Города и страны
Нойшванштайн
Нойшванштайн признан прекраснейшим из королевских замков Германии, архитектурным шедевром и романтической поэмой, воплощенной в камне. Замок находится неподалеку от баварской деревушки Хоэншвангау, откуда начинается пешая тропа к замку. Замок Нойшванштайн построен по повелению короля Людвига II Баварского (1845-1886 гг.).
Облик замка созрел в голове короля, вдохновленный средневековым духом опер Рихарда Вагнера (1813-1883 гг.). Людвиг II боготворил мятежного композитора, и премьеры нескольких опер Вагнера состоялись на сцене Баварской государственной оперы.
Место для строительства король выбрал среди гор, неподалеку от восстановленного его отцом замка графов Швангау, в котором он провел детство, на одинокой скале, которую называл «скалой юности». Места здесь очень романтичные: утесы, покрытые трещинами, стремительная горная река, тихие горные озера. Таким король и представлял себе приют отшельника, где можно полностью погрузиться в мир грез.
Строительство замка шло в непростые для Баварии времена: королевство вело несколько войн, решался вопрос об объединенной Германии, о месте Баварии в этом союзе. Король утратил права суверенного монарха, находился в отчаянии и предпочел реальному миру выдуманный. В мире его грез родилась мечта о волшебном замке — уединенном месте, где королю не докучали бы политикой. Строительство началось летом 1868 г. Сначала, по желанию короля, с вершины горы сняли 8 м камня, чтобы создать площадку под фундамент К стройке проложили дорогу по склону. Первый камень в основание замка был заложен в 1869 г.
При всей своей романтичности король знал толк в строительном деле: он пригласил лучших архитекторов — Христиана Янка, Эдуарда Риделя и Георга Дольмана, создавших для него проект замка в духе Средневековья. Также король повелел приобрести самые современные по тем временам строительную технику и материалы. Фундамент заливали бетоном, стены строили из кирпича, облицованного известняковыми плитами. Работали паровые строительные краны. В Тронном зале использовалась стальная арматура. Во время сооружения замка для доставки на гору строительных материалов использовались также локомобили — передвижные паровые двигатели, прототип автомобиля.
Предполагалось, что строительство замка будет завершено в 1872 г., но его первоначальная стоимость возросла вдвое, и воплощение королевской мечты заняло почти 20 лет. Король перебрался в незаконченный замок лишь в 1884 г. Личные средства короля были исчерпаны, пришлось брать кредиты под громадные проценты. Строительство остановилось окончательно в 1886 г., когда ростовщики отказали королю в новых
займах.
А тут еще начался процесс объединения Германии, и король утратил корону, когда Бавария вошла в состав новой Германии.
Несусветные долги короля спровоцировали совершенно неконституционное действие правительства: в 1886 г. министры объявили его безумным, он был арестован в спальне замка и отправлен в клинику. Строительство замка остановилось. Король погиб в том же году при загадочных обстоятельствах: его нашли на мелководье, в озере, вместе с его психиатром. Как он предупреждал однажды: «Я хочу остаться вечной тайной для себя и всех прочих».
ЗАМОК СКАЗОЧНОГО КОРОЛЯ
При жизни король Людвиг II Баварский отличался странностями в поведении и был прозван Сказочным королем, благодаря построенным им замкам, самым знаменитым из которых стал Нойшванштайн.
Когда короля не стало, из 110 комнат замка лишь 16 были завершены, и большая часть дворца оставалась в лесах. Баварская королевская семья решила воспользоваться именем короля и обстоятельствами его странной смерти для пополнения казны.
Так Нойшванштайн перестал быть обителью отшельника: в 1886 г., спустя всего полтора месяца после смерти короля, замок был открыт для всеобщего посещения. Замок Нойшванштайн быстро стал крупнейшим источником дохода для баварской династии.
Замок пережил Первую и Вторую мировые войны только потому, что находился вдали от театра военных действий, в уединенной местности. При нацистах, вплоть до 1944 г., замок служил местом хранения предметов искусства, награбленных немцами во Франции. В последние месяцы войны Германский Рейхсбанк хранил в замке золото, которое было вывезено отсюда немцами в неизвестном направлении за несколько дней до окончания войны. Эсэсовцы получили приказ взорвать сказочный замок, но каким-то чудом он был сдан союзникам без повреждений.
Попадают в замок через ворота с двумя башнями, увенчанные гербом Баварии. За воротами — внутренний двор, к которому примыкает высокая Четырехугольная башня. Тут же — трехэтажный Рыцарский дом. Несмотря на возвышенное название, он служил хозяйственным помещением и в нем жили слуги. Самая громоздкая постройка — пятиэтажный Господский дом, с двухэтажным балконом и видом на озеро Альпзее.
Стены и потолки замка украшают рисунки королей и рыцарей, поэтов и влюбленных. Но главные — это изображения героев опер Рихарда Вагнера: воина Зигфрида, поэта Тангейзера, влюбленных Тристана и Изольды, рыцаря Лоэнгрина, превращенного в лебедя, и его отца — короля Парсифаля. Эти рисунки — дань королевского уважения к творчеству Вагнера.
Часто встречается в замке изображение лебедя — геральдической птицы графов Швангау. «Швангау» переводится как «лебединый край», а лебедь в христианской мифологии — символ непорочности. Король Людвиг II, считавший себя потомком этого древнего рода, назвал замок Нойшванштайн, что в поэтической речи примерно означает «Возрожденный приют лебедей на вершине». «Лебединая» тема в жизни короля Людвига II появилась еще в то время, когда юношей он воображал себя Лоэнгрином.
При всей свой мечтательности король был в курсе самых современных тогдашних технологий, применив их для собственного комфорта. В замке — неслыханная расточительность! — устроили центральное отопление и водопровод с горячей водой, слуг вызывали электрическим звонком, были установлены телефоны, кушанья подавались на верхние этажи при помощи подъемника, имелся даже ватерклозет. Первый этаж занимают комнаты слуг, а комнаты второго этажа так и остались незаконченными, и в них открыт кафетерий, третий этаж — Тронный зал и королевские покои, четвертый — Певческий зал. Певческий зал был особо дорог сердцу короля, он занимает все восточное крыло пятого этажа господского дома и располагается над жилыми покоями короля. Зал был задуман не как место представлений, а как дань творчеству Рихарда Вагнера. При жизни Людвига II по прямому назначению зал никогда не использовался, в наши дни здесь дают небольшие концерты, посвященные музыке того, кто вдохновил короля на воплощение сказки в камне.