Connect with us

Археология

В Индии нашли символ женского счастья

В октябре 1917 года на берегу Ганга в индийской местности Дидаргандж, неподалеку от города Джамалпур (штат Бихар), была найдена статуя женщины удивительной красоты. Позднее оказалась, что этому изваянию почти 2500 лет. Сегодня скульптура является экспонатом музея Бихара в городе Патне и поражает посетителей своим очарованием. А вот исследователям древняя красавица подарила немало загадок…

Одна из загадок красавицы из Дидарганджа встала перед учеными вскоре после обнаружения статуи. На сегодня существует целых две версии обретения старинного артефакта. Согласно первой, изваяние нашел некий богослов Гулам Расул. Гуляя по берегу Ганга, мужчина случайно наткнулся на торчавший из земли необычный отполированный камень. Начав раскапывать странную находку, Гулам обнаружил, что необычный валун – это часть потрясающего изваяния, о чем он немедленно доложил местным властям.

Плита для стирки

А вот согласно секретному полицейскому отчету Джамалпура, составленному в конце октября 1917 года и ставшему достоянием общественности всего лишь несколько лет тому назад, древняя красавица была обретена совсем при других обстоятельствах. Так, в заветном месте, где некогда в земле покоилась статуя, у вод Ганга давным-давно находилась старая каменная плита, встав на которую, дхоби (представители касты неприкасаемых) стирали одежду заказчиков. И вот однажды жители близлежащего села, преследуя змею, заползшую в их деревню, заметили, что кобра укрылась в норе неподалеку от этого прачечного «комбината». Желая избавиться от соседства с опасной тварью, крестьяне принялись разрывать змеиное убежище и… извлекли из земли прекрасную статую, частью которой и была та самая плита для стирки.

Решив, что им явилась одна из древних индуистских богинь, неискушенные люди тут же на берегу устроили для неведомой небожительницы своеобразное святилище с навесов из ветвей и принялись воздавать ей все положенные почести и препод-носить разнообразные дары. Слух об обретенном у Ганга божестве разлетелся по всей округе, и вскоре о загадочной статуе услышал директор колониального музея в Патне. Заинтересовавшись находкой, он посетил новоявленное святилище, где сразу понял, что перед ним – древнейший артефакт. Вот только забрать божественную красавицу оказалось весьма непросто! Для того чтобы перевезти старинную скульптуру в музей, понадобилась помощь целого отряда полицейских, которым затем пришлось успокаивать беспорядки, вспыхнувшие в округе после конфискации культового изваяния.

После изучения изваяния специалистами оказалось, что все усилия были приложены не зря. Так, ученые определили, что найденная на берегу Ганга статуя высотою в человеческий рост (1,58 метра) изготовлена в III-II веках до нашей эры, то есть является одной из ранних индийских скульптур. Кроме того, судя по всему, изваяние было создано гениальнейшим мастером, о чем свидетельствуют идеальные линии тела женщины, ее одежды и украшений, а также тщательная обработка и полировка камня. Очарования женщины не портило даже отсутствие левой руки, утерянной при неизвестных обстоятельствах. Вот только «установить личность» этой неведомой красавицы исследователям так и не удалось.

Духи коварные и прекрасные

В первые же годы после того, как началось изучение древнего артефакта, было выдвинуто несколько версий о том, кем бы могла являться загадочная дама. Так, одни ученые называли ее супругой некоего древнего правителя, другие – богиней плодородия, а третьи предполагали, что статуя – это просто символ женской красоты. Но божественного «статуса» даму с берегов Ганга «лишила» чамара – опахало в ее руке, которое считается атрибутом низших демонов. Принадлежность дамы к царскому роду также не была доказана, а потому сегодня принято называть прекрасную незнакомку из Дидарганджа якшини – духом природы из индийской мифологии. Что вовсе неспроста! Дело в том, что, согласно старинным преданиям, эти существа славились своей небесной красотой, а их фигуры – пышная грудь, тонкая талия и широкие бедра – считались вершиной женского совершенства, а его в точности воплощает дама с берегов Ганга. Кроме того, на протяжении веков якши и якшини были одними из самых популярных мифологических персонажей, а потому люди часто создавали их статуи и украшали ими даже… буддийские храмы. Хотя, если верить древним легендам, характер и нравы якшей и якшини, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Предания гласят, что это племя, первые представители которого появились на свет из стопы Брахмы, некогда обитало на острове Шри-Ланка, где они основали великое царство. Однако через несколько веков якшей вытеснили оттуда злобные ракшасы, и бедолагам пришлось перебираться к священной горе Кайлас (Тибет), где они обитают и по сей день, охраняя богатства, спрятанные в ее недрах. Также некоторые из духов-изгнанников нашли себе прибежище в лесах и озерах.

А вот люди чтили этих детей Брахмы как духов, дарующих земле плодородие и оберегающих их от бед и невзгод. Но помогали якши смертным, только если те смогли с ними договориться и задобрить щедрыми подношениями. В ином же случае представители этого племени приносили человеку одни лишь неприятности, и, как правило, виной тому были именно якшини. Дело в том, что эти коварные красавицы, владеющие черной магией, всегда находили повод, чтобы насолить людям. Так, одно из древних индийских преданий рассказывает о якшини по имени Танака, которая неоднократно насылала на селения смертных ливень из камней. И эти «осадки» далеко не вершина коварства злобных демониц. Если верить легендам, то они были не прочь при случае закусить человеческой плотью и добывали излюбленное лакомство с помощью своего обаяния. Перед очарованием якшини не мог устоять ни один мужчина, и им удавалась без особого труда соблазнить даже мудрого аскета, отказавшегося от всех радостей жизни. И жертве кровожадного духа можно было лишь только посочувствовать, ведь якшини своей страстью доводила мужчину до полного изнеможения, затем выпивала кровь бедолаги, закусывая столь страшный напиток его же мясом. Говорят, что усмирить жестоких красавиц удалось лишь только Будде, который покорил якшей и заставил их охранять свои храмы. И все же считается, что существуют сегодня и темные якшини, являющиеся спутницами богини Кали.

Соблазнительные формы

Но, как бы там ни было, благодаря их обаянию якшини прощались практически все «грехи» и преступления. Ведь неслучайно же в Индии они практически и по сей день являются идеалом женской красоты. Кроме того, в этой стране считается, что женское счастье заключается в удачном замужестве, рождении и воспитании детей, а больше шансов обрести хорошего супруга у девушки с формами дочерей Брахмы. Существует предположение, что и национальная индийская одежда, сари, появилась на свет благодаря канонам, заданным этими древними духами. А как же иначе, если широкие юбки из куска ткани и драпировки их складок визуально увеличивают объем бедер, а плотно облегающая тело кофточка чоли придает груди соблазнительную округлость. Так что своим историческим нарядам индийские дамы верны на протяжении столетий, и даже сегодня они не собираются менять яркие сари на европейские платья и костюмы.

Вот потому-то статуя из Дидарганджа и является одним из самых знаменитых исторических памятников Индии, который известен всему миру. В 1947 году, после освобождения от английского колониального владычества, красавица с берегов Ганга отправилась в Лондон на Выставку искусства доминионов Индии и Пакистана, где произвела настоящий фурор. Впоследствии якшини несколько раз посетила США и Францию, вот только одна из таких поездок закончилась плачевно для древнего изваяния. Так, в 1985 году, возвращаясь из Вашингтона, скульптура лишилась носа из-за неаккуратной транспортировки. Но этот печальный факт практически не убавил очарования старинной скульптуры. Сегодня в Индии якшини из Дидарганджа многие считают символом женского счастья, ведь неслучайно же 35 лет назад в этой стране была выпущена в ее честь новая торговая марка.

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2024 "Мир знаний"