Connect with us

Оккультизм и Религия

Как астрологи творят историю

В Античности и Средние века практически не было различий между астрономией, которая изучает объекты в космическом пространстве, и астрологией, которая представляет собой убеждение, что эти объекты могут влиять на события на Земле. И хотя современная наука клеймит эти представления, как заблуждения, количество поклонников астрологии неуклонно растет.

Божественная гармония

Астрология родилась в Вавилоне, где в I тысячелетии до н. э. астрономы интерпретировали астрономические явления как предзнаменования. Позднее вавилоняне начали практиковать натальную астрологию, пытаясь предсказать события в жизни человека на основе положения звезд и планет в момент его рождения. Именно благодаря вавилонскому священнослужителю Бероссу, который переехал на греческий остров Кос около 280 года до н. э., с этими знаниями познакомились предки современных европейцев.

Зодиак и астрологическая система, используемые в западной астрологии, начали приобретать узнаваемую форму в эллинистический период (332-30 до н. э.). Натурфилософы рассуждали, что звезды и планеты могут влиять на Землю так же, как Солнце влияет на жизнь, а Луна – на приливы и отливы. Люди в эллинистическом Средиземноморье обычно обращались к астрологам, надеясь, что те смогут предсказать будущее, раскрыть скрытую информацию и вернуть потерянные или украденные вещи.

Астрология также была включена в древнегреческую медицину и греческую философию, поскольку считалось, что планеты оказывают как физическое, так и метафизическое воздействие. Вера в то, что определенные планеты имеют власть над определенными частями тела, и в то, что по положению планет можно предсказать наилучшее время для лечения, влияла на западную медицинскую мысль вплоть до начала современного периода.

Астрология широко практиковалась и в Римской империи. Римские императоры, такие как Август (63 до н. э. – 14 н. э.), чеканили монеты со знаками зодиака и публиковали гороскопы, предсказывающие их успех и процветание. При этом они понимали, что астрология может быть использована для подстрекательства к бунтам, а потому запрещали делать публичные предсказания о будущем Римской империи или самого императора. Но многие запрет обходили, так что император Вителлий (15-69) объявил астрологию вне закона.

Звезды и крест

Интерес римлян к астрологии снизился после принятия ими христианства. Но в позднем Средневековье интерес возродился вновь. Преемственность традиции удалось восстановить благодаря арабским и персидским авторам.

Исламские ученые на Ближнем Востоке и в Иберии создали много новых трудов по астрономии и астрологии. Потом эти тексты были переведены на латынь в XII веке и попали в библиотеки средневековой Европы.

Правда, в Средневековье люди уже не верили, что планеты и звезды являются богами, но многие по-прежнему полагали, что они влияют на события на Земле или предсказывают их. Считалось, что знаки зодиака и планеты имеют власть над определенными гуморами (жидкостями), частями тела и процессами болезни. «Как солнце контролирует растительную жизнь, а луна – приливы и отливы и женский менструальный цикл, так и земные события гармонируют с небесными, подобно струнам, настроенным на одну и ту же высоту» – утверждал один из средневековых авторов. Этот же принцип определял работу других оккультных наук, таких как магия, алхимия и геомантия.

Церковные власти в Европе также не одобряли астрологию как потенциально опасное занятие, поскольку она предполагала общение с духовными сущностями. Так что европейские астрологи рисковали быть обвиненными в общении с демонами или в ереси. Правда, хотя попытки узнать тайные знания с помощью астрологии были запрещены, исключение обычно делалось для астрологии, проводимой в практических целях, связанных с медициной, сельским хозяйством или навигацией. Сторонники астрологии пытались узаконить ее как науку, подчеркивая, что она основана на натуралистической философии, и отдаляя ее от демонических или магических практик.

Хотя средневековая церковь никогда открыто не одобряла астрологию, к ней часто относились терпимо. Фома Аквинский (1225-1274) писал, что небесные тела могут иметь определенную власть над физическими явлениями, но не над человеческой свободой воли или разумом.

Хочу все знать

По мере того как средневековые ученые все больше интересовались науками, астрология приобрела популярность среди правящей элиты. Многие европейские монархи нанимали астрологов при своем дворе, наряду с другими учеными и артистами. Итальянский астроном Гвидо Бонатти (1210 – ок. 1296) был одной из самых значительных фигур в средневековой астрологии и служил личным советником императора Священной Римской империи Фридриха II. А король Альфонс X Кастильский (1221-1284) за любовь к астрологии и вовсе получил прозвище Астролог.

Астрологи предполагали, что выравнивание или соединение планет является причиной исторических событий, таких как войны и стихийные бедствия. Теория соединения стала популярной в Европе в период позднего Средневековья для объяснения конфликтов и социальных потрясений. Некоторые астрологи делали смелые предсказания о конце света, а французский кардинал Пьер д’Айи (1351-1420) обращался к астрологии, чтобы определить, предвещает ли Западный раскол между соперничающими папами в Риме, Авиньоне и Пизе приход Антихриста. Средневековые астрологи также пытались понять с помощью астрологии исторические тенденции, объясняя такие события прошлого, как подъем ислама или падение Западной Римской империи, движением планет.

Некоторые астрологи пытались предсказать появление болезней или чумы в определенных городах. Так, врачи Парижского университета сообщили Филиппу VI Французскому, что соединение Юпитера, Сатурна и Марса в 1345 году стало причиной эпидемии «черной смерти» – чумы.

Ренессанс

В эпоху Возрождения интерес к астрологии стал еще более выраженным. Астрология уже давно стала компонентом медицинских, математических и философских исследований, но теперь она могла охватить более широкую аудиторию. Появление печатного станка в Европе XV века позволило астрологам продавать натальные карты и альманахи всем, кто интересовался своим будущим.

А еще в Европе эпохи Возрождения астрология стала методом политической пропаганды, как это было в Римской империи. Некоторые астрологи публиковали прогнозы о здоровье, судьбе и смерти правящих особ. Другие продолжали давнюю традицию выступать в качестве придворных советников, используя искусные интерпретации астрологии, чтобы подняться по социальной лестнице. Самый известный пример – Нострадамус (1503-1566), который консультировал французскую королеву Екатерину Медичи.

Отношение католической церкви к астрологии в этот период менялось. Такие папы, как Сикст IV и Александр VI, нанимали астрологов себе на службу, а папа Лев X даже основал кафедру астрологии в Римском университете Сапиенца. В то же время астрологи иногда становились объектом преследования римской инквизиции как еретики. Эрудит эпохи Возрождения Джероламо Кардано был заключен в тюрьму за ересь в 1570 году после составления гороскопа для Иисуса Христа.

К нападкам на астрологов подключились и ученые. Джованни Пико делла Мирандола изложил ряд критических аргументов в своей работе «Диспуты против астрологии». А Франческо Джуккардини указывал на то, что в астрологии действует предубеждение подтверждения, при котором ложные предсказания быстро забываются сторонниками астрологии, а редкие случаи точных предсказаний приводятся в качестве доказательства.

Наука и астрология

Во время научной революции европейские академии продолжали обсуждать достоинства астрологии, а такие астрономы, как Иоганн Кеплер и Тихо Браге, создавали астрологические работы для своих покровителей. Поскольку основы астрологии были поставлены под сомнение новыми открытиями в области астрономии и физики, некоторые пытались спасти эту практику путем реформ.

Кеплер считал, что проблема астрологии заключается в том, что она основана на ошибочных принципах, а большинство ее практиков некомпетентны, но что она может быть соответствующим образом реформирована. Одним из наиболее существенных изменений в астрологической теории Кеплера было принятие им наблюдения польского астронома Николая Коперника о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Он первым попытался пересмотреть астрологическую теорию в соответствии с гелиоцентрической солнечной системой Коперника и провел другие реформы, такие как отказ от зодиака.

В то же время мыслители раннего Нового времени боролись с растущим конфликтом между аристотелевской философией и буквальными библейскими толкованиями с одной стороны, и результатами новых научных открытий – с другой. Астрология находилась между наукой и религией и становилась все более несовместимой ни с одной из них. Пуританские богословы, такие как Уильям Перкинс, выступали против принятия астрологии в английском обществе, сравнивая ее с прорицаниями и языческими практиками. Но, несмотря на все эти проблемы, популярность астрологии среди населения было трудно поколебать. В 1660-х годах в Англии ежегодно продавалось в среднем 350 000 альманахов с астрологическими предсказаниями болезней и погоды.

Астрологические предсказания о надвигающейся чуме или катастрофе все еще могли вызвать панику среди населения, о чем свидетельствует всеобщий страх в Лондоне во время солнечного затмения в Черный понедельник 1652 года. Однако вскоре новые открытия в области астрономии и математики изменили представления людей о Солнечной системе и устройстве космоса, которые ранее доминировали в обсуждениях натурфилософии и астрономии. Эти события постепенно подорвали доверие к астрологии. По всей Европе среди образованных людей рос скептицизм по отношению к сверхъестественному в пользу рациональных объяснений явлений, основанных на наблюдаемых фактах.

Современная астрология

Однако в XIX веке рационализм начал давать сбои, а в Европе и США стали возникать новые религиозные движения, такие как теософизм и спиритизм. Это способствовало возрождению интереса к оккультизму, адепты которого включили астрологию в свои системы верований, наряду с такими практиками, как гадание по ладони. Отдаленная связь астрологии с Древним Вавилоном придавала ей мистическую привлекательность, несмотря на то, что современная астрология имеет лишь слабые связи с древними ближневосточными практиками.

Самым известным из этих астрологов раннего модерна был ирландский оккультист и гадатель по ладони Уильям Джон Уорнер, который использовал имя Чейро. Он предсказывал судьбы известным деятелям эпохи, включая Марка Твена, Оскара Уайльда и Томаса Эдисона. Несмотря на популярность астрологии среди оккультистов, она вновь приобрела массовый характер только в начале XX века.

Более современный подход к астрологии сформировался в начале XX века, когда мистицизм был объединен с терминами и концепциями из развивающейся области психологии. Карл Юнг считал астрологию символическим языком психологических архетипов и использовал натальные гороскопы в своем психоанализе.

А вскоре Дейн Рудьяр использовал идеи юнгианской психологии, эволюционной теории и популярной науки для продвижения астрологии на рынке для современных читателей. В 1930 году соратник Рудьяра, Пол Г. Клэнси, выпустил журнал «Со временная астрология», за которым последовал журнал «Американская астрология». Рудьяр популяризировал концепцию колонок гороскопов, в которых содержался расплывчатый прогноз в одном абзаце для людей, родившихся под каждым знаком зодиака.

К середине XX века популярность астрологии выросла настолько, что колонки с гороскопами стали постоянной рубрикой журналов и бульварных газет во всем мире.

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2024 "Мир знаний"