Психология
Модели сознания
Знания человечества об устройстве человеческой психики, как ни парадоксально, довольно поверхностны. Существующие модели сознания обычно акцентированы на частных аспектах. Автор предпринял попытку подойти к вопросу более системно.
Общая характеристика сознания
В понимании обывателя сознание — осведомленность о чем-либо. Наше обычное сознание — не «естественный», а приобретенный продукт. Хотя сознание наполнено множеством полезных навыков и является своего рода «полезной энциклопедией на все случаи жизни», оно нередко само служит источником абсурдного и бессмысленного страдания.
Нормальное бодрствующее сознание, вероятно, правильнее было бы назвать рационально-эмоциональным, так как именно такое определение наиболее полно отражает истинную суть человеческого сознания. Смысл такого подхода был очевиден еще с древности. Дело в том, что эмоции и разум совместно определяют наше поведение. В культуре Китая с давних пор выделяли отдельно эмоции (разум Синь) и рациональный разум (разум мудрости И). Отношение к этим двум видам разума лучше всего характеризует фраза: «Где присутствует разум Синь, отсутствует разум мудрости И».
Принято считать, что по своей природе человеческое сознание не продуктивно, то есть играет управленческую, а не созидательную роль. Однако это не совсем так. Сознание продуцирует эмоции и мысли, а они, с точки зрения энергетики, являются своеобразными законченными энергетическими формами так называемого тонкого плана. Мистики настаивают на энергетике мысли, а энергетику эмоций несложно ощутить и обычному человеку.
Человеческое сознание может пребывать в трех состояниях: обычном (нормальном), измененном (проявляющемся в особых условиях) и патологическом (болезненном).
Развертывание сознания в линейном времени видится автору следующим образом. Душа, внедряясь в человеческий зародыш, запускает заложенные в него программы функционирования и развития. Программа функционирования представлена эмоциональной составляющей сознания. Она полностью обеспечивает инстинктивно-рефлекторную деятельность человека. Программа развития формируется как рациональная надстройка сознания с заложенным в ней алгоритмом автономного саморазвития. Между всеми элементами и материнской формой сохраняется возможность информационно-энергетического обмена.
На высоких уровнях развития личности существует возможность появления и совершенствования тех подпрограмм, которые могут анализировать и контролировать существующие программы сознания (речь идет о понятиях «я»-познающего и «я»-познаваемого). Иными словами, рациональное сознание повторяет на новом уровне Путь Души.
Рациональное познание, поддерживаемое эмоциональным компонентом, функционирует в целом как «я»-актуальное. Функцию «я»-потенциального («я»-глубинного), по-видимому, следует отнести к точке роста, ядру рационального сознания, которое связано прямым информационным каналом с Душой.
Измененные формы сознания (ясное, чистое) представлены непосредственно частью Души. Именно она (Душа) может совершать путешествия за пределы человеческого тела, снимая информацию с иных измерений времени и пространства.
Развитие человеческой личности идет в направлении автоматизации приобретенных навыков поведения. На этом пути происходит постепенное (и все более раннее) сокращение сектора влияния эмоциональной составляющей за счет возрастания роли рациональной надстройки. Такое наблюдение соответствует феномену акселерации и находит подтверждение на примере художественной литературы: сравните пространные лирико-эмоциональные отступления авторов XVII–XVIII вв. с лаконично-жесткими фразами авторов XX века.
Системная модель сознания
В данной модели сознания предлагается семь концептуально связанных элементов:
- инструменты сознания;
- принцип функционирования;
- алгоритм функционирования;
- структура и образы сознания;
- состояния сознания;
- уровни познания;
- альтернативы развития сознания.
Ниже будет рассмотрен каждый элемент.
Инструменты сознания
Человеческое сознание имеет два тесно функционально связанных, однако принципиально независимых инструмента познания. Это эмоции и мышление. Эмоции опосредствуют примитивную идентификацию стимула для возможного рефлекторного или осознанного ответа. Мышление (разум, рациональный разум, обусловленный разум) формируется как надстройка над эмоциями и представляет более сложное автономное самопрограммируемое устройство управления. Отдельным инструментом, по-видимому, следует считать интуицию, о которой известно, что она есть, но что она собой представляет по сути – остается пока тайной за семью печатями.
Принцип функционирования сознания
Принцип функционирования сознания основан на выборе во всех ситуациях полюса дуальности: «я» — «ты», польза — вред, активность — пассивность, мужчина — женщина и т.п.
В идеале накопление опыта приводит к новому этапу, а именно к осознанию выбора не полярности, а конструктивного среднего. Впрочем, размышляя философски, указанное конструктивное среднее может быть достигнуто за счет дробления шкалы дуальностей.
Алгоритм функционирования сознания
Алгоритм функционирования сознания можно представить в виде шестиэтапной схемы:
- Прием сигнала ⇒ формирование эмоций ⇒ запуск рефлекторной поведенческой реакции ⇒ кодирование каждого элемента мышлением.
- Логическая операция сличения ситуации с виртуальным опытом (обращение к памяти) ⇒ анализ ⇒ синтез ⇒ абстрагирование ⇒ идентификация ситуации.
- Логическое моделирование вероятных ситуаций будущего (представление вероятностей как виртуальной реальности ⇒ программирование будущего).
- Логический выбор решения (ситуация «здесь и сейчас»).
- Выполнение программы действий.
- Фиксация результата (опыта) ⇒ сопоставление его с характеристиками полученного сигнала.
Мышление дискретно отслеживает актуальную информацию настоящего, так же дискретно отвлекаясь на сравнение ее с прошлым опытом, проецирование прошлого опыта на будущее и прогнозирование последствий своих действий. Таким образом, мышление находится в импульсивном движении между прошлым и будущим. Теоретически фиксация мышления на точке времени-пространства «здесь и сейчас» обрывает эти скачки. Вне зависимости от того, как проводится фиксация — сознательно или искусственно, на практике это приводят к отключению мышления от реального мира, к тому, что образно названо К. Кастанедой «остановкой мышления». В состоянии остановки рационального осмысления из внимания выпадают привычные объекты, внешнее и внутреннее пространство становится неопределенным расплывчатым фоном, и импульсы, идущие извне и изнутри, не достигают сознания. Человек оказывается текущим в потоке времени только настоящего, без мыслей, получая, таким образом, прямой доступ к чистому, истинному, Божественному сознанию. Описанная ситуация характерна для измененного состояния сознания, отражающего, по уверению мистиков, истинную природу разума.
Структура и образы сознания
В структуре индивидуального сознания можно выделить два слоя с чертами дуальности:
- поверхностный слой «дневного» сознания (управляемое поведение и осознанный опыт, в том числе штампы субличностей и масок);
- глубинный слой (неизменное поведение и «законсервированный» опыт, ядро личности, подсознание и бессознательное).
Дуальные черты подразумевает возможность противоречия между слоями; в жизни нередко так и случается, и человек попадает либо на прием к врачу с диагнозом невроза, либо на прием к психологу. Если результат функционирования поверхностного слоя знаком каждому, то само наличие глубинного слоя представляет некую загадку.
Подсознание и бессознательное
В нормальном состоянии человеческого сознания всегда присутствует некая область, скрытая «за кулисами», называемая «подсознание и бессознательное» (нередко эти термины смешивают между собой). Под этими понятиями подразумевают психические процессы, протекающие вне сферы субъективного контроля сознания, иными словами — те, о которых в данный текущий момент времени индивид не осведомлен. В обычном, штатном режиме они функционирует автономно, независимо от рационального сознания. К примеру, многие внешне осмысленные и явно не инстинктивные действия, как то: ходьба, держание столовых приборов при еде, держание ручки при письме и т.п., совершаются, тем не менее, в автоматическом режиме. Они не требуют специального внимания и фактически минуют сознание.
Категории подсознания и бессознательного можно разделить. Предлагается отнести те психические процессы, которые при надлежащем усилии (или при особых действиях) могут быть все же осознаны, к категории подсознания, а те, присутствие которых человек может лишь косвенно определить, но осознать сами процессы не может, — к категории бессознательного. Данное разделение, по-видимому, нуждается в принципиальном уточнении. Очевидно, к категории бессознательного разумно отнести все те программы психики, которые закладываются и формируются в человеке в процессе его внутриутробного развития до момента первого вдоха, т.е. до момента получения сознанием первого опыта как результата первого самостоятельного решения. Весь остальной опыт, полученный личностью в своем дальнейшем развитии, начиная с момента первого вдоха, но ставший на конкретный текущий момент по различным причинам неосознанным, следует признать категорией подсознания.
Из данной концепции следует, что бессознательные процессы в принципе не управляемы собственным сознанием, и практически все психологи едины в этом мнении. Такая позиция объясняет, в частности, феномен наследственных черт личности, а также, забегая вперед, мистического существования Рока, Судьбы, Кармы. Бессознательное следует рассматривать как интегральный и центральный аспект «я», формирующий основу ядра личности.
И подсознание, и бессознательное не изолированы от обычного сознания, какие-то информационные потоки между сознанием и подсознанием (и бессознательным) всегда имеют место. Так, содержание подсознания нередко проявляется (отражается) в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. Переход накопленных впечатлений, точнее, накопленного опыта из сознания в подсознание, получил в психологии название «вытеснение»; обратный процесс, из подсознания в область рационального сознания — «извлечение». Очевидно, во всех подсознательных процессах в скрытом виде заложены те же принципы функционирования, что и в сознании. Иными словами, подсознательные и бессознательные процессы представляют собой разумные, организованные и продуктивные ресурсы нашего сознания, обеспечивающие целостность «я». Хотя подсознательное может функционировать независимо от сознательных процессов (обычно это называется диссоциативной обработкой информации), под влиянием последних оно способно на глубинные изменения.
Образы сознания
Соответственно структуре образы индивидуального сознания представлены дуальностью (двойственностью) так называемого «я», или «эго»: «я» реальное — «я» идеальное; «я» текущее (актуальное в данный момент) — «я» потенциальное; «я» познаваемое — «я» познающее.
Интроекция
С подсознанием и бессознательным тесно связано понятие интроекции. Интроекция подразумевает прямое (без осознания и контроля разума) включение в структуру «я» элементов информации внешнего мира (чужих взглядов, установок, мотивов). Иными словами, индивиду рассказывают о некоей субъективной реальности, а он слепо считает что такая информация полностью объективна и не подлежит критике (пересмотру). Феномен инроекции сцеплен с памятью (подробнее – см. ниже раздел «память»). Человек с детства впитывает в себя, как губка, чужие знания, апрори (заранее) полностью доверяя им. Юное мировоззрение индивида, его представления о жизни, его взгляды на окружающую действительность, по сути, представляют сплошную интроекцию (иначе, чужое мнение!), не более. Вначале человек слепо следует усвоенным интроективным установкам. Со временем глубинная программа развития личности требует пересмотра этих взглядов; и здесь возникает настоящий конфликт между сознанием и подсознанием, поскольку в сознании личности заложено табу на любой пересмотр инроективных установок! Таким образом, можно сказать, что причиной многих проблем и страданий человека становится встроенная в сознание интроективная информация.
Структура подсознания
В подсознательных процессах выделяют такие структурные элементы:
- подпороговое восприятие, то есть восприятие привычных либо незначительных для жизнедеятельности человека стимулов;
- поведенческие автоматизмы и стереотипы поведения, то есть отработанные и в силу этого не нуждающиеся в осознании навыки поведения в привычных ситуациях;
- неосознаваемые мотивы поведения, истинный смысл которых не осознается в силу их личной или социальной неприемлемости, например в силу опасности ущемления собственного «эго» (удар по престижу).
Последние два элемента, по-видимому, находятся в так называемой «законсервированной» памяти, или в том банке данных, в котором хранится невостребованный в текущий момент времени весь пережитый опыт.
Состояния сознания
Имеет смысл выделить две области состояний индивидуального сознания: нормальное сознание и измененное состояние сознания.
Нормальное (привычное всем) сознание, в свою очередь, подразделяется на две формы: бодрствующее (обычное, дневное) сознание и сонное (ночное, малоизученное) сознание; в каждом из этих состояний присутствует элемент подсознания (теневое сознание по Юнгу).
Измененное сознание: обычное сознание под влиянием внешнего воздействия, интоксикации изнутри или просто осознанно может быть временно (реже — надолго) изменено. В таком измененном состоянии сознания внешний и внутренний мир, а также собственный опыт (память) видятся человеку совсем иным, под иным углом зрения, с иных позиций. Гипотетически в измененном состоянии сознания может быть получен более легкий доступ как к ясному (повышенному) осознанию, так и к подсознанию. При этом, с одной стороны, появляется возможность глубокой проработки своей психики (образно говоря, ее генеральная уборка), извлечения и изживания скрытых комплексов, но с другой стороны — присутствует явный риск ее фундаментальной поломки. Измененное состояние сознания подразделяется на такие формы: нарушения сознания (встречаются часто и длятся относительно дольше) и отражающие истинную природу разума (чистого, Божественного сознания); последние встречаются редко и длятся обычно мгновения.
Уровни познания
В процессе личностной эволюции, называемой онтогенезом, можно выделить 3 уровня проработки рационального сознания.
Первый уровень включает освоение:
- собственной телесной организации (собственный опыт);
- предметного окружающего мира (опыт плюс интроекция);
- правил поведения в социуме (интроекция плюс опыт).
На первом уровне проработки сознание мало дифференцировано и предстает целостным единым образованием, познающим мир.
Второй уровень подразумевает анализ и абстрагирование собственного опыта. Здесь возникает дифференциация «я» на «я»-образ, «я»-идеал и аналогичные подструктуры.
Третий уровень — это познание функционирования собственного сознания. На этом уровне выделяется новая подструктура — «я»-познающее («я»-глубинное), пытающаяся познать первый и второй уровни проработки сознания. Первые уровни предстают в этом статусе как «я»-познаваемое («я»-объект). Можно сказать, что «я»-познаваемое — это подструктура, накопившая опыт и устойчиво функционирующая в привычных для нее условиях.
Говоря о познании, невозможно обойти тему качества осознания. Б. Боденхамер и М. Холл описывают пять классических уровней осознания: неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность, осознанная компетентность, неосознанная компетентность, осознанная компетентность в неосознанной компетентности:
- неосознанная некомпетентность подразумевает ситуацию, при которой индивид не компетентен, и не знает об этом (неуч);
- осознанная некомпетентность предполагает степень познания, при которой индивид уже достиг понимания факта своей некомпетентности (ученичество);
- осознанная компетентность — обучение приводит к пониманию темы и овладению практическими навыками в данной сфере (профессионализм);
- неосознанная компетентность означает ту степень развития, при которой знания переходят в разряд «автоматизированных» и уходят в подсознание (высокий профессионализм);
- наконец, осознанная компетентность в неосознанной компетентности подразумевает прямой выход сознания высокого профессионала на канал интуиции, доступ в пласты информации, «витающей в воздухе». Обычно это уровень личностей профессионалов мирового класса.
Альтернативы развития сознания
Высшее (духовное) развитие подразумевает формирование законченной надстройки рационального сознания. Отсюда следует принципиальная возможность двух альтернативных путей развития:
рост сознания в форме развития преимущественно рационального компонента до уровня ясного сознания, повышенного осознания;
отказ от развития рационального компонента, упор на эмоциональной составляющей сознания.
Развитие рационального сознания означает овладение (интуитивное, рациональное и сущностное) полным контролем разума над эмоциями.
Ясное (повышенное) сознание означает тот высокий, развитой уровень сознания, при котором сознание максимально полно представляет Душу; иными словами, существует четко отлаженная связь, канал информационного потока с Божественным сознанием. На этом уровне подчинение человеческого разума Божественному Сознанию позволяет осознать ограниченность рационального (обусловленного) разума и «познание чистой природы разума».
Остановка развития рационального компонента и упор на эмоциональной составляющей сознания ведут к малопродуктивной в эволюционном плане, но бурной в смысле переживаний жизни. Именно такой видится в ретроспективе жизнь подавляющего большинства творческих личностей, воспевавших эмоции, — поэтов, музыкантов, художников.
Большинство из них отличались далеко не ангельским характером и прожили на удивление тяжелую жизнь, полную невзгод.
ЧЕКОС Я И КОМПАНИЯ
at
ВСЕМ ПРИВЕТ !!!
Разум, сознание и т. д. :- это функции тела и мозга человека (людей).
Живое в физическом смысле состоит из не живого.
Все производные тела и мозга не имеют материальной основы за не большими исключениями.
Вероятно человек вершина ЭВОЛЮЦИИ. СКОРЕЕ всего Эволюция этого не замечает.
Если это допускается, то ЧЕЛОВЕКу мало чего дано.
Иллюзия сформированная мозгом ЧЕЛОВЕКА и будет его “епархией”.
Это и нехорошо, но и неплохо …!?