История
Война с православием: как большевики искореняли религию
Архивные документы, которые стали доступными в последние годы, показывают, с какой решимостью и беспощадностью пришедшие к власти большевики вели борьбу с религией.
Духовная сивуха
В январе 1918 года Ленин провел совещание Политбюро, посвященное религиозному вопросу. Заложив пальцы за борта жилетки, Ильич увлеченно вещал:
– Дорогие товарищи! Должен вам с полной уверенностью сказать, что все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманиванию рабочего класса!
– Правильно! Точно! Дурят попы народ!
– раздались голоса поддержки. А Ильич тем временем продолжал:
– Мы, большевики, должны разоблачать антинародную деятельность русского православия и других религий в России, а также деятельность различных религиозных организаций капиталистических стран Европы. В интересах порабощения трудящихся и обеспечения власти эксплуататоров религия требует от эксплуатируемых покорности и терпения, обещая вместо этого потустороннее блаженство, она переносит вопрос об удовлетворении человеческих потребностей трудящихся «на тот свет». Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Защищая угнетателей, религия оправдывает всякое неравенство, объявляет его «божественным установлением», осуждает всякий протест против несправедливости. Чтобы уничтожить стремление трудящихся к борьбе, религия ставит своей целью убить в них любую инициативу, превратить их в покорных и безропотных рабов. Она действует как духовная сивуха, в которой порабощенные люди топят свой человеческий образ и свои надежды на лучшее будущее.
Подобные речи Ленин последовательно воплощал в дела. Не случайно одно из самых первых решений Ильича после Октябрьского переворота 1917 года относилось именно к церкви. Этим подчеркивалось, что лидер молодого государства считает Русскую православную церковь (РПЦ) одним из своих главных врагов.
Послание патриарха
Уже 26 октября 1917 года монастырские и церковные земли были изъяты государством. Ленин дал указание «провести беспощадный массовый террор против попов». По его инициативе была запрещена деятельность Поместного собора.
В конце октября 1918 года патриарх Московский и всея Руси Тихон направил в Совет народных комиссаров (СНК) послание, в котором определил позицию Православной церкви в сложившейся ситуации.
Патриарх писал: «Целый год вы держите в руках своих государственную власть. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды. Наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото!»
Однако Ильич не шел ни на какие компромиссы с Церковью и упрямо вещал: «Всякая религиозная идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть самая опасная мерзость, самая гнусная зараза! Электричество заменит крестьянину Бога. Пусть крестьянин молится электричеству; он будет больше чувствовать силу центральной власти – вместо власти неба!»
В 1917 году в России было около 78 тысяч храмов и церквей. В Москве насчитывалось 568 храмов и 42 часовни. Из этого числа за годы советской власти
огромное число храмов, церквей и монастырей было разрушено, закрыто и обезображено.
Большевики взорвали величественный и неповторимый памятник русской культуры и зодчества – храм Христа Спасителя, построенный на народные средства в ознаменование победы России над армией Наполеона. Позже были снесены собор Казанской Божией Матери на Красной площади, построенный в 1636 году в честь победы народного ополчения Минина и Пожарского над интервентами, и часовня Иверской Божией Матери у Воскресенских ворот Кремля. Многие церкви большевики переоборудовали под клубы, мастерские, склады и гаражи.
Изъятие ценностей
В одной из своих речей Ленин произнес такие слова: «Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей. Сделать это с успехом можно только теперь. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше!»
В мае 1922 года Политбюро принимает решение «немедленно привлечь патриарха Тихона к суду и применить к наиболее активным попам высшую меру наказания».
Во исполнение решения уже 8 мая суд приговорил к расстрелу 11 видных священнослужителей и верующих мирян.
Патриарха Тихона арестовали и подвергли многочасовым допросам и унижениям. Но казнить популярного религиозного деятеля большевики не решились и освободили его. На выходе из тюрьмы его встречала многотысячная толпа. Однако надломленный тюремным заключением патриарх Тихон скончался 26 марта 1925 года. Очевидец констатировал: «На его похороны пришло больше народу, чем на похороны вождя мирового пролетариата Ленина!»
Большую роль в практическом исполнении идей Ильича по искоренению «духовной сивухи» сыграл Лев Троцкий. Именно он возглавил в 1921 году комиссию по изъятию церковных ценностей. Эмиссары Льва Давидовича шерстили храмы по всей стране и паковали в огромные коробки старинные иконы, кресты, золотую и серебряную утварь. Впоследствии предметы антиквариата из российских церквей осели в частных коллекциях зарубежных толстосумов и не раз всплывали затем на престижных аукционах.
План ликвидации
После смерти Ленина Сталин продолжил гонения на Церковь. В 1932 году он объявил следующую пятилетку «безбожной». Вождь поставил четкую цель: к 1 мая 1937 года граждане СССР на всей территории страны должны забыть имя Бога. К тому времени в стране насчитывалось свыше пяти миллионов воинствующих безбожников, объединенных в 60 тысяч ячеек. Началось создание антирелигиозных рабочих университетов – специальных учебных заведений для подготовки кадров для решающего наступления на религию.
План ликвидации религии к 1937 году составили в специально созданной Кремлем Антирелигиозной комиссии. По этому плану к 1933 году должны были закрыться все церкви и молитвенные дома, к 1934 году предполагалось изжить все религиозные традиции, привитые литературой и семьей. В 1935 году страна (и прежде всего – молодежь) должны быть охвачены тотальной антирелигиозной пропагандой, к 1936 году большевики собирались уничтожить последних священнослужителей, а к 1937 году память о Боге подлежала полному искоренению.
Однако жизнь перечеркнула планы кремлевских богоборцев. Перепись населения 1937 года, в опросные листы которой по распоряжению Сталина был включен пункт о религии, сбила большевиков с толку: из 30 миллионов неграмотных граждан СССР 84 процента признали себя верующими, а из 68,5 миллиона грамотных таковыми объявили себя 85 процентов. Эти цифры были засекречены, а гонения на Церковь продолжены.
В период с 1936 по 1938 год было закрыто 35 тысяч храмов.
В 1937 году было арестовано 140 тысяч православных церковнослужителей (расстреляно 85 тысяч), в 1938 году арестовано 28 тысяч священнослужителей (расстреляно 21,5 тысячи).
Бизнес и скандалы
В годы войны Сталин начал заигрывать с Православной церковью и делал все возможное, чтобы священники не стояли в стороне, а призывали паству к защите Родины. В популярной песне тех лет были берущие за сердце слова: «Пусть ярость благородная вскипает, как волна. Идет война народная, священная война!»
После победы в 1945 году на какое-то время гонения на Церковь утихли, но они возобновились в 1948 году и продолжились в период правления Никиты Хрущева и Леонида Брежнева, Власти закрывали храмы и монастыри в массовом порядке.
Возрождение религиозных традиций началось в постперестроечные годы, когда к власти пришли реформаторы-либералы. Коммунист с многолетним стажем Борис Ельцин регулярно появлялся в храме в дни религиозных праздников. Эту традицию продолжают и современные руководители страны. Все чаще от высоких чиновников исходят призывы сделать православие национальной идеей.
При активном содействии тогдашнего мэра Москвы Лужкова был воссоздан храм Христа Спасителя. Церкви были возвращены некогда принадлежавшие ей здания и земельные участки.
При поддержке властей православные иерархи активно занимались бизнесом и увеличивали финансовые активы РПЦ. Деловая активность служителей Бога не раз становилась причиной скандальных публикаций в прессе.
Следует заметить, что в обществе и в СМИ развернулась активная полемика по вопросу отношения к РПЦ. Кто-то считает РПЦ силой, цементирующей общество. Но находятся и ярые противники Церкви, которые полагают, что она стала «своеобразным министерством религии в вертикали власти».
Популярный журналист, политик и общественный деятель Александр Невзоров назвал РПЦ «коммерческой ролевой игрой» и заявил в одном из интервью, что идея православия не годится в качестве национальной, потому что «она, к сожалению, приносит больше розни, чем единения».
Тем не менее, многочисленные верующие продолжают заполнять храмы и трепетно внимают речам церковных пастырей, находя в них поддержку и надежду.