Connect with us

Прошлое Земли

Петроглифы долины Елангаш помогли составить реестр вымерших животных

Петроглифы долины реки Елангаш – это крупное скопление изображений, количество которых исчисляется десятками тысяч (хотя точное их количество неизвестно по сей день). Нанесенные на каменные поверхности рисунки были оставлены древними обитателями Алтая, сменявшими друг друга от эпохи к эпохе.

Река Елангаш, расположенная в юго-восточной части Республики Алтай, является одним из притоков реки Чуй. Она берет свое начало в приледниковом озере Южно-Чуйского хребта. Горный поток протяженностью 55 километров на одном из своих участков пересекает долину, где некогда творилось самобытное искусство, открывшееся нашей цивилизации по историческим меркам не так давно.

Первым, кто обнаружил елангашские петроглифы, был инженер императорского кабинета Михаил Брещинский. Это произошло в 1881 году, когда он занимался изучением возможных путей через Алтай в Китай, Монголию и Казахстан.

Однако всерьез изучать петроглифы начали только в 1969 году, когда этим вопросом плотно занялся советский этнограф Алексей Павлович Окладников.

От простого к сложному

Вся история наскального искусства в основном состоит из техники выбивки более твердой породой камня по более мягкой, часто осадочной породе скалы.

Елангашские петроглифы начинают появляться примерно в XIV тысячелетии до нашей эры, в эпоху палеолита. Первыми объектами на этих изображениях были луна, солнце, стихии (ветер, вода). Древние художники использовали примитивные геометрические фигуры: круг, точка, прямая и волнистая линии и т.д. Позже стали появляться изображения животных. Однако базовые элементы палеолита оставались все такими же примитивными и напоминали детские рисунки.

В неолит, охватывавший VII-IV тысячелетия до нашей эры, появилась уже более точная прорисовка. Животные изображались в объеме и анатомически достоверно.

Тогда стала использоваться точечная выбивка, при которой рисунок животного складывался из набора точек. Мастер сперва прочерчивал контур будущего объекта, а затем уже делал чистовую работу, выбивая точки по контуру.

А вот изображения людей стали появляться только в период энеолита (IV-III тысячелетия до нашей эры).

В эпоху бронзы (II тысячелетие до нашей эры) техника усложнилась. Теперь камень удалялся и внутри контура, что делало работу более трудоемкой.

Железный век (конец II тысячелетия до нашей эры – середина I тысячелетия до нашей эры) стал для региона периодом ранних кочевников – скифов. В арсенале художников появились металлические инструменты. В писанице (так в широком смысле называют скопления петроглифов) встречаются изображения переходного периода: работая над ними, мастера использовали одновременно и старые, каменные инструменты, и новые, кото-рые применялись для прорисовки более деликатных элементов, например конской гривы.

В гунно-тюркскую эпоху, начавшуюся в середине I тысячелетия до нашей эры, уже использовали не выбивку, а новую технику – граффити. Художники прочерчивали тонкие линии, что придавало этим рисункам большее изящество. Причем в самый поздний период линии стали настолько тонки, что рассмотреть их можно только при определенном освещении. Иногда в местах размещения изображений исследователи находят терки, которые использовались для растирания охры и угля. Это говорит о том, что эти рисунки раскрашивались.

«Поскольку петроглифы – это рисунки на открытых поверхностях, доступные ветру и дождю, то, конечно, эта раскраска быстро исчезала, – рассказывает исследователь петроглифов, руководитель проекта «Ожившие петроглифы» Елена Назаренко. – Возможно, в более позднее время люди обновляли и подкрашивали их, но точно об этом пока говорить нельзя».

Самые поздние изображения появились здесь буквально в прошлом столетии. Местные жители запечатлели драматичные периоды их жизни. Например, тут отражен период репрессий, когда советская власть арестовывала шаманов.

Перекресток древних маршрутов

Елангашская писаница занимает обширную территорию. Она охватывает 18 километров по обоим берегам реки Елангаш, доходя в ширине до 1,5 километра. Почему же скопление петроглифов оказалось здесь столь массовым?

Дело в том, что такие скопления чаще всего находят вдоль основных торговых путей древности. В точках их пересечения люди часто устраивали рынки. С другой стороны, долина Елангаш – первое место после сложных перевалов. В географическом смысле эта местность была очень удобна: закрытая, с двумя реками, удобным бродом. Идеальное место чтобы сделать привал и дать отдых себе и животным. Вслед за хозяйственной и торговой деятельностью пилигримы разворачивали и художественную.

Существовали и некоторые обязательные условия для размещения писаниц. Склон скалы обязательно должен быть обращен на юг, а перед ним должен находиться водоем: озеро, река и тд. И долина Елан гаш соответствовала этим требованиям в полной мере – петроглифический комплекс обращен к югу, и перед ним располагается древнее русло реки. Сейчас оно высохло, поскольку теперь река протекает позади комплекса.

Рембрандты древности

«Эти рисунки были выбиты не случайными людьми, – говорит Елена Назаренко. – Они принадлежали каким-то высоким сословиям, и, я думаю, племя содержало их, поскольку невозможно заниматься бытовыми вопросами и одновременно вести трудоемкую творческую работу».

Художественные задания мастерам, вероятно, также давало племя, что, впрочем, не исключает и их личную творчесwю инициативу.

Конечно, и люди попроще – скотоводы, пастухи – тоже порой изображали что-то вдохновлявшее их. Однако такие изображения в общей массе незначительны. Это, как правило, какое-нибудь небольшое изображение, например, козерога, бычка или собаки, да и оставляли их не на главных каменных писаницах, а где-то немного в стороне.

Рисунки служили разным целям. Часто это были послания путешественников друг другу. В Елангаше – крупной логистической точке – можно обнаружить много изображений, связанных с передвижением. Часто это были колесницы, причем выполненные с такой детализацией, что можно хорошо рассмотреть, принадлежали ли они одиноким путникам или семьям, оценить, с каким комфортом ехали люди.

Колесницы запрягали не только лошадьми, но и быками. На спинах этих быков устраивали мини-шатры и кибитки, где путешественники могли укрыться от непогоды. На рисунках можно рассмотреть сидящих внутри людей.

«Специалисты из различных областей могут почерпнуть из петроглифов профессиональную информацию, – рассказывает Елена Назаренко. – Например, селекционер из Кемеровской области, взглянув на изображения, четко определил, где селекционные быки, а где дикие, и даже усмотрел отображение формулы того, как следует правильно проводить скрещивание».

Запечатлены в петроглифах и ритуальные процедуры: похоронные процессии, свадебные обряды. Вероятно, художникам кто-то поручал отобразить те или иные события. Есть еще две популярные темы, встречающиеся в петроглифах, – это сцены охоты и сцены битвы. К первым относятся изображения выдающихся охотников, о богатой добыче которых стали складываться легенды. Что касается батальных сюжетов, например, в Елангаше есть изображение гунно-тюркской эпохи, на котором в противоборство вступили около шести пар воинов. Вероятно, так было запечатлено какое-то знаменательное сражение того периода.

Источник знаний

Петроглифы служат источником для многих областей науки. Фольклористы обнаруживают в них большое количество отсылок к мифологическим сюжетам и сказкам Алтая. Этнографы сопоставляют наскальные изображения с обрядами (похоронными, свадебными и тд.), дошедшими до наших дней, и обнаруживают большое сходство.

По словам Елены Назаренко, «алтайский народный костюм точно берет начало в эпохе скифов – на скифском рисунке женщины видно очень больше совпадение с современным национальным алтайским костюмом». В настоящий момент идет составление реестра краснокнижных и вымерших животных Алтая на основе петроглифов – древние художники подходили к созданию рисунков настолько анатомически точно, что это дает основание

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2024 "Мир знаний"