Connect with us

Человечество

В каждой сказке есть немного правды

В русских сказках часто фигурируют избушки на курьих ножках, где обитает Баба-яга или магические дубы, которые растут то на волшебном острове Буяне, то в волшебном лесу, то на перекрестках дорог, где персонажу предстоит сделать выбор… Специалисты по фольклору считают, что такие сюжеты возникли не на пустом месте – они тесно связаны с историческими, культурными и даже эзотерическими традициями…

«Домики мертвых»

Помните: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!» А почему именно избушка и почему на курьих ножках? Когда-то территории верхней Волги, Оби и Москвы-реки населяли финно-угорские племена. Их культуру часто называют дьяковской, так как одно из их древних городищ было обнаружено близ села Дьяково, в районе современного Коломенского.

Исследователей, изучавших дьяковскую культуру, долгое время удивляло, что среди древних памятников этого племени нет ни одного могильника. Поэтому не было никакой информации о погребальных обрядах дьяковцев. Между тем в 1934 году при раскопках городища Березняки в Ярославском Поволжье археологи наткнулись на остатки небольшого бревенчатого сруба, внутри которого находились кремированные останки нескольких человек. Среди них были и мужчины, и женщины, и дети. В 1966 году похожая находка была сделана в районе Звенигорода, при раскопках очередного дьяковского городища возле Саввино-Сторожевского монастыря.

Сооружение представляло собой невысокий бревенчатый домик с двускатной крышей. Вход в постройку располагался с южной стороны, у самого входа находился очаг. Внутри были найдены останки не менее 24 человек. Всех их кремировали. В некоторых случаях прах находился в специальных сосудах-урнах, стенки которых с одной стороны были сильно обожжены – скорее всего, так как их во время погребальной церемонии располагали у костра. Рядом лежали осколки древней утвари, фрагменты украшений и другие артефакты.

Ученые окрестили подобные сооружения «домиками мертвых». Известно, что ставить над могилами бревенчатые срубы было принято на севере Восточной Европы и Азии, причем в отдельных местах эта традиция существовала вплоть до XVIII столетия. По-видимому, тела сжигали где-то «на стороне», а затем помещали в бревенчатую «усыпальницу». Иногда «домики мертвых» располагались на территории поселений, иногда за их пределами. Что же касается избушки на курьих ножках, то на самом деле речь идет вовсе не о куриных лапах: «домики мертвых» ставили на сваях или пнях, которые в ходе погребальной церемонии обкуривали дымом перед тем, как поместить туда останки покойника – чтобы внутрь не проникли грызуны или насекомые. Правильнее было бы назвать ножки «курными». «Курьи» получились, видимо, в процессе формирования фольклора.

В русских народных сказках Баба-яга хочет засадить своих гостей в печь и изжарить. Видимо, эта сюжетная линия как раз и связана с тем, что «домик мертвых» представлял собой хранилище для сожженных останков. Кстати, не исключено, что порой трупы сжигались прямо в очаге, который был выложен в «избушке».

«Порталы» в потусторонний мир

Очевидно, «домики мертвых» играли еще и культовую роль. Древние финно-угры видели в них «порталы», ведущие в подземное царство, куда уходят усопшие… Ведь и для сказочных героев путешествие в волшебную реальность зачастую начинается именно с избушки Бабы-яги. А откуда, собственно, взялся сам образ злобной старухи-колдуньи с «костяной ногой»? Скорее всего, похоронные ритуалы поручалось исполнять именно жрицам женского пола; возможно, это были старые женщины…

Косвенное подтверждение этой гипотезы можно обнаружить в древней повести, где рассказывается о том, как князь Андрей Боголюбский укрылся от преследовавших его сыновей боярина Степана Кучки в лесном срубе, где был погребен «некоторый мертвый человек».

Не случайно в сказках особо отмечено, что вход в избушку Бабы-яги находится со стороны леса (лес символизирует смерть). Чтобы войти в избушку, герой должен попросить ее «повернуться к лесу задом, а к нему передом». Тогда открывается вход в царство мертвых.

Баба-яга сначала не видит пришедших гостей и узнает об их приходе только по запаху: «русским духом пахнет!» Это объясняется тем, что она не принадлежит к миру живых. Гостю же, чтобы достичь намеченной цели, необходимо приобщиться к миру мертвых.

Чтобы осуществить этот «переход», он обычно просит Бабу-ягу накормить его, и она угощает его пищей мертвых либо сажает в печь… Это своего рода обряд инициации, который помогает герою адаптироваться в потустороннем царстве, наделяет его «магическими» свойствами, которые позволяют подчинять себе обитателей этого мира и побеждать обитающих там чудовищ… Есть даже спорная теория о том, что русские вовсе не являются славянами, а принадлежат именно к финно-угорскому этносу, отсюда и соответствующие фольклорные сюжеты, а также «странные» для славянской культуры традиции.

Священный и магический…

Еще один атрибут русских сказок – магическое дерево дуб. «На Море-Океане, на Острове Буяне стоит дуб зеленый…» – так начинаются многие из них.

Как вы думаете, почему для пролога к «Руслану и Людмиле» Пушкин выбрал именно «дуб зеленый», а не традиционную русскую березку, ель или, к примеру, сосну? Дело в том, что дубам всегда придавали особые мистические или сакральные свойства…

Еще древние греки почитали дуб как «древо мудрости», символизирующее также силу и долголетие. Это дерево они посвящали Зевсу и Гераклу (в Древнем Риме – Юпитеру), венками из дубовых листьев награждали воинов за храбрость. В Риме такой венок – corona civica – получал тот, кто спас жизнь другому человеку.

С дубами связывали и Дриад – мифических покровительниц деревьев, которые больше были популярны в верованиях друидов. У последних имелось 22 священных дерева, каждое из которых соответствовало определенному периоду в году. Главным из них считался дуб. Как гласят легенды, маг Мерлин, наперсник короля Артура, жил в дупле большого дуба (или, что вернее всего, там обитало его эфирное тело). В дубовом дупле обитал, по преданию, и вполне реальный персонаж – православный монах Тихон, основатель Тихоновой пустыни…

У славян дуб называли Перуновым деревом, так как оно было посвящено главному славянскому божеству – Перуну, являющемуся аналогом Зевса и Юпитера. Древние тевтонцы и литовцы отождествляли дуб с богом грома, «отвечающим» за плодородие.

Некоторые народы верили, что если побывать в дупле дуба, поваленного бурей, то человек может омолодиться. Такой эпизод описан в поэме Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Интересно, что в 1653 году монах Игнатий Куртляев в «Книге потаенных знаний» писал о людях, пожелавших избежать смерти: «…в жилы их пускали каменную кровь и помещали в выделанные дубовые стволы, закинув после на дно… И жили они там, не умирая, не дни, а годы… а по воскрешении нуждались в живой плоти…»

Не случайно возникает дуб и в сказках Пушкина, причем не только в сказании о Лукоморье… По древнеславянским поверьям, в дупле древнего дуба обитает змей Змиулан, воплощение стихии огня. Он помогает в любви и может преподнести счастливой паре в качестве свадебного подарка драгоценности, которые достает из подземных кладовых… Бытовало также поверье, что в дупле огромного дуба живет святой Никола Дуплинский, который, если ему усердно помолиться, исполняет любые желания.

Запорожский «пуп Земли»

Согласно мифологии, на острове Хортица в Запорожье растет 800-летний священный дуб. Рассказывают, что воины Богдана Хмельницкого перед походами собирались под деревом: оно будто бы наделяло их удалью и отвагой. Народная молва утверждает также, что под кроной этого гиганта запорожские казаки сочиняли знаменитое письмо турецкому султану… О чудо-дереве в свое время прослышал Гитлер. Во время войны он приказал распилить и вывезти дуб в Германию, как символ победы арийского духа над славянским. Однако, видимо, боги оградили запорожскую святыню от уничтожения и покарали варварские помыслы нацистов.

На протяжении последних веков сюда стекались паломники. Дело в том, что территория в районе днепровских порогов в далеком прошлом была колыбелью формирования огромного количества этносов и культур. Арамейцы, иранцы, скифы, тюрки, протоболгары, сербы, хазары, половцы – вот далеко не полный перечень народов, которые селились тут…

Некоторые специалисты в области семантики связывают с Запорожским дубом общеиндоевропейскую идею Мирового Древа, которое, согласно древним писаниям, является центром мира или мировой осью. Ее верхняя половина (вершина дерева) указывает на Полярную звезду, а нижняя (спускающаяся к корням) – на вход в преисподнюю.

Основание же горы есть не что иное, как Пуп Земли… Таким образом, Запорожский дуб воплощает уникальную концепцию мироздания. В последнее время дерево стало засыхать. Но вдруг произошло чудо – одна из веток, которая казалась мертвой, внезапно выбросила листву. Тогда-то и решено было воздать Мировому Древу должные почести. Прежде всего речь идет о создании историко-этнографического ландшафтного ансамбля «Запорожский дуб». Первый этап предусматривает восстановительные работы на прилегающей к дубу территории и организацию музея священного дерева. По одному из проектов, Запорожский дуб должен быть обрамлен триумфальной аркой – символом Космической Вертикали, или Мировой Оси. Горизонтальным символом мироздания (временной спирали) послужит бронзовая дорожка, опоясывающая дуб. На ней будут увековечены эпохи и народы, связанные с историей дуба и прилегающей к нему территорией.

Помощник в любовных делах

А в Германии есть дуб, который имеет официальный почтовый адрес. Легенда гласит, что в XIX столетии дочь одного немецкого лесника, которой отец запретил видеться с возлюбленным, обменивалась с парнем любовными записочками, кладя их в дупло дуба. В конце концов лесник согласился на брак дочери с этим молодым человеком и именно под пресловутым дубом отмечали веселую свадьбу. Со временем вокруг этого дерева возникли поверья: мол, кто положит любовное письмо в его дупло, того непременно ждет счастье в личной жизни. И что вы думаете? Сюда стали приходить письма со всего мира! Послания кладутся в дупло, откуда их может вытащить любой человек и ответить на них. За время существования этой своеобразной «службы знакомств» было заключено уже более 100 браков!

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение

Copyright © 2024 "Мир знаний"