Оккультизм и Религия
Когда Иисус все-таки попал на небо?
На сороковой день после Пасхи христиане отмечают большой праздник – Вознесение Господне, то есть восшествие Иисуса Христа на небо во плоти. Однако не все богословы и даже не все евангелисты были единодушны в том, на какой день он отправился к Отцу.
Для христиан жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа имеют огромное значение. Хотя основные каноны по этим вопросам сложились давно и не претерпевали изменений спустя столетия, дискуссии о некоторых моментах не прекращаются до сих пор.
С древнейших времен Иисус был не первым, кто «взошел» на небо. В ветхозаветные времена таковыми были Ездра, Варух, Моисей, Енох. Попал на небеса и праведник Илия, укативший в вихре на огненной колеснице. Если о Енохе, который побывал на седьмом небе и видел трон бога, вернулся на землю и снова ее покинул уже навсегда, нельзя было сказать, что посетил он «не то» небо, то о небе Илии богословы яростно спорили.
Григорий Двоеслов утверждал, что пророк был поднят «на небо, но на воздушное, которое отлично от эфирного… он был отведен в сокровенную область земную, где должен обитать в телесном и душевном успокоении дотоле, пока при кончине мира не явится на земле заплатить долг смерти». Да и само значение путешествий этих пророков на небо христианские богословы умаляли: не своей силой они туда отправились, а были взяты ангелами.
Другое дело Иисус: был распят, умер, пролежал мертвым в каменной гробнице два дня, воскрес, провел сорок дней в телесном облике и лишь потом воссел с Богом «одесную», то есть с почетной правой стороны. Воскресение и вознесение в древности считалось знаком божественной природы. Так произошло с Осирисом, который был убит злодеем Сетом, расчленен, разбросан по всему Нилу, снова собран, после чего воскрес. Некоторые гностики даже проводили неприятные аналогии и называли Иисуса ипостасью Осириса. Для того, чтобы все кривотолки раз и навсегда прекратить, Иоанн Дамаскин особо выделял, что на самом-то деле хоть Иисус воплотился в человеческом теле, но небес и отчего лона не покидал! Это столь же сложно для понимания современного человека, как неслиянная и нераздельная природа Христа. Итак, пребывая на небесах, Иисус в то же время взошел на них в телесной оболочке…
Евангелие от Луки
Сам процесс воскресения Христа в канонических Евангелиях не отражен никак. Только последствия. По окончании субботы, свидетельствует Марк, женщины купили благовония и рано утром пошли к гробнице, чтобы помазать усопшего. Огромный камень перед склепом был уже отодвинут, а гроб пуст. У гроба сидел юноша в белых одеждах. «Если вы ищете Иисуса Назарянина, который был распят, то он воскрес, здесь его нет», – сказал он. Женщины в ужасе бросились прочь. В рассказах других евангелистов больше подробностей. Иоанн пишет, что первой увидела пустую гробницу Мария Магдалина, она сообщила об этом Петру, тот побежал в склеп, убедился, что это правда, и понял, что Иисус воскрес, как и обещал. Когда Мария оплакивала Иисуса, она увидела у гроба двух ангелов и спросила их, кто и куда унес тело Учителя, а потом ей явился Иисус, которого она не узнала, пока он с ней не заговорил, она бросилась его обнимать, но Иисус отстранился и сказал ей странные слова: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Запомните их.
Наиболее полную картину того, что происходило в тот день, дает Лука. Пока ученики в Иерусалиме осмысливали, что случилось с телом Иисуса, двое их товарищей шли в соседнее село Эммаус и обсуждали недавние события. Какой-то путник спросил их, почему они так печальны. Они же, решив, что он не из этих мест, рассказали о казни Иисуса, о несбывшемся пророчестве, что именно он освободит Израиль, о пустой могиле, об ангелах, об их словах «Он воскрес, его здесь нет». Но если он жив, то где он? «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу свою?» – сказал им путник. Они же его не поняли, но, когда дошли до Эммауса, предложили разделить с ними ужин. Как только путник преломил хлеб, они узнали в нем Иисуса. Но тот мгновенно исчез. Перепуганные, они бросились назад в Иерусалим, к товарищам, которые как раз дискутировали об утренних событиях. С порога они объявили, что только что видели живого Иисуса, а через мгновение он вошел сквозь запертые двери и предстал перед учениками. Продемонстрировал им свои руки, ноги и ребра с оставшимися после распятия ранами, утешил, когда они заохали, напомнил, что ему надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых. А когда они пошли провожать его до Вифании, «подняв руки свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо». Это и было «восхождение» Иисуса. Лука считал, что это случилось на третий день, сразу же после воскресения.
40 дней не было?
Почему же тогда праздник Вознесения отмечается через сорок дней после Пасхи? Ведь свидетельство Луки вполне конкретно. Более того, припомните слова, сказанные им утром того же дня Марии: «Не прикасайся ко мне, ибо я еще не восшел к Отцу Моему». На восьмой день после этого он ничуть не возражал против прикосновений. Тогда он явился ученикам и переубедил Фому, который до этого воскресшего Иисуса не видел и подозревал товарищей в галлюцинациях. «Пока не увижу на его руках ран от гвоздей и не вложу своего перста в эти раны, а всей руки в дыру между ребрами, не поверю», – говорил Фома. Пришел Иисус и велел ему: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Куда было Фоме деваться? Вложил. И не в галлюцинацию, а в плоть.
Что же за это время случилось? Лука говорит ясно: Иисус «взошел» к своему Отцу. И никакого разрыва в сорок дней между воскресением и «восхождением» не существовало. Появилось оно из-за «Деяний апостолов», написанных тем же Лукой. Тогда-то и получилось, будто Иисус либо возносился дважды, либо «восхождение» и «вознесение» отнюдь не одно и то же. Для Луки – да. Недаром в Евангелии «восхождение» на дороге в Вифанию дано очень коротко, а в «Деяниях» вознесение с Елеонской горы – красочно и с пафосом: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».
Присутствуют все необходимые атрибуты вознесений, известные по Ветхому Завету: гора, облако, ангелы, звучащие пророчески слова Иисуса «Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». Так что вознесение в «Деяниях», через сорок дней подготовки апостолов к принятию крещения Святым Духом и дальнейшему служению – это окончательный уход на небо.
Праздник возник позже
Иисус говорил: «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Не видевшие уверовали, когда в Палестине стали распространяться свидетельские показания очевидцев. Эпизод с вознесением Христа с Елеонской горы в облаке славы занимал особое место. Однако отдельного праздника Вознесения не существовало. Его отмечали в комплексе с циклом Пятидесятницы, начинавшегося с сошествия Святого Духа на апостолов – даты, с которой ведет отсчет история вселенской апостольской церкви. Через 50 дней после распятия Иисуса апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме. И вдруг весь дом наполнился шумом и сильным ветром. «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого». Как и обещал Иисус.
К V веку Вознесение Господне было выделено в отдельный праздник, а позже эта традиция распространилась и на Западе, и на Востоке. Сороковой день был выбран не только потому, что так значилось в «Деяниях апостолов». Столько времени, по тогдашним верованиям, требовалось душе, чтобы полностью отделиться от тела. За такое время, как объяснял Афанасий Великий, человеческая природа тела Христа становится невидимой для телесного ока. И, хотя возвращения Иисуса верующие с нетерпением ожидали, даже самые преданные адепты больше не видели его во плоти.