Connect with us

Загадочные места

Золото Священного колодца

Американский археолог и дипломат Эдвард Томпсон известен своими раскопками в Священном колодце на Юкатане в 1904-1910 годах. Он сумел извлечь оттуда золотые украшения доколумбовой цивилизации майя, которая использовала колодец для ритуальных жертвоприношений.

Консул и исследователь

Исторические летописи майя, а также описания кровавого испанского конкистадора Диего Де Ланда, попавшие в руки Томпсона, рассказывали, что во время засухи, чтобы умилостивить бога Чаку, индейцы майя совершали ритуальные жертвоприношения. Они бросали одетых в лучшие одежды девушек и пленников в Священный колодец, где – по преданиям – обитал бог Чаку.

Колодец находился на окраине города Чичен-Ица. Во времена расцвета культуры майя он считался самым большим, красивым и могущественным. Индейцы верили, что жертвы не будут бесполезными и принесут желанный дождь на истомившиеся без влаги маисовые поля. Также достоянием глубокого колодца становились золотые украшения, драгоценные камни и прочие ценные (по мнению индейцев) предметы.

Священный колодец издревле будоражил умы кладоискателей. Но только бурный технологический прогресс в конце XIX века и появление специальной техники позволили детально его исследовать. Первым, кому Удалось это сделать, стал Эдвард Томпсон. Выпускник Политехнического университета города Вустера (штат Массачусетс), Эдвард Томпсон окончил его экстерном в 18 лет и еще в юности слыл мечтателем: размышлял о том, о чем его сверстники даже и не задумывались. Его особый интерес вызывали древние индейские племена.

В 19 лет Томпсон стал автором научного труда, в котором утверждал, что индейцы племени майя – это потомки не кого-нибудь, а самих древних атлантов.

С помощью друзей 19-летнему Томпсону в конце 1885 года удалось получить должность консула США на полуострове Юкатан. Этот поворот судьбы он посчитал счастливым шансом приступить вплотную к изучению культуры индейцев майя. После нескольких лет археологических исследований вблизи города Мерида Томпсон купил плантацию в удаленной части Юкатана с прилегающим к ней большим участком буйных джунглей, на котором находились руины какого-то древнего города. Чтобы общаться с местным населением, американец выучил испанский и язык майя.

Пытаясь глубже вникнуть в культуру этого народа, Томпсон прошел обряды посвящения и древние ритуалы. Он вступил в религиозную секту майя и воспринял этот шаг как важную, значимую часть своей жизни и скрупулезно документировал свои наблюдения в дневниках.

Мечты и реальность

Исследуя окрестности хвоей плантации в сопровождении проводника-индейца, Томпсон искал тот самый город Чичен-Ица и Священный колодец.

В один из вечеров перед Томпсоном и его сопровождающим открылась удивительная картина: на высоком холме блистал залитый лунным светом храм. В ночном безмолвии он возвышался словно Парфенон некоего индейского Акрополя. Чем ближе подъезжал к храму Томпсон, тем он становился выше и величественнее.

К храму вела крутая лестница, заросшая травой. Исследователь начал подниматься по ней. На вершине он осмотрелся и увидел внизу дюжину разбросанных в джунглях каких-то загадочных сооружений.

Это и были развалины древнего города Чичен-Ица, красочно описанные конкистадором Диего Де Ланда.

Созданный в начале миграции майя как форт, Чичен-Ица со временем превратился в блистательную столицу, в центр Нового царства майя.

В последующие дни Томпсон не раз возвращался к этому месту и находил все новые доказательства того, что именно здесь раскинулся город древних майя. В один из дней, когда он вновь поднялся к храму, джунгли вдруг исчезли и взору археолога открылись широкие просторы. Он услышал чарующую музыку, из дворцов, лежащих внизу, доносились звуки веселья, в храме проходило богослужение.

Когда же чудесное видение исчезло, растворилось в горячем воздухе, Томпсон заметил узкую тропу, которая, вероятно, и вела к предмету его поисков, великой тайне Чичен-Ица – Священному колодцу.

Через некоторое время Томпсон и его помощники отправились по таинственной тропе. Этот путь был нелегким. Исследователям приходилось разрубать мачете лианы и толстые ветви кустарников, они царапали руки о шипы диких растений. И вот они вышли на край огромного колодца. Томпсон понял, что наконец нашел то, о чем мечтал долгие годы.

Ритуал и жертвы

Позже в своей книге «Народ Змеи» Томпсон писал: «Во времена засухи, мора или бедствия торжественные процессии жрецов, богомольцев с богатыми дарами и людей, предназначенных для принесения в жертву, спускались по крутым ступеням Храма Кукулькана и шли по узкой дороге к «Священному колодцу». Там, под монотонный гул трещоток, свистулек и флейт, связанных крепкими лианами прекрасных девушек и взятых в плен знатных воинов вместе с бесценными богатствами, бросали в темные воды колодца, чтобы умилостивить злого бога, который, как все верили, там жил. Священный колодец был страшен. От него исходил запах смерти. Его крутые обрывистые стены, покрытые вьюном, являлись манифестом неизбежности и необратимости конечности бытия. Создавалось ощущение, что на дне этой дьявольской воронки находится вход в потусторонний мир Шибальбы, как гласит древняя легенда народа майя».

Отыскав Священный колодец, Томпсон потерял покой и сон. Он являлся к колодцу каждый день, подолгу стоял на его краю, обдумывая, как добыть сокровища с его дна. Сделав промеры, Томпсон установил, что размеры колодца составляют 60 метров в диаметре, 20 метров от края до поверхности воды. Глубина колодца достигала десяти метров. Но главной проблемой становилось то, что дно колодца за тысячи лет покрылось многометровым слоем донного ила.

В течение нескольких месяцев Томпсон бросал в колодец камни, кукол своей дочери, металлические предметы, пытаясь представить, как древние майя осуществляли жестокий ритуал, принося в жертву богу Чаку различного рода дары, включая людей.

Перед мысленным взором Томпсона разворачивались жестокие картины древних ритуалов майя.

Адская машина и находки

Томпсон решил, что без привлечения современной техники ему не справиться с колодцем, а потому он заказал в США чудо американской инженерной мысли 1904 года – ручную землечерпалку, прабабушку современного экскаватора. Монстр американской индустриализации был установлен на край колодца, и работа началась.

Для управления «адской машиной» (так ее прозвал Томпсон) потребовалось четыре человека. Сам американец неотлучно присутствовал на всех стадиях тяжелой работы. Он с замиранием сердца наблюдал, как стальные челюсти мощного агрегата сначала плавно качнулись, уйдя от края платформы, и, повисев краткое мгновение в воздухе над темной ямой, быстро скользнули вниз, войдя в тихие, черные воды колодца, и далее продолжили погружаться на дно. Там машина вгрызалась в темный тягучий ил, захватывала весомую порцию и приносила на поверхность.

Томпсон бросался к куче ила и принимался разрывать и прощупывать его. Только через две недели он нашел несколько кусочков благовонной смолы, которую майя использовали в своих ритуалах. Находка словно прибавила сил Томпсону и его помощникам. Они направили зубы адской машины в то самое место, где была найдена ароматическая смола. И – о чудо! – ковш принес целую груду нефритовых и золотых украшений. Среди них – фигурки воинов и животных, сценки из жизни майя, отлитые в драгоценном металле. Томпсон торжествовал и радовался находкам, как ребенок. Но радость сменилась печалью, когда порции ила начали приносить не только удивительные золотые находки, но и кости несчастных жертв майя. А еще ковш доставлял из глубины оружие древних индейцев (копья и луки), ножи из обсидиана и изящные нефритовые вазы.

Победа и наказание

Когда ковш стал приходить менее полным, Томпсон решил, что наступило время самому, собственными руками обшарить все щели и трещины на дне колодца. Для дальнейших работ американец привлек опытного греческого водолаза. Тот обучил Томпсона работе в водолазном костюме.

Когда сам Эдвард и его наставник сочли, что он готов для работы на глубине, исследователь облачился в водолазный костюм и смело погрузился в воды колодца. Совершенно новое чувство овладело Томпсоном, когда он вдруг осоз-нал, что является первым человеком, который не только проник сюда по своей
воле, но и рассчитывает вернуться целым и невредимым.

Уже при первом погружении его руки наткнулись в одной из расщелин на золотой перстень, золотые кольца и медные колокольчики. Богатыми на удачу стали и дальнейшие погружения.

Мировая пресса раструбила новости об удивительных находках в Священном колодце. Сенсационные статьи подчеркивали необычные обстоятельства поднятия золотых украшений из глубин страшного водоема.

Но Священный колодец сурово наказал Томпсона за проникновение в его «хранилище»: американец потерял слух, в джунглях получил заражение крови, а вскоре в результате инсульта у него парализовало правую часть тела.

Фазенду Эдварда сожгли в 1920 году мексиканские повстанцы, и исследователю пришлось вернуться в США. Молодые археологи подвергли его острой критике и обвинили в кощунстве и контрабанде. Однако весомым оправданием Томпсону служил тот факт, что за всю жизнь он не присвоил ничего из того, что нашел в колодце. Все найденное он безвозмездно передавал музею Гарвардского университета.

Скончался Эдвард Томпсон в 1935 году, но его потомкам остались книги и дневники фанатичного исследователя древностей.

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2024 "Мир знаний"