История
Уйгурская хитрость. Великий шелковый путь осла6ил кочевников
Уйгуры – это уникальный тюркский народ, веками живший в самом сердце Великого шелкового пути, связывавшего европейские государства с Китаем. Благодаря этому уйгуры смогли, несмотря на то, что не раз были покорены другими народами, сохранить свою культуру и самобытность.
Уйгуры – это коренной народ Восточного Туркестана. Современные генетики полагают, что примерно на 60% уйгуры принадлежат к европеоидам, а на оставшиеся 40% – к монголоидам.
Переселение народов
В письменных источниках предки уйгуров упоминаются с III века. Китайцы называли тех кочевников гаоцзюй («высокие телеги») и выделяли их роль в составе могучей державы Хунну, которые долгие годы враждовали с Поднебесной. В начале I тысячелетия из-за военных неудач и междоусобиц их империя распалась: восточные хунну признали верховенство китайского императора, а западные были вытеснены в Среднюю Азию.
Но сами гаоцзюй никуда не исчезли. В V веке в китайских источниках появляется новое название этого союза племен – теле («тележники»). Вскоре покорять эти земли из Центральной Азии пришел Тюркский каганат – часть теле погибла, часть была покорена, а оставшиеся ушли на север на территорию современной Монголии.
Там в начале VII века и сложился обособленный этнос, который китайцы прозвали «девятью племенами». Именно там, у реки Селенги, 100 тысяч семей уйгуров создали свое первое государство – Уйгурский каганат (на тюркском языке слово «уйгур» означает «объединяющий, соединяющий»).
Впрочем, историк Лев Гумилев полагает, что реальная власть в каганате недолго была в руках воинственных племенных вождей. Вскоре доминирующей религией в Уйгурском каганате стало манихейство, и именно жрецы стали настоящей властью.
«…В 795 году на престол был возведен приемный сын одного из вельмож Кутлуг, на условиях ограничения власти. «Вельможи, чиновники и прочие доложили: “Ты, небесный царь, сиди спустя рукава на драгоценном престоле, а помощника должен получить обладающего способностями управления мерой с море и гору: …законы и повеления должны быть даны: должно надеяться на небесную милость и благосклонность”. Иными словами, у хана были отняты исполнительная и судебная власть, а политика взята под контроль небесной милости», то есть манихеев. Союз племен превратился в теократию», – пишет Гумилев.
Это понравилось далеко не всем. Ведь многие уйгуры исповедовали другие религии: буддизм, тенгрианство, несторианство… Единство уйгурского государства поколебалось.
Великая сушь
А вскоре религиозные распри усугубила новая напасть. Почти столетняя засуха в Великой степи подорвала военную силу каганата, базировавшуюся на многочисленной коннице, что стало причиной череды внешнеполитических поражений. А еще дефицит корма для скота вынуждал кочевые роды и семьи расходиться, чтобы найти хоть какое-то пропитание.
Вдобавок пресеклась правящая династия Яглакар. Последний хан Ачжо скоропостижно скончался в юном возрасте, а на его место родовые старейшины выбрали прославленного полководца Кутлуга, при этом существенно ограничив его единоличную власть.
Затем начались и внутренние усобицы, в которых претенденты на трон активно опирались на помощь воинственных соседей. И в 840-х годах, после разрушительного набега енисейских киргизов, самостоятельное государство уйгуров распалось.
Но как народ уйгуры сохранились. Они покинули степь и обосновались в оазисах Джунгарии и Кашгара, а заодно сменили кочевой образ жизни на оседлый. Новую жизнь в уйгуров вдохнул Великий шелковый путь, в самом сердце которого они оказались. Торговля потребовала от народа большого числа грамотных людей, знающих несколько языков. А еще нужно было хорошо разбираться в географии – ведь уйгуры не только обслуживали старые, но часто прокладывали новые торговые маршруты. Считается, что уйгурские торговые караваны забирались даже далеко на север Сибири, доходя чуть ли не до побережья Северного Ледовитого океана!
Образование и богатство сделало уйгуров миролюбивым народом, который предпочитал не воевать, а откупаться от самых агрессивных соседей. Некоторых вождей подкупали, а некоторых стравливали друг с другом. Удача была на их стороне. Так в конфликте с воинственными каракиданями, уйгуры вовремя сделали ставку на молодого монгольского вождя Тэмуджина. И эта ставка сыграла на все 100%!
Повелитель мира
Китайские хроники так описывают начало дружбы уйгуров и Чингисхана. Мол, после того как в 1204 году Чингиз завоевал найманов, будущий покоритель вселенной взял в плен и писца-уйгура Тататунгу, хранителя их золотой печати. Заинтересованный Чингисхан спросил о назначении этого предмета, и Тататунга ответил будущему повелителю мира: «Она используется во всех делах: как при выдаче денег и зерна, так и при назначении людей».
Выяснив, что у найманов Тататунга был чем-то вроде министра финансов, монгольский хан оставил его при себе. Более того, уйгурский стал одним из ведущих языков новой великой империи. Высокопоставленное положение заняли тысячи уйгуров, которые вели у монголов все финансовые дела, собирали налоги, а также занимались дипломатическими вопросами. Несколько веков, пока потомки Чингисхана правили всей Средней Азией, дела у уйгуров шли припеваючи. Но всему хорошему приходит конец…
В конце концов, империя монголов развалилась по тем же причинам, что и множество иных империй, – феодальная раздробленность, помноженная на давление усилившихся соседей. Это вновь поставило уйгуров перед необходимостью бороться за свое существование, отстаивая жизненное пространство в борьбе с другими народами.
На осколках империи Чингисхана уйгуры создали свое собственное государство, известное как Могулия, или Саидия (по имени основателя правящей династии – Султан-Саид-хана), со столицей сначала в Яркенде, а потом в Кашгаре. В период своего расцвета это государство контролировало все Семиречье, Ферганскую долину и окрестности озера Иссык-Куль, а также Бадахшан, Кашмир и часть Тибета! И все равно значительная часть уйгуров осталась на территории сопредельных государств.
С годами положение Могулии стало ухудшаться. Усугубляло его то, что эпоха Великих географических открытий проложила новый, более удобный и безопасный путь между Востоком и Западом, а Великий шелковый путь стал не нужен. В результате, к концу XVI века уйгурское государство становится вассалом Джунгарского ханства, правда, сохранив при этом значительную самостоятельность.
И все же уйгуры стремительно утрачивали национальную идентичность. Рассредоточенность между разными странами и массовый переход в ислам привели к тому, что уйгуры стали называть себя, прежде всего, «мусульманами», а также по региону происхождения – кашкарлык (кашгарец), хотанлык (хотанец) и так далее. «Спасла» ситуацию экспансия империи Цин.
Под «китайской пятой»
Заново «слепленная» чжурчжэнями из Маньчжурии, Поднебесная снова расправила плечи и стала грозить соседям. Пиком ее могущества стало правление императора Цяньлуна (1735-1796). Встав во главе государства в 24-летнем возрасте, император лично руководил военными действиями в Синьцзяне и Монголии. К 1760 году большая часть земель уйгуров была захвачена маньчжурскими правителями Китая.
И в отличие от «малограмотных» монгольских правителей, китайцы не нуждались в уйгурах как в элите завоеванных земель. А те, в свою очередь, отвыкли быть в жестком подчинении. Естественно, недовольство постоянно прорывалось наружу. Для того чтобы держать мятежную провинцию в повиновении, китайские императоры держали здесь военные гарнизоны, а также всячески поощряли переселение на эти земли китайцев из других провинций. Уйгуры снова осознали себе единым народом, а подъем национального самосознания привел к целой череде антикитайских восстаний.
И в 1865 году, воспользовавшись ослаблением империи Цин в результате опиумных войн, уйгуры снова смогли создать свое независимое государство – Йеттишар, во главе которого стал Якуб-бек. Но после его смерти в 1877 году опять началась борьба между претендентами на престол, чем не преминули воспользоваться китайцы, вернув контроль над регионом. В знак своего триумфа, захватив Кашгар, они извлекли труп Якуб-бека из могилы и сожгли его.
Восстания уйгуров продолжились и при Гоминьдане, и при коммунистах. И по сей день Синьцзян-Уйгурский автономный район, в котором проживает около 11 миллионов уйгуров (45% населения региона), остается «головной болью» Китайской Народной Республики.