Человечество
Веселье португальского Карнавала
Карнавал в Бразилии можно назвать одним из самых знаменитых в мире. Но мало кто знает, что эти великолепные празднества танцев, музыки и костюмов берут свое начало от более «скромных» маскарадов в Португалии. Здесь торжества проводятся в конце зимы, и в этом году день их открытия выпадает на 26 февраля.
До Пепельной среды
Появились празднества очень давно, еще до прихода христианства в этот уголок Пиренейского полуострова. Молодые люди, встречая весну, устраивали довольно интересные представления. Нарядившись в замысловатые шерстяные костюмы, украшенные разноцветной бахромой и поясами с погремушками, закрыв лица масками, они расхаживали по селению, высматривая юных барышень. Увидев девушку, отставшую от подружек, парни окружали ее и принимались исполнять странный танец с неприличными телодвижениями. Естественно, «попавшая в плен» красавица, залившись краской, старалась как могла вырваться из круга «хулиганов», чем несказанно радовала собравшихся зрителей.
С течением веков эти языческие традиции ушли в прошлое, однако их отголоски еще хранят жители некоторых деревушек Португалии. Правда, если сегодня парни и наряжаются в причудливые наряды, девушек они больше не беспокоят, а лишь грозят им издалека и гремят специальными погремушками. В XIII столетии король Альфонсо III распорядился, чтобы его подданные гуляли и веселились накануне Великого поста. Согласно приказу его величества, начиналось народное веселье за три дня до этого христианского праздника. а заканчивалось в Пепельную среду (Чистый понедельник в православии).
Говорят, что свое название дата получила благодаря факельному шествию, завершающему празднество в Средние века. И это не случайно, ведь пепел от «Прощальных» факелов разлетался по улицам, извещая об окончании безмятежных деньков. Другая версия гласит, что среда стала именоваться «пепельной» благодаря золе от чучела Энтрудо (нечто вроде нашей Масленицы), сжигаемого в последние часы карнавала.
В 1910 году, когда в Португалии была свергнута монархия, карнавалы стали сугубо светскими праздниками, отступив от религиозных мотивов. А кроме того, у них появились и новые традиции.
Виват король!
Для португальцев карнавал имеет очень большое значение, а потому готовиться к нему жители страны начинают сразу же после Эпифании – Дня королей (празднуется 6 января). В городах собирается комиссия, которая выбирает тематику праздника, после чего там принимаются за изготовление платформ, гигантских кукол и костюмов, причем последним придается большое значение. Ученики школ вместе с родителями тратят немало времени, дабы соорудить подходящий наряд для долгожданного празднества. Ведь обладатель лучшего костюма в последний день веселья получит награду!
Серьезнее всего к предстоящему празднику готовятся жители городка Торриш-Ведраша, что в 40 километрах от Лиссабона. Так сложилось, что полюбоваться на здешний карнавал приезжают люди со всего мира. Когда приближается заветная дата, центр города закрывается для автомобилей, а на улицах устанавливаются сцены и палатки с угощением и праздничными украшениями. Затем у местной ратуши мэр Торреш-Ведраша передает свои полномочия и ключи от города королю и королеве карнавала (их выбирают накануне), после чего центр заполняют толпы и начинается веселье.
Веселая политика
Обычно в Торриш-Ведраше празднество длится пять дней, и для каждого отведена своя программа. Открывает карнавал шествие детей в нарядных костюмах,
к которым после обеда присоединяются и их родители. На второй день в городе на сценах проходят выступления музыкальных групп, носящие характер соревнования. Выбирают победителя зрители. Но и сами жители города, и его гости с нетерпением ждут третьего дня карнавала, когда по улицам Торриш-Ведраша прошествуют огромные платформы (их размеры достигают 14 метров в длину и 4 метров в ширину) с гигантскими куклами высотою 6,5 метра, изображающими известных политиков. К радости зрителей, среди этих «участников карнавала» можно увидеть премьер-министра Португалии, его европейских коллег и президента США. Как правило, компанию «сильным мира сего» составляют известные спортсмены, артисты и прочие популярные личности.
На следующий день на улицах Торриш-Ведраша проходят шествия, в которых может принять участие каждый желающий, наряженный в маскарадный костюм. Завершает празднество церемония вручения призов победителям и сожжение чучела Энтрудо.
Однако в Португалии есть и исключение из правил. В Лиссабоне финалом веселья становятся похороны сушеной трески, которую жители столицы провожают в последний путь со смехом, веселыми песнями и даже со стихами.
Сажа, мука и матрафоны
Но все же португальские карнавалы – это прежде всего народные празднества, а не только развлечения для туристов. И на это указывают такие традиции. В Торриш-Ведраше в праздничные дни на улицах можно увидеть немало мужчин, переодетых в женское платье (матрафонов). и женщин в мужской одежде. И эти ряженые не имеют ничего общего с трансвеститами. Дело в том что так представители сильного пола на протяжении веков высмеивают недостатки своих половинок, тогда как их подружки подшучивают над брутальностью бойфрендов. Говорят, что матрафоны были героями ежегодного праздника еще в незапамятные времена, а вот -отвечать» им дамы стали не так давно. И все благодаря некой барышне – Марии Кашуше, жившей в городке несколько десятилетий назад.
Известно, что эта дама, мягко говоря, не могла похвастаться женственностью. Работала она на скотобойне, курила крепкие сигареты, презирала платья и… носила усы. А ее силе мог позавидовать любой мужчина. Неудивительно, что после смерти этой сеньоры местные красавицы решили позаимствовать ее образ на время карнавала, дабы вволю пошутить над своими благоверными.
А вот в городке Овар на севере Португалии гостям ежегодного праздника следует быть осторожными. Ведь их в любой момент тут могут осыпать мукой или сажей, что также стало здесь своеобразной традицией. Так, в 50-е годы прошлого века две подгулявшие компании во время карнавала решили выяснить между собой отношения. Это вылилось в самую настоящую баталию, к которой присоединились и другие гости праздника. На протяжении часа под колокольный звон и гудение клаксонов автомобилей люди поливали друг друга жидкой грязью, осыпали песком и прочими сыпучими веществами. Властям все же удалось утихомирить дерущихся, а затем и замять неприятный инцидент. А вот граждане Овара не забыли о памятном побоище и потому, отправляясь на карнавал, прихватывают с собой мешочек муки или сажи, дабы напомнить о давнем происшествии своим соседям.