Connect with us

Непознанное

Мыслеграфия – способность запечатлевать мысли и ментальные образы на фотопленке

Имя Теда Сероса замелькало в выпусках новостей и на страницах газет в 60-х годах двадцатого века, после того как его способность запечатлевать мысли и ментальные образы на фотопленке «Полароид» была всесторонне исследована профессором психиатрии из Денвера Джулом Айзенбадом.

Когда эти двое познакомились, Серос был портье, потерявшим работу. Кроме того, у него наблюдалась склонность к злоупотреблению спиртными напитками. Три года спустя Серос уже был одним из людей, наиболее часто упоминаемых в литературе о психокинезе. Он сделал сотни «мыслеграфий» — фотографий, похожих на те, что делаются с помощью фотоаппарата «Полароид», но все эти изображения были созданы его разумом. Утверждалось, что эти изображения появляются спонтанно или же в ответ на просьбу лица, проводящего эксперимент. Серое смотрел в объектив и концентрировал внимание на своих мыслях, при этом появлялись изображения зданий, автомобилей, ракет, людей и пейзажей — и все это в условиях, созданных Айзенбадом, условиях, исключающих возможность фальсификации.

Для получения этих образов Серос вводил себя в состояние неистовства, — поддерживаемое пивом и вниманием окружающих, прикованным к нему. Айзенбад описывал это состояние следующим образом:

«В зависимости от стадии одурманивания, у Теда иногда появлялось стремление командовать и руководить всем, что происходило вокруг него. Он резким голосом отдавал всем окружающим команды по поводу того, где им стоять, что им делать, что держать в руках и так далее. Иногда, под влиянием алкоголя, он спонтанно устраивал эксперименты с двумя или более фотоаппаратами, а также фотоаппаратами, находящимися за пределами помещения. Иногда, после того как Тед вводил себя в состояние неистовства, он приказывал один за другим подавать ему фотоаппараты, — он почти никогда сам не протягивал за фотоаппаратом руку, а также не прикасался к нему между экспериментами».

Создается впечатление, что дар Сероса не всегда срабатывал, — иногда вместе с отчетливыми изображениями он продуцировал абсолютно черные или же полностью белые «кадры». Это происходило несмотря на то, что освещение было обычным. Стабильных результатов Серос никогда не показывал, иногда на протяжении довольно длительного времени у него ничего не выходило. Тем не менее испытания привели к значительным результатам, и вскоре эксперименты были продолжены. В мае 1965 года появилась серия изображений витрины некоего магазина, на некоторых из них можно было разглядеть ого название: «Старинная золотая лавка». Было установлено, что фотографии сделаны с магазина, расположенного в Сентрал-Сити, штат Колорадо. Этот магазин раньше назывался именно «Старинной золотой лавкой», хотя сейчас он называется совсем по-другому. Айзенбад провел поиск фотографий, на которых магазин был запечатлен под старым названием, но таковых ему обнаружить не удалось. Тем не менее магазин действительно когда-то назывался «Старинная золотая лавка».

Айзенбад проверял способности Сероса в помещении со стальными стенами, предварительно проверив комнату на предмет отсутствия рентгеновского излучения и других магнитных сил. Он даже приглашал врачей, чтобы те проверили, не обладает ли Серое каким-либо физическим свойством, отличающим его от других людей. Однако в числе возможных объяснений его феномена всегда фигурировало довольно распространенное в таких случаях предположение: Тед Серос — мошенник.

Когда Чарльз Рейнольдс из американскою журнала «Популярно о фотографии» и его друг Дэвид Айзендрат, фотограф и иллюзионист, навестили одно из тех «представлений», которые по выходным давал Серос, они вышли оттуда охваченные подозрением. В тот раз Серос пользовался неким прибором, который он называл «джизмо». Этот прибор представлял собой трубку из бумаги или картона. Серос постоянно держал прибор в руке, и, после того как его спросили о предназначении этого устройства, он положил трубку в карман и отказался передать ее кому-либо для осмотра. Позднее, когда Рейнольдс и Айзендрат смотрели телефильм о Серосе, они решили, что видели оптический прибор, который мог содержать диапозитив и создавать в фотоаппарате изображение. Они не утверждали категорически, что Серос был фальсификатором, но заявляли, что не исключают такой возможности.

После публикации книги Айзенбада «Мир Теда Сероса» скептики выдвинули несколько теорий, объясняющих происхождение изображений. Профессор В. А. X. Раштон — позже ставший президентом «Общества содействия физическим исследованиям» — предъявил созданный им крошечный прибор, с помощью которого можно было производить «мыслеграфии» вполне приличного качества. Другие указывали на то обстоятельство, что пленку «Полароид» можно было обработать заранее. Айзенбад опровергал все обвинения критиков, утверждая, что когда он начинал свои исследования, то рассматривал все эти возможности. Однако за все годы исследований Серос ни разу не был уличен в обмане, и большинство мыслеграфий, сделанных в его присутствии, создавались без контакта с фотоаппаратом и даже с «джизмо».

Постепенно способность Сероса создавать мыслеграфий свелась к нулю. По иронии судьбы, последний созданный им образ запечатлел опущенный занавес.

Разумеется, отношение Сероса к мыслеграфии как к отрасли шоу-бизнеса привлекло пристальное внимание публики, но были отмечены и другие — не столь подробно освещенные в средствах массовой информации — проявления этого феномена, которые тем не менее заслуживают не меньшего внимания. Стелла Лансинг из Мичигана как-то обнаружила появление на фото- и кинопленке странных образов. В связи с этим и другими психокинетическими явлениями и случаями полтергейста она была обследована психиатром доктором Бертольдом Шварцем. В России психиатр Геннадий Крокалев обследовал несколько своих пациентов, все из которых страдали галлюцинациями. Крокалев помещал у них перед глазами фото- и кинокамеры. По его словам, примерно в трети испытаний на пленке появлялись странные образы, иногда связанные с галлюцинациями, являющимися его пациентам. Если этот случай — не вымысел, то он представляет достаточно убедительные доказательства способности разума оказывать упорядоченное влияние на материю.

Крокалев провел интересную параллель с работами Сероса — он считает, что наиболее четкие мыслеграфии создают алкоголики. Это может быть связано с тем, что алкоголь каким-то образом высвобождает силу мысли и позволяет ей производить воздействие на вещество на расстоянии. Безусловно, квантовая механика — будучи, впрочем, наукой, не совсем соответствующей научному представлению о Вселенной — действительно допускает возможность «дальнобойного» воздействия на объект. Но если это так, то можно было бы предположить, что явления, подобные мыслеграфии, должны встречаться нам гораздо чаще, чем это происходит в действительности. Существует и другое объяснение, которое, возможно, больше понравится людям, склонным одушевлять природу, — согласно этому представлению, употребление алкоголя позволяет неким сверхъестественным существам завладевать душой или разумом пьющего, и эти существа, как, например, происходит в случаях полтергейста, обладают гораздо большими способностями воздействовать на физические тела, чем мы, люди. Причем делают они это предумышленно, из озорства или злонамеренно. Впрочем, до тех пор пока не будут представлены более веские доказательства существования феномена мыслеграфии, вряд ли появится целостная научная теория, объясняющая данное явление.

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2024 "Мир знаний"