Гипотезы
Осколок Атлантиды
Весьма вероятно, что именно природный катаклизм, о котором будет рассказано ниже, породил одну из самых известных легенд — легенду об Атлантиде. И в самом деле: часть средиземноморского острова, который в наше время называют Фера, более 3700 лет тому назад была «поглощена разверзнувшейся землей». Неизвестно, уцелели ли непосредственные свидетели этой драмы, но история об исчезнувшем острове должна была появиться наверняка. А уж во что она могла превратиться во времена Платона, то есть через 1300 лет, можно только догадываться.
Геологические катастрофы
Средиземноморье и сегодня может похвастаться несколькими «горячими точками» в виде вулканов. Самые известные из них — Этна на Сицилии и Везувий на Апеннинском полуострове. «Трясет» этот регион регулярно, как и в древние времена. Тот же вулкан Санторини имеет богатую историю природных катаклизмов. Дело в том, что ему «повезло» оказаться на стыке двух материковых плит — Африканской и Евразийской. Стык лежит на глубине 150-170 км, что гарантирует не только острову, но и обширным его окрестностям периодические землетрясения и вулканическую деятельность. Правда, интервал между светопреставлениями многократно длиннее человеческой жизни, а природные условия там таковы, что выгоды от хозяйствования на острове заставляли забывать об опасном соседстве, причиной которого, как полагали древние, был гнев богов. А от него, если что, все равно не скроешься.
Следы «гнева богов» на острове Фера поистине впечатляющие: размеры кальдеры на месте взорвавшегося вулкана сегодня составляют около 7×12 км, а в ее центре зеленеют несколько более мелких островов. Она великолепно смотрится с высоты трех-четырех километров. По мнению геологов, эта красота возникла в несколько этапов. Начало было положено примерно 180 тыс. лет тому назад, а следующая кальдера «переформатировала» пейзаж где-то 70 тыс. лет назад. В те времена нынешнюю Европу заселяли неандертальцы, а Homo sapiens sapiens, по некоторым данным, только начал выбираться за пределы Африки в восточном направлении. Около 21 тыс. лет назад, когда человек разумный уже охотился на мамонтов в Европе, образовалась новая кальдера — Рива. А спустя каких-то 17 300 лет грянула очередная катастрофа.
К этому времени люди успели не только изобрести земледелие, освоить производство металла и обучиться письменности, но и создать множество государств в Европе, Азии и Северной Африке. Острова Средиземноморья не были исключением. Так что исчезновение части цветущей страны произошло буквально на глазах у цивилизованного человечества. После того регион ощутимо «трясло» еще не раз — последнее весьма разрушительное землетрясение зафиксировано в 1950 г., за 17 лет до открытия, явившего нам древний мир, загубленный катастрофой около 3700 лет тому назад. Мир, воспоминания о котором, как полагают многие ученые, как раз и породили захватывающую историю об Атлантиде.
Когда в 1925 г. Александр Беляев опубликовал фантастический роман «Последний человек из Атлантиды», реалии воссозданного им мира он явно во многом позаимствовал не только из диалогов Платона, но и из описаний раскопок Артура Эванса (Sir Arthur Evans) на Крите. Там начиная с конца XIX века была открыта впечатляющая картина почти не известного исторической науке того времени общества бронзового века — с грандиозными дворцами, умелыми ремесленниками, невиданным ранее бронзовым оружием и даже письменностью. Один только Фестский диск вызвал множество дискуссий, не стихающих по сей день. Однако мало кто в те годы мог представить, что открытие самой захватывающей истории древнего Средиземноморья, имеющей отношение к легенде об Атлантиде, все еще впереди.
Картины древнего мира
Греческий археолог Спиридон Маринатос еще в 1939 г. опубликовал статью, посвященную разрушительным последствиям вулканической деятельности для доисторической цивилизации Крита. Минула четверть века, и в 60-е годы тот же Маринатос, ставший к тому времени главой археологической службы Греции, возглавил раскопки в древнем портовом городе Акротири на острове Фера. Под слоем земли и вулканического пепла были обнаружены целые кварталы — местами каменные стены с оконными проемами сохранились на высоту двух этажей. Одной из самых поразительных находок стали фрески, сохранившиеся на стенах домов. Именно они содержали самое наглядное описание разрушенного катастрофическим извержением мира. Одна из фресок представила впечатляющую панораму древнего города над морем, расположенного у подножья горы. Со стороны суши его огибает река, напоминающая о каналах в городе атлантов в описании Платона. На берегах реки растут деревья, хищники охотятся на оленей…
На плоских крышах двух-, а то и трехэтажных домов, сложенных из каменных блоков, можно разглядеть горожан, которые смотрят на скользящие по воде многовесельные корабли и небольшие лодки. Гребцы защищены навесом от палящего солнца, на корме кораблей покрупнее сделан особый навес для пассажиров. Борта расписаны дорогущей синей краской (сырье для ее изготовления — минерал лазурит — доставляли в те времена в Европу из глубин Азии через Месопотамию и Египет), а кое-где видна и позолота. Вокруг судов резвятся реалистично выписанные дельфины. Далее на берегу — еще один город с многоэтажной застройкой. Здесь люди изображены не только в домах и на крышах, но и стройными рядами на берегу. Есть домики и на вершине одной из гор, к которой по склонам тоже направляются местные жители. Таким образом, на этой панораме можно различить не менее трех населенных пунктов — два городка и деревушку в горах. Учитывая то обстоятельство, что место раскопок Маринатоса в Акротири расположено на плато, можно предположить, что город, где найдена фреска, на панораму как раз и не попал.
Фрески позволяют также представить себе, как выглядели местные жители. Они черноволосы, с большими глазами. У женщин длинные волосы, спускающиеся чуть ли не до пояса или собранные в пучок на затылке. В ходу были румяна и довольно массивные золотые украшения. Мужчины заплетали волосы в две косы, оставляя спереди несколько прядей, напоминающих казацкий чуб — «оселедець». Впрочем, народ попроще выглядит не столь презентабельно: рыбак на одной из фресок коротко острижен. Изображения одежды демонстрируют не только высокий уровень развития местного текстильного производства, но и изысканную женскую моду. Многослойная композиция создавалась из тканей с разноцветной каймой.
Раскопки приоткрыли нам и некоторые стороны быта островитян. Стены жилищ были украшены, кроме сюжетных росписей, еще и композициями, напоминающими современные обои. Есть среди них и чередующиеся панели из фрагментов разного цвета — голубых и желтых. Изучая пустоты в вулканическом пепле, археологам удалось получить слепки давно истлевших изделий местных мастеров. Особенно впечатляет находка столика на трех ножках, декорированных затейливой резьбой. Огромное количество керамической посуды — от огромных пифосов («бочек» для хранения запасов зерна, вина и масла) до кувшинов и чаш — покрыто росписью, в основном красной краской. Одним из местных блюд было жареное мясо: найдены переносные парные керамические подставки, напоминающие современные шашлычницы. Каждая имеет ручку для переноски и украшена спереди изображением головы животного.
О том, что жители острова путешествовали в дальние края, можно судить по набору животных и растений на фресках: тут встречаются деревья, напоминающие пальмы, папирус, гепарды, обезьяны. Чтобы увидеть все это разнообразие, обитателям островов Эгейского моря следовало добраться хотя бы до Египта. И они туда действительно добрались. Свидетельства тому — не только находки египетских вещей на островах, но и изображения островитян, приносящих дары, найденные в самом Египте. На одной из фресок изображены желтоволосые критяне, несущие кувшины, вазу на высокой ножке, бусы, а один из них тащит на плече слиток бронзы в виде шкуры быка. Такие слитки имели стандартный вес, который легко было учитывать при расчетах за товары или выплате дани.
Собственно, связи с Египтом как раз и раскрывают один из источников зажиточности островитян: им была морская торговля. На материке в те времена уже существовало достаточно много потребителей заморской роскоши. На протяжении предыдущего тысячелетия там и на островах возникли десятки (если не сотни) «дворцов». Особенно интенсивно этот процесс шел около 2400-2200 гг. до н.э. Каждый такой дворец принадлежал племенному вождю, контролировавшему округу из десятка-другого деревень. Наиболее удачливые возглавляли союзы племен и почитались как могучие «цари». Их власть обеспечивали воинские дружины, вооруженные копьями и мечами — оружием местного производства, изготовленным из бронзы. Но если литейщики имелись едва ли не в каждом дворце, то сырье в большинстве случаев приходилось доставлять издалека. Кстати, один из важнейших центров металлургии в те времена располагался на еще одном острове, ныне именуемом Кипром. И вот тут уже нельзя было обойтись без отважных мореплавателей Крита, Феры, Родоса и многих других островов.
Гибель Атлантиды?
Однако величие вождей и царей выражалось не только в могучей армии, но и должно было быть продемонстрировано такими атрибутами, как одежда, украшения, утварь. Ну и жены, родня — всем следовало выглядеть соответственно. Поскольку лучшие ремесленники в те времена обитали в Египте и его ближайших окрестностях, то без купцов-мореходов снова-таки обойтись не удавалось. Взамен на юг шел янтарь, часть которого оседала на Крите и других островах — именно во втором тысячелетии (а может, и ранее) был налажен трансъевропейский «янтарный путь». Кстати, одно из его ответвлений проходило по Южному Бугу, о чем свидетельствуют «импортные» украшения с территории Греции той эпохи, найденные в погребениях местных вождей. Еще одной из статей торговли могла стать продажа в южные страны рабов, захваченных на континенте.
Более пятисот лет длилась эпоха процветания островных государств, одно из которых располагалось на острове Фера. Возможно, в какой-то момент они были объединены под властью правителя Крита. Это событие могло стать источником легенд о могучем царе Миносе, его дворце-лабиринте, Минотавре и других чудесах, о которых через тысячу с лишним лет рассказывали в Элладе современники Платона. Конечно, за это время истории обросли новыми подробностями…
Разумеется, природный катаклизм нанес мощный удар по островитянам. Им пришлось сниматься с насиженных мест, цунами разрушили множество прибрежных селений. Однако из древнего города у Акротири местные жители, судя по раскопкам, сумели убраться вовремя. Да, они оставили археологам большое количество посуды, но ни драгоценностей, ни даже бронзовых изделий при раскопках не находят, да и останков людей тоже — в
отличие от тех же Помпей, также павших жертвой катастрофического извержения.
О последствиях катаклизма для минойской цивилизации различные исследователи пишут по-разному, но все сходятся на том, что ее былому величию был нанесен серьезный ущерб. Во всяком случае, на Феру, в старые места никто так и не вернулся — древний город почти 3700 лет дожидался археологов. Впрочем, с датировкой катастрофы не все так просто. Называют разные даты: тут и 1627 год до нашей эры, и 1530-й, и другие. И это несмотря на то, что есть надписи из Египта той эпохи:
«Боги выразили недовольство… боги приходят с бурей, это вызвало тьму на Западе… небо было… они достигли каждого дома…»
Одним словом, в Египте тоже ощутили гнев богов, о чем появилась соответствующая надпись на «стеле Ахмоса», обнаруженной среди развалин Фив. Правление Ахмоса датируют 1550-1528 или 1539-1517 гг. до н.э. С другими упоминаниями та же проблема.
Как бы там ни было, руины у Акротири подтверждают факт гибели поселений на острове, а уж какие это событие породило легенды — совсем другая история. Сегодня место раскопок превратилось в весьма привлекательный туристический объект. Древние руины перекрыли огромным навесом, проложили мостки для посетителей.
Правда, в последнее время пишут о том, что посещение этого комплекса небезопасно: то стена завалится, то мостки, то с навесом что-то не так. Кстати, автор открытия Спиридон Маринатос в свое время погиб из-за обвала одной из стен древнего города. Но главное открытие своей жизни он сделать успел, как успел и опубликовать первые результаты исследований, удивившие мир и заставившие вновь заговорить о древней легенде. К ней теперь может прикоснуться каждый — посетив место раскопок и побывав в местном музее, где выставлены и фрески, и находки, сделанные археологами.
Рональд
at
Домыслы, домыслы и только домыслы.
Больше ничего…