Connect with us

Загадочные места

Василёвский Стоунхендж. Камни из торжокской глубинки продлевают жизнь?

Иногда мы проделываем далекие путешествия, чтобы увидеть древние цивилизации Крита, Месопотамии, астрономические центры Англии, наподобие Стоунхенджа, восхищаемся загадочными каменными аллеями французского Карнака.

Камень «Степан» найден Федором Глинкой у сельца Кузнецово

А ведь нечто подобное есть и в России. Например, в Архитектурно- этнографическом музее «Василёво», в Тверской области…

Камни издревле почитались как символ прочности, постоянства, вечности, наряду с огнем, водой и деревьями.

Наши, российские камни, в отличие от европейских мегалитов, более скромны по размерам. У нас нет гигантов – 4-6-метровых «высотных» менгиров, как в Карнаке и Стоунхендже. Но наши камни не менее интересны. А учитывая то, что они мало исследованы, «подбирать» ключи к их тайнам значительно интересней.

Спаситель достояния

Загадочные камни на территории нашего края были всегда. Но к ним относились как к части пейзажа. А о том, чтобы их исследовать и тем более беречь, не было и речи. Поэтому многие из этих камней в лучшем случае использовали в хозяйстве, в худшем – уничтожали, как нечто лишнее, мешающее движению или сельскохозяйственным работам.

Одним из первых на священные камни тверской земли обратил внимание Федор Глинка. Родившийся в 1786 году, дворянин и герой войны 1812 года, а впоследствии ссыльный декабрист, он проживал в сельце Кузнецово Бежецкого уезда.

Федор Николаевич, человек пытливого ума, собрал целую коллекцию древних каменных артефактов по берегам реки Каменки и Медведицы. Он писал историку Петру Кёппену: «Я напал на след древнего, очень любопытного быта какого-то народа, совсем неизвестного истории Твери и незапамятного для местных жителей».

Одним из найденных им артефактов является камень, который назвали «Степан». Этот камень, датированный XII-XIII веками, в 1872 году внес в экспозицию Тверского музея сам Август Жизневский – известный чиновник и ученый, основатель архивного и музейного дела в Твери.

Сохраняющиеся в Василёво камни весьма разнотипны. Они аналогичны карельским (саамским) сейдам и беломорским (скандинавским) лабиринтам. Это и древние ориентиры путей, межевые камни – «кресты», «следовики», «чашечники». До наших дней они пользуются славой как особые геомагнитные объекты земли, места исцелений и помощи.

Уместно вспомнить о том, что камни часто становились религиозными святынями. Во времена язычества места, где находились такие объекты, превращались в капища и святилища. А впоследствии, когда на Русь пришло христианство, они стали почитаться как христианские святыни. Почти всегда это были места с источниками, родниками, рощами, в которых часто появляются чудотворные иконы.

По французскому образцу

Чуть позже, уже во второй половине XIX века Дмитрий Львов, владелец Василёва, сельца в Новоторжском уезде, начал обустраивать сгоревшее имение с прилегающей территорией и перекомпоновывать интереснейшие, видимо, находившиеся здесь с давних времен, экзотичные камни.

Наиболее интересные из них были использованы в устройстве ограждений террасы. Их принесли из разных мест усадьбы, сложив в экзотичные, романтичные обрамления «нового господского дома».

Дмитрий Львов, наследник Василёва, был холостяком, жил скромно, даже бедно. После 30-летней службы в Департаменте внешней торговли, будучи уже на пенсии, он бывал в Василёве только летом. А на зиму уезжал за границу, чаще всего во Францию, в Париж. Во Франции проживала и его родная старшая сестра Елизавета Сергеевна, в замужестве баронесса Дальгейм, с семьей.

На севере Франции в это время – в 1860-1870-х годах – создавался Доисторический музей в Карнаке. Велись археологические раскопки древних культовых мест, захоронений так называемой в то время «доисторической» культуры Северо-Атлантического побережья. Этот очень известный музей древностей теперь носит название «Музей национальной археологии» и очень востребован.

Неизвестно, был ли Дмитрий Львов знаком с его создателями, но по складу своего характера он был большим романтиком, любителем поэзии, литературы, увлекавшимся коллекционированием разного рода раритетов, окаменелостей и прочих древностей. Занимался он и созданием орнаментов. Так что не исключено, что коллекция камней в Василёве была собрана по примеру музея во французском Карнаке.

Коллекция тайн

Какие же камни собраны в Василёве?

В первую очередь это валуны времен раннего христианства, которых здесь великое множество. Камни стали частью причудливого ограждения белокаменной лестницы, которую в 2021 году реконструировали, приведя к почти новому виду.

Один из них исполнен в виде таблички на очень замысловатой основе, на нем начертано курсивом «с 17 июля 71». Это «С» – вероятно, зашифрованная надпись события, связанная со строительством, созданием какого-то объекта. Есть еще один камень – грибообразной, очень почитаемой в древности формы. На нем подпись высечена в другом стиле – «П 1873 года». Какое событие занес в каменные анналы последний владелец? Пока это тайна.

Другие камни без даты – это «чашечник», чаша, следовик с «копытцем», где скапливаются осадки. Известно, что такие камни почитаются в разных местах, а вода из них считается целительной.

Есть два каменных «лица» с явно выраженными вмятинами глаз, рта, носа. Есть просто высокие, наподобие менгиров (мужских камней) Карнака, которые образуют 100-метровую аллею на мосту, который в народе получил название «Чертов», хотя исторических корней у этого названия нет.

Это известное сооружение работы «русского Леонардо» Николая Львова – выдающегося архитектора и ученого, родственника Дмитрия Львова. Стометровый пятиарочный валунный мост, камни которого удерживаются в сооружении только под действием собственного веса, без применения цемента, бетона или других связывающих компонентов, известен многим по фильму «Ночной дозор»: на этом мосту сражались силы Добра и Зла.

Длина моста составляет ровно 100 метров, сложен он из гранитных валунов, которые несколько тысяч лет назад принес в Тверскую губернию скандинавский ледник. Интересно и то, что мост не был декоративным, а вполне рабочим; по нему проходила дорога из Торжка через имение к Прутенскому шлюзу и дублировала по правобережью Государеву дорогу.

Имеются здесь и другие фаллообразные камни, в древности также почитаемые. Они располагались либо на капищах, либо в урочных заветных местах, где проводились обряды.

Привезены в Василёво и другие камни – «крестовики» с православными символами, выбитыми с двух сторон крестами, надписями на самом верху «црь слвы» (Царь Славы), на средней перекладине – ic хс (Исус Христос), а ниже – «ни ка» (Победа).

Они написаны в сокращении под титлами, которые употреблялись в XVI веке, что подтверждает местную легенду о том, что их установил сам Иван Грозный. «Крестовики» еще в дохристианскую эпоху несли в себе благословение на четыре стороны света – их ставили чаще всего на перекрестках, там, где дороги расходились.

А вот христианские камни, находящиеся в Василёво, не сориентированы по сторонам света. Они лежат в самом конце кругового маршрута. И чтобы увидеть такие камни, в Карнак ехать не надо!

Есть поверье о том, что камни сохраняют здоровье человека. Вероятно, это влияние испытал на себе Дмитрий Сергеевич Львов. По сравнению со своими родителями, он прожил очень долгую жизнь и умер на 91-м году жизни. Так же много прожил и Федор Глинка – его жизнь оборвалась на 94-м году. Так что камни – это не только интересно, но и полезно. Тем более, что сегодня их можно увидеть во всей красе – на базе усадьбы «Василёво» в 1976 году был создан государственный этнографический музей под открытым небом.

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2024 "Мир знаний"