Археология
Котловина Шисаньлин – мертвые правители Китая чуть не убили археологов
Одним из самых значительных открытий китайских археологов в XX столетии, наряду с Терракотовой армией, явились раскопки погребений императоров из династии Мин, царствовавших в период с 1368-го по 1644 год.
Сейчас гробница доступна для посещения туристами, хотя ее раскопки сопровождались определенными трудностями – в том числе скрытыми ловушками. Но ее обнаружение позволило погрузиться в загробные тайны минского Китая.
С приятным ароматом
Котловина Шисаньлин («Тринадцать могил»), лежащая в окружении гор, в 50 километрах к северо-западу от Пекина, давно известна как место погребения 13 императоров династии Мин, начиная с Чжу Ди, третьего по счету. Чжу Ди пришел к власти в 1402 году после победы в ожесточенной дворцовой войне. С 1420 года он приступил к сооружению первой и одной из самых величественных гробниц в Шисаньлине. В дальнейшем еще 12 из правивших 16 императоров династии Мин возвели здесь свои усыпальницы, где помимо самих земных «богов» погребены их жены и наложницы. Впервые археологи приступили здесь к работе в 1956 году.
Из Пекина в Шисаньлин ведет дорога, по ее обеим сторонам выстроились 24 изваяния животных и 12 статуй людей, выполненных из белого камня. Словно застывшие на посту стражи, стоят и лежат львы, верблюды, слоны, лошади, сказочные животные «сечжи» и мифические единороги «цилинь». Статуи изображают воинов в доспехах, держащихся за рукоятки мечей, и чиновников в полном служебном облачении.
Фигуры людей и животных, стоящих на пути к усыпальницам, не случайны. Они напоминают о древнем обряде жертвоприношения, когда после смерти владыки Поднебесной убивали и хоронили в его могиле слуг и животных. Позднее обреченные на заклание жертвы были заменены каменными или глиняными изваяниями. Желая подчеркнуть могущество минских императоров, зодчие создавали статуи огромных размеров, которые при всем желании не могли уместиться внутри шисаньлинских гробниц.
Погребения императоров династии Мин находятся под огромными могильными курганами, достигающими в окружности одного километра. Перед курганами построены «мавзолеи» – уменьшенные копии императорских дворцов с тронным залом и местами для чиновников. Внутри павильона Чжу Ди высятся 60 колонн из стволов дерева наньму, распространявшего приятный аромат. Деревья наньму произрастали за сотни километров от Пекина, на юге Китая. Доставить их на место строительства при тогдашнем уровне техники – труд поистине тяжелый. За мавзолеем высится так называемая наземная гробница Фан-чэн, напоминающая крепостную башню. В верхней ее части под двухъярусной крышей установлена плита с выбитыми иероглифами: «Могила императора Чэнцзу (храмовое имя Чжу Ди. – Прим. авт.) великой Минской династии».
На самом деле, никакого захоронения непосредственно за Фан-чэн нет. Это китайская хитрость, уловка, чтобы ввести несведущих людей в заблуждение и, вероятно, уберечь гробницу от расхитителей. Попасть в настоящую усыпальницу оказалось непростым делом для китайских археологов.
Когда они приступили к работе, то выбрали для первого исследования гробницу меньшую по размерам, принадлежавшую императору Чжу Ицзюню, правившему Китаем с 1572-г по 1620 год. На строительные работы ушло восемь лет (с 1584 года). Со всех сторон света в Шисаньлин свозились каменные плиты и лес особо твердых пород, на месте изготавливался белый, розовый и зеленый кирпич особого обжига.
Скрытые ловушки
Археологи понимали, что на их пути будет немало препятствий, и заранее готовились к встрече с ними, но все предугадать было невозможно. Вначале проникновению в мавзолей Чжу Ицзюня мешали две высокие стены, окружавшие его со всех сторон. Много времени было потрачено и на вскрытие курганной насыпи, разбор наземных сооружений, мешавших проведению работ близ погребения. Наконец, когда вход был найден, исследователи, вооружившись фонарями, устремились вперед по проходу, который уводил их вглубь кургана. И тут нарушителей покоя императора подстерегали неведомые опасности. То совершенно неожиданно обрушивался сверху огромный камень, то толстые двери преграждали путь в недра земли. Стоило открыть двери, как навстречу летела со свистом стрела с отравленным наконечником, выпущенная автоматически из самострела, заряженного сотни лет назад. А то вдруг глухая каменная стена преграждала путь.
После разбора очередного заграждения, выложенного из огромных камней, перед учеными и рабочими предстали величественные ворота, инкрустированные белой яшмой, – вход в подземный погребальный дворец. Но войти в него оказалось нелегко. Ворота открывались вовнутрь и были подперты наклонно поставленным огромным камнем. К счастью, массивные створки оказались неплотно закрытыми. Узкая щель позволила с большим трудом отвалить подпиравшую глыбу. Ученые вошли в гробницу. Подземный дворец поразил своей пышностью. Центральная его часть состояла из трех главных залов. Чтобы попасть в каждый из них, надо было раскрыть массивные двери со створками из огромных цельных кусков белого мрамора. Две такие же двери с поперечными медными притолоками вели в боковые помещения. Когда двери открывали, они издавали красивый, мелодичный звук.
Войдя в средний зал, археологи увидели три мраморных трона. Их спинки украшали извивающиеся драконы. Перед тронами были расставлены ритуальные предметы для жертвоприношений, подставки для свечей и курильницы, сделанные из обожженной глазури. Ученые были поражены великолепием трех больших белых фарфоровых сосудов, украшенных сложным синим узором. До половины они были наполнены маслом.
Самым высоким и большим залом был последний. На прямоугольном постаменте стояли три больших деревянных гроба, покрытых киноварным лаком. В центре – гроб с телом императора Чжу Ицзюня, слева от него – императрицы Сяодуань и справа – императрицы Сяоцзин. Рядом с гробом Ицзюня лежала целая груда золотых кубков, блюд, тазов и чашек, золотые и серебряные слитки, множество изделий из фарфора и яшмы, оловянная посуда. Особенно красивы были женский головной убор тончайшей работы, сделанный из золотых фениксов, украшенных малахитом и бирюзовыми цветами; меч, инкрустированный драгоценными камнями, и золотые доспехи. Подле гробов императриц в кожаных ящиках покоились их короны, яшмовые пояса и множество других драгоценных предметов. В зале также лежало много небольших фигурок чиновников и лошадей – «загробных прислужников» императора.
Бежали в спешке
На полу остались лежать ящики, в которых когда-то принесли сюда все царское добро, но часть ящиков с драгоценностями стояла нераспакованной, на некоторых коробах даже веревки были не разрезаны. В коридорах подземного дворца на полу валялись жемчужины, оторвавшиеся от расшитых одежд придворных. Все говорило о том, что церемония похорон проходила в спешке, а те, кто в ней участвовал, не доведя ее до конца, в панике бежали по подземным залам наружу. Приближенные императора явно торопились, боясь остаться за каменными стенами в могиле. Но почему?
Подсказать ответ могут события, происходившие в Китае к моменту ухода из жизни Ицзюня. В стране развернулась острая борьба двух партий: реформаторов (или «честных» – ученых, мыслителей, писателей) и ретроградов, чьи коррумпированные ряды переполняли чиновники всех рангов во главе с всевластными евнухами. Когда император, желавший перемен, сумел внедрить на важные государственные посты «честных», армия чиновников решилась на крайние меры. Фаворитка императора, наложница Чжэн, желавшая сделать наследником престола своего сына Чансюня, попыталась убить первого претендента на трон, принца Чанло, но покушение сорвалось.
В июне 1620 года, на 48-м году правления 56-летний император умер. Ему наследовал Чанло, сочувствовавший идеям реформаторов. Реакционеры – а им и доверили участие в похоронной процессии – понимали, что «честные» захотят от них избавиться. Эти-то намерения и заставляли «могильщиков» бежать во всю прыть.
Но вернемся к праху Чжу Ицзюня. Он был весь усыпан дорогими вещами – чашами, блюдами, кубками, поясами. Свободное пространство было заполнено золотыми и красными кусками тканой парчи. Так первый подземный дворец Шисаньлина раскрыл свои тайны. Ныне он доступен для посещения.