История
Зловещий рок русских писателей
Литературный талант издавна связывали со сферой иррационального. Среди русских писателей и поэтов это проявилось особенно: стоит почитать биографические источники или мемуары о любом из них — и вам непременно попадется пара-тройка эпизодов, связанных с мистическими озарениями, роковыми встречами, предвидениями или даже призраками…
«Белая лошадь» и упавшее кольцо
Одним из самых «мистических» русских литераторов, в чьей жизни иррациональное играло огромную роль, пожалуй, по праву считается Александр Сергеевич
Пушкин.
Поэт всегда придавал огромное значение предсказаниям. Так, вскоре после окончания Лицея Пушкин был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел и поселился в Петербурге. Как-то он узнал, что в северную столицу приехала известная гадалка немецкого происхождения Александра Кирхгоф. Пушкин с несколькими друзьями посетили ее. При виде Александра немка воскликнула: «О, вы важная голова!» Она взяла руку молодого человека и стала говорить.
Сначала она сказала, что по возвращении домой он найдет на столе пакет с деньгами, а затем продолжила: «Скоро вам предложат переменить род службы, а потом дважды подвергнут ссылке. Вы будете пользоваться огромной известностью у своих современников и потомков. На 37-м году жизни у вас будут большие неприятности из-за жены. Опасайтесь белого человека или белой лошади. Если они не помешают, то вы доживете до глубокой старости…»
По приходе домой поэт узнал, что к нему заходил товарищ по лицею Корсанов и вернул поэту карточный долг. Конверт с деньгами лежал на столе.
Через несколько дней генерал А. Ф. Орлов предложил Пушкину поступить на военную службу, а в 1820 году его за антиправительственные стихи выслали из Петербурга….
Как мы знаем, сбылось и остальное – убивший Пушкина Дантес был блондином и ездил верхом на белом коне… Причиной их дуэли была жена Пушкина Наталья Николаевна. А о славе, которой овеяно имя Пушкина и по сей день, и говорить не приходится…
С того момента, как пророчества гадалки стали сбываться, Пушкин стал суеверным человеком. Поэтому он не мог не обратить внимание на зловещее предзнаменование. Во время венчания с Натали Гончаровой в церкви Малого Вознесения, неловко повернувшись, Александр задел за аналой, и стоявший на нем сверху крест покачнулся и упал. Когда же он надевал на палец невесты кольцо, оно выскользнуло из руки и упало на пол. Поэт страшно побледнел, но стоявший рядом Павел Воинович Нащокин, бывший его шафером, успокоил друга…
Однако, как видно из дальнейшего, брак Пушкина действительно оказался не слишком счастливым: Натали постоянно подавала поводы для ревности и, в конце концов, стала косвенной виновницей гибели мужа…
Тайна пушкинских талисманов
Еще одна мистическая линия в жизни Пушкина связана с его перстнями, которые он носил как талисманы.
Так, до конца жизни Пушкин не расставался с массивным золотым кольцом витой формы, куда был вставлен восьмиугольный сердолик с вырезанной на нем надписью на древнееврейском: «Симха, сын почтенного рабби Иосифа, да благословенна его память». Его подарила поэту графиня Елизавета Воронцова, с которой он познакомился в 1823 году в Одессе.
Кстати, на Руси издавна считали, что сердолик приносит удачу в любви. Неизвестно, верил ли в это Пушкин, но вот свои успехи на литературном поприще он связывал именно с надписью, выгравированной на камне. По свидетельству биографа П. В. Анненкова, поэт «…соединял даже талант свой с участью перстня, испещренного какими-то кабалистическими знаками и бережно хранимого им».
Еще одно кольцо – с бирюзой, подарок П. В. Нащокина, Пушкин незадолго до роковой дуэли подарил своему товарищу Данзасу. Протянув ему кольцо, он произнес: «Возьми и носи его. Это талисман от насильственной смерти». Вскоре поэт погиб на дуэли. По стечению обстоятельств Данзас был одним из его секундантов. Однано сохранить подарок Данзас не смог: какое-то время спустя перстень затерялся…
Немало загадок связано и с творчеством Пушкина. Как известно, в «Евгении Онегине», изображая смерть Ленского на дуэли, он практически дал описание собственной гибели. Ленский очень схож со своим творцом: он тоже поэт, у него темные вьющиеся волосы, дуэль также происходит из-за женщины, и исход смертельный…
Наследник Гоголя
Роман «Мастер и Маргарита» мог написать только человек, сумевший каким-то образом пробиться за завесу повседневной реальности и соприкоснуться с тонким планом бытия. И это действительно так.
В 1917 году Михаил Булгаков, который по основной профессии, как известно, был врачом, работал в земской больнице, где заразился от больного ребенка дифтерией. Противодифтерийная сыворотка дала сильную аллергическую реакцию: все тело Булгакова покрылось сыпью, начался страшный зуд… Чтобы успокоить его, писатель начал принимать морфий. Наркотический препарат вызвал привыкание, и Михаил Афанасьевич превратился в заядлого морфиниста…
Морфий вызывал галлюцинации. Вызывали их также и ломки, которые происходили из-за того, что первая жена писателя, Татьяна Кисельгоф, пыталась впрыскивать мужу вместо наркотика дистиллированную воду.
Во время одного из приступов поздней осенью 1918 года, в бреду Булгакову явился не кто иной, как сам Гоголь! Позднее он описывал в своем дневнике, как «низенький остроносый человечек с безумными глазами», в котором он узнал Николая Васильевича, ночью вошел к нему в комнату, склонился над кроватью и погрозил пальцем. Удивительно, но с тех пор Михаил Афанасьевич полностью излечился от наркотической зависимости!
Вторая встреча с призраком Гоголя произошла осенним вечером 1927 года в Москве. На улице он столкнулся с прохожим – это был тот самый человечек из пригрезившегося кошмара. Он был одет в шляпу и старомодное потертое пальто. На сей раз у Булгакова не оставалось сомнений, что перед ним сам автор «Мертвых душ» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Пристально посмотрев на Михаила Афанасьевича, Гоголь кивнул ему на большой каменный дом с лепниной и, так и не произнеся ни слова, исчез в ближайшей подворотне. Булгаков долго думал о том, что же хотел ему сообщить великий русский классик, но смысл этой встречи открылся ему лишь позже.
Через несколько лет у общих знакомых писатель встретился с Еленой Сергеевной Шиловской. У них завязался бурный роман. Однажды, когда ее муж был в командировке, Елена позволила Михаилу проводить ее до дома. Оказалось, она жила именно в том доме, на который когда-то Булгакову указал призрак Гоголя… Лишь много лет спустя, на смертном одре, писатель поведал эту мистическую историю Елене Сергеевне, ставшей его женой и музой – прототипом бессмертной Маргариты…
Весной 1932 года Булгаков работал над постановкой гоголевских «Мертвых душ». Однажды ему приснился Гоголь, который стал во сне выражать свое недовольство постановкой. В конце их встречи Булгаков вдруг неожиданно для себя произнес странную фразу: «Укрой меня своею гранитною шинелью!»
Через 12 лет после кончины писателя его вдова решила заказать надгробный памятник. В кладбищенской мастерской на Новодевичьем ей на глаза попалось старое гранитное надгробие в виде глыбы, увенчанной крестом (голгофы). Это был памятник с могилы Гоголя, который заменили новым к 100-летию со дня классика. По просьбе Елены Сергеевны, это надгробие и установили на могиле ее покойного мужа. В ту ночь вдове приснился Булгаков, который низко поклонился ей и вышел из комнаты, закрыв за собой дверь. Пророческое сновидение сбылось!
Ведьма из ханского рода Анну Ахматову в молодости звали «ассирийской принцессой» и «египтянкой». По одной из версий, прабабушка Анны Горенко по материнсной линии происходила из рода татарского хана Ахмата, по другой – ее предки были скифами…
У Ахматовой имелись сильные способности к предвидению. Так, в семнадцать лет на даче она услышала разговор двух своих тетушек о соседской барышне – мол, и красавица, и умница, и талантливая, наверняка ей уготовано блестящее будущее… «Если не умрет в шестнадцать лет в Ницце от чахотки!» – вдруг выпалила Аня, дремавшая с книжкой в качалке… Вскоре девушка и в самом деле скончалась от туберкулеза в Ницце, куда она приехала лечить болезнь… За такие «пророчества» Анну стали называть ведьмой и даже побаиваться ее. Первый супруг, поэт Николай Гумилев, посвятил ей такие строки:
Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью…
Неудивительно, что брак двух поэтов через несколько лет распался: Гумилеву было неуютно с «колдуньей»…
Анне Андреевне не раз удавалось читать мысли других людей. Как-то в Париже она пересказала художнику Амадео Модильяни его кошмарный сон, в котором он рисовал людей с изуродованными лицами, а они потом оживали… Своей подруге Лидии Корнеевне Чуковской она всегда звонила именно в тот момент, когда та сама подходила к телефону, чтобы позвонить ей… А Надежда Мандельштам со временем даже привыкла к тому, что приятельница отвечает на ее не высказанные вслух мысли…
О своих стихах поэтесса говорила, что ей их кто-то «диктует». Кроме того, Ахматова считала, что ее стихи непостижимо связаны с ее собственной судьбой.
Так, в 1915 году она написала стихотворение «Молитва»:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар…
Так все и случилось: два ее мужа и сын были репрессированы, а ее произведений много лет не публиковали за «несоветскость».
Треснувшая брошь
В 54 года с Ахматовой приключилась еще одна странная история. Она собиралась выйти замуж за своего старого поклонника – Владимира Гаршина, племянника известного писателя Всеволода Гаршина.
Гаршин, оставшийся в блокаду вдовцом, писал ей романтические письма в Ташкент, где поэтесса находилась в эвакуации, звал связать с ним свою судьбу… Но, когда Анна Андреевна вернулась после войны в Ленинград, -жених» встретил ее холодно и больше не заговаривал о браке.
Когда поэтесса все-таки спросила Гаршина, почему он передумал жениться на ней, тот ответил, что покойная жена перед кончиной заклинала его не связываться с «этой ведьмой».
Ахматова решила вернуть Гаршину его подарок – брошь «Клеопатра» с полудрагоценным камнем. Но, открыв шкатулку со своими украшениями, обнаружила, что камень треснул, расколов брошь пополам… Поразмыслив, поэтесса решила, что сама судьба отводила ее от этого брака. Недаром своим мужчинам она приносила одни несчастья. Может, и впрямь ведьма? Почему в жизни писателей и поэтов встречается так много мистического? Думается, объяснение тут самое простое: эти люди куда более чувствительны к тонким энергиям, чем большинство, и способны «внутренним зрением» замечать то, что многим недоступно…