История
«Союз нерушимый» – сколько стоил гимн СССР?
Слушая какую-то хорошую песню на стихи известного поэта, некоторые из нас задаются вопросом: а какой гонорар получили автор стихов и композитор за свои труды? Самой известной и наиболее часто исполняемой песней в СССР являлся гимн страны. Авторами текста к нему выступили С. В. Михалков и Г. А. Эль-Регистан, а процесс написания музыки был обставлен как настоящая военная операция под командованием маршала К. Е. Ворошилова. Однако гонорар за данное бессмертное произведение оказался по современным меркам достаточно скромным.
Страна без гимна
На вопрос о том, какой гимн был у Советского Союза до 1943 года, обыватель лишь удивленно вскинет брови и процитирует стихи С В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана. И ошибется. Дело в том, что собственного гимна в первые десятилетия после революции у СССР не существовало вовсе. В качестве главной песни страны на торжественных мероприятиях, как правило, исполняли французский «Интернационал». Несмотря на то что данная песня была написана во Франции и посвящена восстанию Парижской коммуны, во всем мире «Интернационал» в те годы считался негласным гимном всех коммунистов. Совершенно логично, что для страны победившей социалистической революции данная песня как нельзя лучше подходила в качестве гимна. Впрочем, были и другие претенденты на эту роль. Наравне с «Интернационалом» на право именоваться гимном СССР предлагали «Варшавянку», «Замучен тяжелой неволей», «Марсельезу», «Беснуйтесь, тираны», а также еще целый ряд не менее популярных революционных песен.
Но все равно чаще всего на торжественных мероприятиях звучал именно «Интернационал». В качестве косвенного объяснения этого факта можно привести стенограмму Первого всероссийского съезда по просвещению, состоявшегося 4 сентября 1918 года. Как утверждает текст документа, в конце мероприятия его организаторы включили «Интернационал». Услышав первые ноты французского революционного марша, популярный в то время советский историк М. Н. Покровский произнес: «Теперь у нас нет национального гимна. Пусть же революционный “Интернационал” станет нашим гимном». Похожие высказывания в первые десятилетия советской власти звучали не раз. Даже когда после нападения немецко-фашистских войск на СССР радио Би-би-си в знак солидарности захотело поставить в эфир официальный гимн Советского Союза, то его нигде не обнаружили. В результате из приемников зазвучала «Широка страна моя родная».
Отборочный тур
Кремле, конечно, понимали, что такой великой стране, как СССР, жить без собственного гимна как-то не совсем подобающе. К тому же обстановка на фронте для поднятия духа личного состава требовала наличия своей собственной главной песни страны. Однако существующие многочисленные революционные песни относились к Гражданской войне и не охватывали чаяния всех слоев населения страны. Неудивительно, что едва враг был отброшен от Москвы, как в Кремле летом 1942 года объявили о начале работ по созданию Государственного гимна СССР.
Учитывая важность и масштаб поставленной задачи, в стране был объявлен небывалый прежде грандиозный песенный конкурс. Руководить его проведением поставили не кого-нибудь, а самого маршала Ворошилова, ближайшего соратника и друга И. В. Сталина. К работе по написанию музыки будущего гимна привлекли 170 композиторов, представивших на суд высокого жюри 223 варианта государственного гимна СССР. Не менее масштабно протекала работа по написанию стихов для главной песни страны.
После тщательного отбоpa в мае 1943 года начальник Главного политического управления РККА А. С. Щербаков доложил Сталину, что за год, начиная с лета 1942 года, специальным жюри было отобрано 19 авторов текстов стихов гимна и 8 композиторов мелодий для него. Для прослушивания всех возможных вариантов музыки и слов гимна членами специальной комиссии все они были тщательно разучены и исполнены лучшими коллективами страны. Но ни один из гимнов не устроил ни вождя, ни его окружение.
Работа над ошибками
Провал в таком важном деле, да еще во время войны, мог стоить участникам и организаторам песенного конкурса головы. Неудивительно, что, собрав 18 июня 1943 года после неудачного прослушивания участвовавших в конкурсе поэтов и композиторов, Климент Ефремович устроил им грандиозный разнос. В резкой форме маршал потребовал, чтобы в течение полутора месяцев все участники подготовили новые варианты стихов гимна и музыки к нему. Новое прослушивание разбили на два дня — 17 и 24 августа 1943 года. На этот раз членам комиссии необходимо было выбрать наилучший вариант музыки из 55 вариантов, подготовленных 40 композиторами. Отобрали 15 мелодий. Финалист должен был быть определен на итоговом прослушивании 1 ноября 1943 года. Увы, присутствовавшим в правительственной ложе И. В. Сталину, В. М. Молотову, К. Е. Ворошилову, Л. П. Берии и Г. М. Маленкову снова не понравился ни один из представленных вариантов гимна. Назревала настоящая буря. Композиторы день и ночь писали новые мелодии, которые тут же зарубались на корню. Лишь с четвертой попытки 16 ноября 1943 года были определены три финалиста в конкурсе мелодий гимна: А. В. Александров, совместный вариант Д. Д. Шостаковича — А. И. Хачатуряна и И. И. Туския.
Стихи стихам рознь
Учитывая творческие баталии, развернувшиеся во время сочинения музыки, можно отметить, что написание стихов происходило не менее сложно. Из огромного количества вариантов, присланных со всей страны. Ворошилов лично отобрал для демонстрации вождю и членам правительства стихи В. М. Гусева, С. В. Михалкова, С. П. Щипачева, Н. Н. Асеева, С. И. Кирсанова, М. А. Светлова, О. Ф. Берггольц, В. И. Лебедева-Кумача и П. В. Слетова.
После многократных комментариев и доработок в сентябре 1943 года Иосиф Виссарионович остановился на совместном произведении С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана, исполнявшемся под музыку Д. Д. Шостаковича. Главным напутствием вождя, переданным через Ворошилова, было пожелание, чтобы стихи гимна были предельно простыми и в то же время торжественными. Это неудивительно, ведь исполнять их должны были все граждане страны независимо от социального слоя, образования и уровня культуры. При этом для каждого из них стихи гимна должны были быть предельно понятны и близки к сердцу. Доходило до того, что, как впоследствии вспоминал Сергей Владимирович Михалков, им с соавтором приходилось утверждать у Сталина буквально каждую строчку.
Больше всего вождю не понравилась первая строфа: «Свободных народов союз благородный…». Необходимо было заменить старорежимное «благородный» на что-то более революционное.
Затем Иосиф Виссарионович обратил внимание на слова «Нас вырастил Сталин — избранник народа», заявив, что это звучит нескромно. Аналогичной придирчивой цензуре подвергся весь текст гимна. Тем не менее авторов на переправе решили не менять, и для более плодотворной работы им даже был выделен отдельный кабинет в Кремле.
Только через месяц, 23 октября 1943 года, Сталин утвердил окончательный текст стихов гимна. Правда, после этого заменили музыку Шостаковича на Александрова, доработав текст припева для более мелодичного звучания. Лишь затем, 14 декабря 1943 года, официальным постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) был утвержден текст гимна Михалкова—Эль-Регистана на музыку Александрова.
Всем сестрам по серьгам
После публикации постановления правительства об утверждении Государственного гимна СССР власти вспомнили, что неплохо было бы выплатить творческим работникам, участвовавшим в этом конкурсе, причитающийся им гонорар.
Самое интересное, что это был первый и, наверное, единственный случай в мировой истории, когда вознаграждение было выплачено не только непосредственно авторам утвержденного произведения, а всем композиторам и поэтам, предоставлявшим свои труды на суд высокой комиссии.
В январе специальным распоряжением была выделена, можно сказать, фантастическая по тем временам сумма в 1 212 000 рублей по Специальному постановлению Совета Народных Комиссаров СССР «О вознаграждении поэтов и композиторов, принявших участие в работе по созданию Гимна Союза Советских Социалистических Республик».
Авторам утвержденного текста гимна — Сергею Михалкову и Эль-Регистану — выплатили по 100 тыяч рублей. Аналогичную сумму получил автор музыки А. В. Александров. Остальные участники были отмечены денежным у вознаграждением соответственно своему участию и количеству предоставленных вариантов музыки и стихов. Гонорар в размере 4 тысяч рублей выплатили 31 автору. Причем наиболее удачные варианты были оплачены отдельно. Н. Н. Асееву и М. В. Исаковскому выплатили 8000 рублей, О. Я. Колычеву — 12 000 рублей, С. Алымову и М. С. Голодному по 16 000 рублей. Больше всех получили В. М. Гусев и В. И. Лебедев-Кумач — по 20 000 рублей каждый.
Не менее щедро оценили труды композиторов. По 4 000 рублей выдали 116 авторам музыки. Лучшие мелодии оценили несколько дороже: 27 композиторов получили по 8000 рублей, 10 человек по 12 000 рублей. Вышедшему же в финал, но не победившему А. И. Хачатуряну заплатили 28 000 рублей, а Д. Д. Шостаковичу — 32 000 рублей.
Конечно, с позиций сегодняшнего дня сложно оценить, много или мало было заплачено за стихи и музыку к Государственному гимну, который затем несколько десятилетий ежедневно слушали миллионы жителей страны. Для сравнения можно лишь привести пример, что личный автомобиль марки «Москвич», неслыханная по тем временам роскошь, стоил 9000 рублей.
Классика — вечна!
После смерти И. В. Сталина Гимн СССР неоднократно пытались изменить. Начиная с 1955 года — из-за большого количества упоминаний в тексте имени вождя — на протяжении многих лет гимн страны исполнялся без слов. Тем не менее, понимая, что песня без слов звучит как-то нелепо, в мае 1977 года М. А. Суслов предложил написать новую музыку и текст гимна. Вновь провели конкурс.
На этот раз в нем приняло участие 67 поэтов и 80 композиторов. В результате строгая комиссия вновь остановилась на слегка измененном варианте стихов Михалкова—Эль-Регистана на музыку Александрова.
И сегодня гимном России, согласно закону «О Государственном гимне РФ», с 4 декабря 2000 года является все тот же вновь отредактированный текст стихов Михалкова на музыку Александрова… Это еще раз доказывает, что руководство страны в свое время сделало абсолютно правильный выбор!