Человечество
Золотой бокал инков
На территории нынешнего Перу веков назад жил удивительный народ. Их называли инками, хотя это не совсем правильно. Империя инков состояла из конгломерата нескольких племенных союзов, объединенных под властью Верховного Инки…
Историки считают, что именно на северном побережье Перу и началась в Южной Америке обработка металлов. Правда, касалось это в основном золота и серебра. Самым древним изделиям из этих металлов около 4 тысяч лет. Благодаря чистоте, цвету и блеску золото считалось символом Солнца, а серебро – Луны. Инки считали себя их сыновьями.
Перуанский историк Пома де Айяла, ведущий свою родословную от Верховного Инки Тупака Юпанки, и живший в середине XVI века, в написанной им «Первой новой хронике» сообщает, что в декабре: «совершались жертвоприношения Солнцу: в земле хоронили много золота и серебра, а (также) столовой посуды». Жертвы приносили богам, чтобы те дали им хороший урожай.
Индейцы добывали золото, обрабатывая заостренной палкой высохшее дно рекили поджигали сухие растения на холмах, затем искали металл в грунте. Руду дробили в каменных мельницах, извлекая золото. Чтобы очистить его от примесей, переплавляли.
Отношение к золоту было довольно своеобразным. Например, не все могли носить золотые украшения каждый день – это было позволено только членам императорской семьи и жрецам. Простые же люди могли надевать ювелирные изделия из золота только в праздники или для ритуалов.
Древние инки владели разными способами обработки металла. Самый простой из них – выстукивание молотком, чтобы получился тонкий лист золота. Затем на этот лист наносили рисунок штампом или вырезанием. В технике металлопластики на более толстом листе создавали рельеф или выдавливали с помощью каменных или деревянных моделей.
Более изящный рисунок делали клеймом и гравировкой острым инструментом. Крупные изделия, которые сегодня выглядят литыми, часто делали из отдельных частей, искусно соединяя их проволокой, сваркой, пайкой. Филигрань создавали спайкой элементов из проволоки. Оружие и инструменты из меди и сплавов отливали в восковой форме, покрытой глиной. Существовали и методы золочения, дерево и камень покрывали листами золота.
В Музее золота Перу в Лиме, бывшей столице инков, хранится золотой бокал для ритуальных пиршеств. Он принадлежит так называемой культуре Сикан – по названию одной из провинций империи инков. Бокал имеет круглое двойное дно и тулово в виде раструба. В полость между донышками засыпались мелкие камушки, гремевшие при использовании бокала. В нижней части тулова сделаны крестообразные отверстия для усиления звука. Тулово украшено инкрустацией хризоколлой – поделочным камнем, в древности называемым водным малахитом, – обрамленной рядами припаянных шариков. На стенках сосуда отчеканены изображения четырех персонажей в головных уборах с плюмажами. В каждой руке они держат по жезлу. Высота бокала – 21,9 сантиметра.
Из таких бокалов во время пиров инки пили чичу – слабоалкогольный напиток. Чича считалась священным напитком, символом плодородия и богатства матери-природы. Изготовляли его следующим образом: из кукурузной муки пекли хлеб, затем его хорошенько разжевывали до состояния пасты и кашицу сплевывали в сосуд. Полуфабрикат заливали теплой водой, перемешивали, разливали по глиняным кувшинам и давали хорошенько побродить в темном сыром месте. Благодаря присутствующим в слюне ферментам кукурузный крахмал преобразовывался в сахар, что способствовало брожению. Употребляя чичу, инки встряхивали бокал, чтобы гремящие камушки сопровождали все это действо мелодичным позвякиванием. Индейцы уделяли много времени и трудов общению со своими богами, но это не спасло их от завоевания конкистадорами.