из неорганических соединений получали и белила. В I веке н. э. самые лучшие красители этого вида производили на острове Родос. И делали это следующим образом: рабочие клали листы металла на емкость с уксусом, и в ходе химической реакции получался карбонат свинца белого цвета. Затем полученные белила превращали в порошок, из которого делали тонкие пластинки и сушили их на солнце. Но это был довольно ядовитый продукт. И римляне об этом хорошо знали. Впрочем, белую краску создавали и более простым способом: из устриц, мела, мрамора, а также из извести, которая получается в результате сжигания известняковых минералов. Такая краска была не только самой дешёвой, но и легко производимой.

А около 5000 лет назад человек открыл киноварь – сульфид ртути (II), или сернистую ртуть, – минерал, придающей краске алый цвет. Наибольшую же популярность она завоевала у древних ассирийцев, китайцев, египтян.

Стены усыпальниц египетских фараонов сохранили до наших времён удивительно красивый и чистый оттенок – ляпис-лазурь. Даже спустя тысячелетия рисунки, выполненные из этого красителя, не потеряли своей свежести. Основным же красящим пигментом в этой краске является минерал лазурит. В Древнем Египте этот краситель стоил очень дорого, поэтому обычно его использовали для изображения священного символа египтян – жука-скарабея.

Следует отметить, что начиная с древнейших времён производство минеральных красителей не претерпело существенных изменений. Так же как и раньше, твёрдые вещества перетирают в порошок, правда, используя различные технические приспособления. К тому же вместо натуральных жиров в настоящее время применяют искусственные соединения. А вот для получения тёмных оттенков всё так же используют сажу, но уже очищенную современными способами…

О применении этого уникального красителя примерно за 1600 лет до н. э. имеются упоминания в древнеегипетских папирусах, а также в трудах античных писателей, в частности Плиния Старшего.

Называется он пурпуром, и добывался он из некоторых видов морских моллюсков – иглянок. Краситель имел несколько оттенков: от чёрного до тёмно-фиолетового. А его первооткрывателями считают финикийцев.

Получение же и торговля пурпуром приносила Финикии огромные доходы и велось с большим размахом. Об этом же говорит и огромное количество раковин пурпуроносных моллюсков, обнаруженных в окрестностях ливанского города Сайды в 1864 году. Эта была стена длиной 120 метров и высотой – 8 метров. В ней, по подсчетам исследователей, находилось более 200 тысяч кубометров раковин. А основные производства пурпура находились в Тире и Сидоне. Хотя самыми ценными и качественными считались ткани из Тира. Поэтому и ценились они на вес золота и всегда считались предметом роскоши.

Так, в годы правления императора Августа килограмм шерсти, два раза окрашенной в пурпурный цвет, стоил 2000 денариев, а при императоре Диоклетиане в 301 году н. э. его цена уже составляла 50 тысяч денариев. Пурпурный же шелк стоил ещё дороже: 150 тысяч денариев за 1 фут, или 28 тысяч долларов по современному курсу.

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2024 "Мир знаний"