Оккультизм и Религия
Как становятся жертвами сектантов
Тоталитарная секта (деструктивный культ) – чаще всего религиозное объединение, приносящее вред психическому и физическому здоровью своим адептам и всему обществу, внутри которого оно существует.
Причины возникновения сектантства
Прежде всего следует предупредить об опасности чрезмерно широкого толкования термина «тоталитарная секта», поскольку не всякое отколовшееся от основного, девиантное учение или, по-церковному, – ересь, является тоталитарным или деструктивным.
Стремление некоторых религиозных олигархов огульно обвинить сектантство в деструкции и тоталитаризме вызвано по большей части их непрекращающейся взаимной борьбой за приоритет и души верующих.
Секта – это всегда нечто малое, отколовшееся от основного. Так, к примеру, несмотря на то, что практически все тоталитарные режимы имеют признаки секты, таковыми их назвать нельзя по той причине, что они имеют массовый, государственный характер. Тем не менее термин «секта» почти всегда имеет негативный, порицаемый смысл, по-видимому, из-за того, что многие из известных сект имеют деструктивный характер. По той же причине ни одна из сект не называет себя таковой, то есть, несмотря на свою малую величину, именуется «вероучением», «религией», но никак не «сектой»…
Причин же появления и утверждения сектантства несколько. К социальным причинам следует отнести крах идеологической системы, недовольство властью и ортодоксальной религией, возникающих на фоне различных социальных потрясений. К этой категории, например, относится появление первых христианских общин на Ближнем Востоке.
Другой группой причин являются психологические. Это, прежде всего, личная душевная драма или стресс, а также психологическая обработка новоиспеченных адептов внутри секты, называемая в просторечии «промыванием мозгов».
Упоминаемая в качестве отрицательных черт любой секты ее замкнутость, элитаризм или избранность, стремление представить себя истинным религиозным учением, зачастую сопровождаемые негативным отношением ко всем лицам и конфессиям вне секты, является проявлением ее самосохранения, не позволяющем секте раствориться в ортодоксальном культе, от которого она первоначальной откололась. Сверхценное отношение к своей собственной вере имеется и у любой другой мировой религии, которая совершенно искренне полагает себя наиболее правильной и наиболее верной. Однако острота волнений в отношении количества своих адептов, а также чрезмерная неприязнь в отношении всех остальных людей, имеется только у сектантов, по-видимому, по той причине, что мировым религиям уже не надо заботиться о количестве своих членов, тогда как для сектантов – это одна из главнейших проблем, связанная с самим их существованием.
Примеры деструктивных форм верования
Отклоняющиеся, девиантные формы имеются внутри любого религиозного культа. Однако только некоторые из них имеют откровенно деструктивный характер. Причиной того, почему отдельные секты отрицательно влияют на умы и сердца верующих, а в ортодоксальных религиях этого нет, можно назвать многовековой и даже тысячелетний опыт существования последних, за время которого они отказались от всего вредного и наносного (например, от нетерпимости к инакомыслящим, инквизиции и крестовых походов).
В отличие от этого секты представляют собой молодые формы верования, не прошедшие временной отбор, а поэтому наличие элементов, разрушающих тело и души верующих в них, встречаются довольно часто. Это можно сравнить с биологическими мутациями, из числа которых только незначительная часть является полезными, закрепляется и передается по наследству. То, что деструктивные секты до сих пор существуют, свидетельствует прежде всего об аномалиях в самом человеческом обществе, поддерживающих образование и существование девиантных форм верования, и только потом о культивируемых отклонениях внутри секты.
Примером сказанному является псевдохристианская и псевдокоммунистическая секта «Народный храм», возглавлявшаяся неким Джимом Джонсом, итог существования которой оказался трагичным: по приказу своего духовного руководителя все члены секты в ноябре 1978 года покончили собой.
В 1993 году произошел другой трагичный случай, на сей раз с членами секты «Ветвь Давидова», которые по наущению своего «гуру» Дэвида Кореша взорвали сами себя. И наконец, история с пресловутой сектой «Аум Синрике» (запрещена на территории РФ), отколовшейся от ортодоксального буддизма, которая совершила теракт в Токийском метро и активно готовилась к другим диверсиям.
Не осталась в стороне и Россия. Здесь следует назвать «Белое братство», представляющее собой компиляцию христианства, индуизма и буддизма, руководители которой пытались вместе со своими адептами совершить акт самосожжения, но потом были осуждены за финансовые махинации. Сюда же относится и «Церковь последнего завета» (запрещена в РФ), возглавляемая «мессией» Виссарионом, считающим себя инкарнацией Христа. Члены секты продавали свои дома и имущество, чтобы уехать в неблизкий Красноярский край, чтобы жить в примитивных условиях в организованной Виссарионом деревенской коммуне.
Промывание мозгов
Когда новичок попадает в деструктивную секту, с ним проводится особая психологическая работа, имеющая целью превращения его в истинного адепта. В этом условно можно выделить три этапа.
Первый этап – стирание личной истории или «размораживание». Чтобы подготовить человека к полному изменению, следует взорвать «туннель реальности», лишив его прежних планов, представлений и ценностей с тем, чтобы он стал уязвимым дальнейшему внушению. С этой целью в сектах используют приемы, ослабляющие его физически и духовно: изоляция, лишение сна, недоедание, «бомбардировка» потоками эмоционально насыщенной информации, сеансы групповых молитв и т. д. В результате человек дезориентируется, считает свою прежнюю жизнь ошибкой, теряет индивидуальность и оказывается духовно сломленным с пустотой в душе.
Второй этап – навязывание человеку черт новой, сектантской личности. Это осуществляется продолжением утомительных молений, семинаров, лекций, прослушивания дисков или просмотром DVD с записями «гуру». Третий этап – «замораживание» – программирование с закреплением черт новой личности. Он осуществляется внушением порочности прежнего образа жизни и необходимости подражания своему духовному учителю. На всех этапах используется искажение фактов, лесть и откровенное вранье. В результате новоиспеченный адепт не только раскаивается в «грехах», но и отдает группе все свои ценности и вещи, а также получает новое имя.
Особенностями тоталитарной секты является представление непогрешимости ее основной доктрины, которая не допускает полутонов, сводя мир к двум полюсам, означающим добро и зло. Сюда же относится представление о богоданности секты и ее руководителя, доминирование групповой воли над индивидуальной с контролем поведения каждого члена секты, внушение фобий или навязчивых страхов, что без секты он уже жить не сможет, строгое подчинение лидеру и т. д.
Физический выход из секты затруднен по психологическим мотивам, однако он не означает одновременного отказа от ее убеждений. Для этого требуется значительное время и длительная работа психологов, поскольку сектантская зависимость мало чем отличается от наркотической.