Connect with us

Оккультизм и Религия

Что скрывали ученики Иисуса Христа?

Апостолами (в переводе с греческого – «вестниками», носителями Благой вести) называли учеников Христа, поднявших его учение до статуса мировой религии. Считается, что именно они сформулировали это учение в четырех жизнеописаниях Иисуса (Евангелиях), а о том, как они распространяли христианство, повествуется в Деяниях святых апостолов. Однако насколько точно они передали проповеди Спасителя? Кем они были, так сказать, в социальном плане? Почему один из них стал предателем, но их так и осталось 12?

Ответить на первый вопрос вроде бы просто. Количество апостолов Христа всегда ассоциируется с цифрой 12. Родоначальник евреев Авраам имел сына Иакова, а у Иакова было 12 сыновей, ставших основателями 12 «колен (родов) Израилевых».

Получается, что, набирая учеников, Иисус изначально ориентировался на то, чтобы донести учение именно до своих соплеменников-евреев (если судить, разумеется, не по его происхождению от Бога Отца, а, так сказать, по «пятой графе паспорта»).

Конечно, «колена Израилевы» к тому времени уже перемешались, но, во всяком случае, само число 12 ассоциировалось у евреев с гармонией и совершенством. Не случайно, приступая к завоеванию Земли обетованной и переходя через Иордан, Иисус Навин приказал своим 12 сподвижникам взять по одному камню с русла реки.

Они были первыми

Однако, прибыв в Иерусалим к Пасхальным праздникам и находясь на пике своей земной славы, Иисус набрал еще 70 учеников. Цифра 70 тоже считалась гармоничной и совершенной, поскольку 70 народов, согласно Ветхому Завету, происходили из «чресел Ноя» и 70 человек во время блужданий по пустыне Моисей выставил для охраны главной религиозной святыни – скинии.

Однако, когда евреи поняли, что Иисус не собирается позиционировать себя как национального политического вождя (царя Иудейского), многие из этих 70 апостолов от Него отвернулись.

И лишь 12 первых учеников сохранили верность. Позже «команда» 70 апостолов пополнилась до прежнего числа за счет наиболее рьяных приверженцев христианского учения. Теперь посмотрим, как формировалась «команда» из 12 самых верных.

Первым в нее вступил рыбак Андрей, получивший прозвище Первозванный. Решив еще в юности посвятить себя Богу, он сохранял целомудрие и поначалу был учеником Иоанна Предтечи. Приняв крещение, перешел от Иоанна в ученики к Иисусу.

Проповедуя, он дошел до самых дальних северных краев. На Руси существовало предание, что именно Андрей принес в славянские земли и водрузил крест на «горах Киевских». Правда, не ясно, почему тамошние язычники так прочно и намертво забыли христианство аж на восемь с лишним столетий.

По преданию около 67 года Андрей был распят в греческом городе Патры на кресте из диагональных перекладин, получившем с тех пор название «андреевского».

Андрей привел к Иисусу своего старшего и уже женатого брата (тоже рыбака) Симона. Иисус дал ему имя Петр, что в переводе означает «камень», и пообещал: «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного».

Петр возглавлял христианскую общину Рима. После пожара 64 года, обвинив христиан в поджоге Вечного города, Нерон начал их системное истребление. В ходе этих гонений Петра распяли на кресте вверх ногами. Именно он считается первым римским папой и привратником у врат рая.

Братья-рыбаки Андрей и Петр привели к Христу третьего ученика – своего земляка из Вифсаиды Филиппа. Он принял мученическую смерть в самом престарелом по сравнению с другими апостолами возрасте – 87 лет. Как и Петра, его распяли вниз головой в малоазийском городе Иераполе, но уже не при Нероне, а при Домициане.

Филиппа называют автором не признанного церковью Евангелия, найденного в 1945 году археологами в вырытой ими из-под песка библиотеке Наг-Хаммади (Египет). Нельзя сказать, что содержание датируемой III веком (самое позднее) рукописи в чем-то принципиально противоречит Евангелиям каноническим. Но по форме вместо повествования о жизни Христа предлагается «микс» из афоризмов, притч, повествовательных и полемических диалогов. Содержание последних пересекается со спорами, которые велись среди лидеров первой христианской общины в Египте по второстепенным вопросам.

Автор явно подгонял содержание рукописи под свои взгляды, а финальную подпись «Евангелие от Филиппа» добавил, так сказать, для авторитетности.

Вероятно, именно Филипп привел к Христу своего то ли родича, то ли друга Варфоломея.

Дата мученической смерти последнего неизвестна, но принял он ее в Армении, в городе Альбане, где брат царя Астиага приказал содрать с апостола кожу.

Неканонический Фома и два Иуды

Подобно Андрею и Петру, рыбаком был и апостол Иоанн, считающийся любимым учеником Иисуса и автором одного из четырех канонических Евангелий. Христианской церковью признаны каноническими также три его послания о вере и Книга Откровения (Апокалипсис), в которой описываются бедствия, которые постигнут человечество перед Страшным судом. Иоанн оказался единственным апостолом, умершим своей смертью в возрасте то ли 91, то ли 101 года. А вот его старший брат Иаков был зарублен в 44 году мечом по приказу иудейского царя Ирода Агриппы I. Именно он первым из 12 апостолов и принял мученическую смерть за веру.

После Иоанна и Иакова следующим в списке 12 учеников стал Левий Матфей (или просто Матфей). Представитель презираемой у евреев профессии мытарей (сборщиков пошлин), он послушно последовал за Спасителем, когда Тот, проходя мимо него, сказал: «Следуй за Мною». Матфей стал автором второго из четырех канонических Евангелий.

Мученическую смерть принял около 74 года, только неясно где – то ли в Эфиопии, то ли в том же Иераполе. Имя апостола Фомы почти срослось с закрепившимся за ним прозвищем Неверующий. Дело в том, что, узнав от товарищей о воскресении Христа, он заявил, что поверит в это, только если вложит персты в Его раны. И Христос явился вторично, после чего сомнения у Фомы отпали.

Свою верность учению Спасителя он продемонстрировал, добравшись с проповедями чуть ли не до Китая. Погиб же, как считается, в Индии в 68 или 72 году, будучи казненным по приказу царя города Мелиапора.

Фоме приписывают еще одно неканоническое Евангелие, полная рукопись которого была найдена там же и тогда же, что и рукопись «Евангелия от Филиппа».

От канонических Евангелий оно тоже отличается формой, поскольку Иисус беседует с учениками в формате «вопрос-ответ». Но главное – крамольное содержание. Например, Христос не чтобы категорично, но отвергает пост и подачу милостыни, выдвигая аргументы в стиле греческих софистов. Мол, сделать это искренне у вас все равно вряд ли получится, а если будете переламывать себя, то «причините зло вашему духу».

Каноническое христианство все же исходит из того, что пост и милостыня – это формы работы над собой, и первоначальная неискренность свершаемых благих дел со временем будет искренне идти от сердца.

Среди апостолов Христа было два Иакова и два Иуды, причем двое носителей этих имен проходились друг другу родными братьями и по отцу назывались Алфеевы.

Считается, что Иаков Алфеев был мытарем (как и апостол Матвей). Датой его смерти указывается 22 октября 62 года, а вот относительно места и времени имеются расхождения. По одной версии – «побит камнями иудеями» в Мармарике на севере Африки по другой – распят на кресте по дороге в Египет в городе Острацине.

Его брата, чтобы не путать с апостолом-предателем, чаще называют не Иудой, а Фаддеем. Он принял смерть во второй половине I века в Армении, будучи изрублен алебардой (с которой его обычно и изображают).

Интересно, что в неканонических преданиях Иуду-Фаддея отождествляют с единоутробным братом Христа – тоже Иудой, – которого Мария родила плотнику Иосифу (так сказать, земному отцу Спасителя). Из этого должно следовать, что апостол Иаков Алфеев тоже единоутробный брат Христа, но таких выводов почему-то не делается.

В родственники Иисуса часто записывают и 11-го апостола – Симона по прозвищу Зилот (в переводе – «ревностный в вере»). Его склонны считать сводным братом Христа – то есть сыном плотника Иосифа от первого брака. Симон был жестоко убит (распилен пилой) на территории нынешней Абхазии, близ Нового Афона.

«Кодекс Чакос»

Теперь об апостоле-предателе Иуде. Территория некогда обширного Израильского царства делилась в то время на три области – Галилею, Самарию и Иудею. Иисус и 11 апостолов происходили из Галилеи и только Иуда – из Иудеи.

В 1970-х годах в Египте была найдена рукопись на коптском языке, известная как «Кодекс Чакос». Из-за плохого состояния папируса только в 2006 году опубликовали частичный перевод текстов, озаглавленных как «Евангелие Иуды». Методами радиоуглеродного анализа находка датируется 220-340 годами, но сам текст явно составлен раньше.

Рассказчик – Иуда – выступает как самый доверенный Спасителя по его же указанию. Концепция же создания мира кардинально отличается от изложенной в Библии. Например, создателем рода человеческого назван не Бог, а некий ангел Саклас, выступающий на подхвате у ангела-отступника (читай – дьявола) Небро, «чье лицо сверкает огнем, а облик осквернен кровью».

Исследователи пришли к выводу, что текст написал приверженец из секты каинитов. К слову, подготовить повествование о Христе настоящий Иуда все равно не успел бы, поскольку вскоре после предательства повесился на осине.

Оставшиеся же 11 апостолов решили, что освободившуюся вакансию нужно кем-то заместить – то ли чтобы не разрушать гармонию числа 12, то ли желая подчеркнуть свою «особость» по отношению к «команде» 70 апостолов.

Из числа этих 70 они избрали двоих, а потом бросили жребий, который пал на Матфея (тезку евангелиста). Родился он там же, где Христос – в Вифлееме. Погиб около 63 года, существуют две версии его гибели – то ли распяли на кресте, то ли побили камнями.

Касаясь 70 апостолов, так сказать, «второго ряда», отметим, что двое из них, хотя и не удостоились чести войти в группу 12, почитаются наряду с Иоанном и Матфеем как авторы двух из четырех канонических Евангелий.

Марк был учеником не самого Мессии, а учеником апостола Петра. Погиб во время нероновских гонения на христиан, но не в Риме, а во втором по значению городе империи Александрии. Испустил дух, когда толпа волокла его на судилище (23 апреля 68 года).

Что касается евангелиста Луки, то его можно считать личностью исключительной как минимум по одному важному критерию – являясь уроженцем сирийской столицы Антиохии, он вообще не был евреем. Его повесили в Греции в 84-летнем возрасте.

В число 12 апостолов из «первого» и 70 из «второго» рядов не входил апостол Павел. При этом христианская церковь включает его, наряду с «небесным привратником» Петром, в число апостолов «первоверховных».

Нося имя Савл и будучи ярым иудеем-фарисеем, он преследовал христиан, пока не был ослеплен светом с неба. Приняв крещение, успешно проповедовал и написал ряд канонических посланий о христианской вере. Во время Нероновых гонений на христиан, его, как римского гражданина, обезглавили, а не распяли.

Будем верить?

Насколько достоверны сведения об апостолах? Совокупность четырех Евангелий, Апокалипсиса, Посланий апостолов о вере, Деяний святых апостолов составляют признанный канонической христианской церковью Новый Завет. Добавим сюда неканонические тексты на евангельские темы и другие письменные источники той эпохи. Все это в совокупности образует внушительный комплекс исторических документов.

При их изучении и сопоставлении складывается вполне убедительная картина рождения христианства как мировой религии. В мелких нюансах источники по раннему христианству противоречат друг другу. И это объяснимо, поскольку речь идет о документах, созданных разными авторами, со значительными расхождениями в географии и времени. Но второстепенные расхождения как раз и придают убедительности всему комплексу документов в целом.

Тогдашние мастера пера были попросту не способны к масштабной фальсификации по созданию религии с нуля. За словом в раннехристианские времена всегда стояло дело, а сама литература была глубже по содержанию и выше по смыслам, чем то, что мы имеем сегодня.

Библейская тема и сегодня востребована для стилизаций. Самый яркий пример – роман «Мастер и Маргарита», где этакое «Евангелие от Булгакова» интегрируется с авторскими фантазиями о том, как бы он поступил с ненавистными ему современниками – от критиков и собратьев по литературному цеху до соседей по коммуналке и домоуправов. Народу нравится, но по сравнению с настоящими Евангелиями многословно и смысловом плане мелковато.

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение

Copyright © 2024 "Мир знаний"