История
Человеческие зоопарки: позор истории
Это кажется диким, но еще менее 100 лет назад в Европе и США существовали зоопарки, где для развлечения публики демонстрировались живые представители диких племен Азии, Африки, Австралии или Новой Гвинеи. Их содержали за решетками, чаще всего обнаженными, нередко рядом с клетками, где находились обезьяны, а иногда и в одних вольерах с животными. Экспозиции должны были показать различия между цивилизованными людьми и туземцами, которые считались всего лишь переходной ступенью от обезьяны к гомо сапиенс.
Рекорды просмотров
Наибольшую популярность человеческие зоопарки приобрели в Германии. Существовали они в Лондоне, Париже, Варшаве, Барселоне, Нью-Йорке и многих других городах мира. Экспозиции пользовались огромным успехом, посмотреть на дикарей приходили сотни тысяч посетителей. Долгое время рекорд принадлежал «деревне негров», которую соорудили на Всемирной выставке в Париже в 1889 году, посмотреть ее пришли в общей сложности 28 миллионов зрителей. А в 1931 году такая же экспозиция в том же городе была настолько успешной, что за шесть месяцев было куплено 34 миллиона билетов!
Отметим, что отношение к туземцам как к «неведомым зверушкам» имеет очень давнюю традицию. Еще с древности невольников с другим цветом кожи держали при дворах многие царственные особы (достаточно вспомнить Абрама Ганнибала, арапа Петра Великого). Известно, что в XVI веке во дворце правителя Флоренции Ипполито Медичи жили свыше 20 представителей экзотических народов, а Христофор Колумб из первого путешествия в Америку привез с собой шестерых индейцев.
Но этих людей никто не показывал за деньги! Да, их воспринимали как нечто экзотическое, но никому не приходило в голову делать их героями публичных зрительских мероприятий, а уж тем более помещать в клетки рядом с животными.
Черная Венера
Первой в истории участницей подобных представлений стала готтентотская девушка Саарти (Сара) Баартман, получившая прозвище Черная Венера. Она родилась на территории современной ЮАР в конце XVIII века, была захвачена белыми работорговцами и продана одному из местных фермеров. В 1810 году ее перевезли из Кейптауна в Лондон в качестве служанки.
Сара, как и другие женщины ее племени, имела чрезмерно развитые, на взгляд белого человека, ягодицы.
Хозяин стал за деньги показывать ее в обнаженном виде. Публика валом валила на аттракцион под названием «Попа Венеры». Правда, нашлись и те, кто посчитал подобное зрелище недопустимым. Представители аболиционистской (выступающей за отмену рабства) организации «Африканская ассоциация» подали на хозяина Сары в суд. И… потерпели полное фиаско. Во время разбирательства Черная Венера заявила, что работает не по принуждению, а потому, что ей неплохо платят, и она совсем не чувствует себя униженной рабыней.
Через четыре года интерес лондонцев к девушке заметно снизился. Хозяин перепродал ее французскому дрессировщику животных. Сару показывали вместе с обезьянами, но публике такое зрелище тоже быстро надоело. В 1815 году девушка при не совсем выясненных обстоятельствах умерла в возрасте 25 лет. Ее тело было передано антропологам для исследований, а препарированные останки выставлялись в парижском Музее человека вплоть до 1974 года. Позже, в 2002 году, благодаря усилиям бывшего первого темнокожего президента ЮАР Нельсона Манделы их отправили на ро- дину Сары для погребения.
Кто из них человек?
В истории известен предприниматель Карл Хагенбек – в 1907 году именно он открыл в Гамбурге первый в мире зоопарк, где для животных были созданы природные условия обитания. Но еще до того Хагенбек придумал демонстрировать публике туземцев. От отца ему досталась большая коллекция животных, и в 1875 году Карл начал показывать не только фауну, но и аборигенов некоторых стран. Экспозиция была передвижной, Хагенбек представил ее во многих крупных городах Европы. Выставка пользовалась большой популярностью. В 1889 году с разрешения правительства Чили предприниматель выкупил 11 представителей тамошних племен, посадил их в клетки и показывал по всему Старому Свету. Осуждения такая деятельность не вызывала – наоборот, в 1891 году правительство Франции даже наградило Карла Хагенбека медалью Академии за «образовательную ценность» его экспозиций.
Согласно легенде, выставку Хагенбека однажды посетил канцлер Германии Отто фон Бисмарк. Он долго рассматривал находившихся рядом гориллу и африканца, потом задал вопрос: «А кто из них человек?»
За фунт соли
Очень скоро подобные зоопарки появились во многих городах не только Европы, но и США. В 1883 году организаторы Международной колониальной выставки в Амстердаме в специальной загородке воссоздали деревню суринамских индейцев вместе с ее обитателями. За полгода существования экспозицию посмотрели более миллиона зрителей.
В 1896 году зоопарк Цинциннати в Огайо на три месяца разместил на своей территории деревню жестоко разгромленных американской армией индейцев сиу. А на Всемирной выставке 1904 года в Сент-Луисе американцы показали недавно покоренных индейцев апачей и филиппинцев. Целью такой демонстрации было убедить посетителей, насколько дики эти народы и как они нуждаются в том, чтобы белые люди быстрее принесли им блага цивилизации.
В 1906 году Нью-Йоркское зоологическое общество устроило выставку «Недостающее звено», поместив в вольере с человекообразными обезьянами конголезского пигмея по имени Ота Бенга. Стандартная табличка, такая же, как для животных, гласила: «Возраст 23 года, рост 4 фута 11 дюймов (около полутора метров. – Прим. ред.), вес 103 фунта (46,72 килограмма. – Прим. ред.). Привезен Сэмюэлем Вернером из региона реки Касаи, Свободное государство Конго, Южно-Центральная Африка. Выставляется каждый день весь сентябрь».
Незадолго до этого бельгийские колонизаторы захватили деревню, где жил Ота Бенга. Этого мужчину, у которого убили жену и двоих детей, продали христианскому миссионеру Сэмюэлю Вернеру за фунт соли и отрез ткани. Вернер привез пигмея в США, утверждая, что тот поехал с ним по доброй воле. Хотя сам Бенга неоднократно демонстрировал желание освободиться и даже нападал на своих надсмотрщиков (по некоторым сведениям, его обманули, заманив в зоопарк предложением заботиться о его слоне).
Ежедневно посмотреть на туземца приходили тысячи посетителей. Они бросали в него окурки, смеялись в лицо, пинали через решетку. При этом газеты (в частности, «Нью-Йорк тайме») сообщали, что пигмею в клетке живется гораздо лучше, чем в условиях его страны.
Для придания колорита туземцу оставили лук со стрелами. В конце концов, чтобы хоть как-то защититься, он стал стрелять в посетителей. Несколько темнокожих священников начали борьбу за его освобождение и, в конце концов, добились своего – Ота Бенга покинул зоопарк. Его отвезли в город Линчберг штата Вирджиния, где он некоторое время работал в больницах. Но пигмей так и не смог адаптироваться в американском обществе – без родины и без семьи. В конце концов, он выкрал у кого-то револьвер и выстрелил себе в сердце.
Игра в туземцев
В середине 1930-х годов человеческие зоопарки начали закрываться – но не изза победившего гуманизма, а в связи с Великой депрессией. У публики просто не было денег, чтобы купить билет и смотреть на аборигенов в вольерах. Последними закончили существование экспозиции в швейцарском Базеле в 1935-м и итальянском Турине в 1936 году.
Правда, в 1958 году в Брюсселе на выставке «Экспо» организаторы воссоздали конголезскую деревню (за что подверглись жесткой критике). Но это был не человеческий зоопарк – а лишь напоминание о том, что таковые когда-то существовали. Из Конго в Брюссель привезли 183 семьи: 273 мужчины, 128 женщин и 197 детей, в общей сложности 598 человек. Их разместили в специальном здании за пределами выставки, куда африканцев каждый день, как на работу, возили на автобусах. Здесь они занимались своими народными ремеслами и как бы жили повседневной жизнью в крытых соломой хижинах. Туземцы умело играли свои роли: подкармливавшие их бананами посетители даже не подозревали, что если «дикарей» пожалеть и отменить показ, то те лишатся вполне приличного заработка и надежды на лучшую жизнь. Через пару месяцев живые экспонаты были отправлены на родину, выставка продолжила работу без них.
Каждый получает то, что хочет
В наши дни в некоторых уголках планеты существуют подобные этнические деревни, где туземцы выступают в качестве экзотической приманки для туристов. Но все понимают, что это игра: и занятия традиционными ремеслами, и танцы, и племенные обряды – все для посетителей. И не дай бог кому-то придет в голову запрещать людям честно притворяться нецивилизованными, лишая тем самым их заработка.
Один из таких человеческих зоопарков находится в Индии, он называется Human Zoo. Местное племя якобы обитает в первобытных условиях, а туристы проезжают по территории на машинах. Несмотря на объявления, что угощать чем-либо туземцев запрещено, посетители щедро делятся с ними припасами и стараются как-то скрасить их внешне ужасную жизнь. Каждый получает то, что хочет: одни материальную поддержку, другие – новые впечатления и возможность гордиться собственной добротой.