Loading Posts...

В гостях у чукчей: история и обычаи коренных жителей Чукотки

Русское правительство давно хотело проложить путь из Северного Ледовитого океана в Тихий, чтобы торговать с Японией, Китаем и Индией. О путешествии Дежнёва забыли. В 1724 году Петр I подписал указ о создании новой экспедиции, которая должна была точно определить, есть ли пролив между Азией и Америкой. Это важное дело поручили Витусу Берингу, русскому морскому офицеру, датчанину по национальности. Его помощником назначили Алексея Чирикова. Русские мореплаватели по следам Дежнёва прошли пролив между Аляской и Чукоткой, описали северо-восточное побережье от Камчатки до Ледовитого океана и побывали на Американском континенте.

Когда в 1778 году знаменитый английский капитан Джеймс Кук пустился в плавание к Ледовитому океану, он уже был знаком с открытиями Беринга и в своем дневнике писал о нем с большим уважением. Особенно Куку понравилось, насколько правильно и точно Беринг нанес на карту положение берегов. Это очень помогло капитану, и Кук назвал пролив именем русского мореплавателя.

Проплывая мимо Чукотки, англичанин захотел познакомиться с жителями этой северной земли. Он высадился на берег и увидел чукчей. Те держались настороженно, но не пытались стрел.ять в пришельцев. Несколько чукчей исполнили ритуальный танец. Так произошла первая встреча.

Кук обратил внимание на то, что чукчи выше, крепче и сильнее индейцев. Капитан заметил, что на теле у чукчей нет татуировки, только у одного старика на щеке он увидел черную черту. У всех были проколоты уши, некоторые носили монисто. В отличие от американских аборигенов чукчи не прокалывали губы.

Читать:  Самые глупые войны

Коренные жители Чукотки показались знаменитому капитану мирными, безобидными и честными людьми. Они вежливо, с уважением относились друг к другу, в их языке не было ругательных слов.

В Российской империи чукчи не облагались ясаком (налогом). В 1779 году Екатерина II издала указ: «Не брать с чукчей никакого ясака в течение десяти лет, если они будут жить в мире с коряками».

Дань платили, конечно, но «В том количестве и качестве, в каком они сами пожелают». Поэтому и держались чукчи с особым достоинством. «Чукча» в переводе на русский означает «настоящий человек» , «яранга» ( жилище чукчей) – «настоящий дом». Многие жители Чукотки до сих пор считают, что их традиционное жилье – самое подходящее для тундры. Каркас яранги – три жерди. Их связывают сверху кожаными ремнями, оставляя отверстие для дымохода. Все закрывается оленьими или моржовыми шкурами, для предохранения от сырости крашенными древесной корой. Конструкция очень удобна: при необходимости ее можно быстро разобрать.

Внутри яранга по форме напоминала ящик, сшитый из оленьих шкур. В глубине ее отгораживалась небольшая комнатка, которая называлась «полог». Там была спальня. Полог отапливался и освещался с помощью жирника – своеобразной чукотской лампады: глиняную глубокую тарелку наполняли жиром морских животных и посредине зажигали фитиль.

Читать:  Нефть - история открытия, происхождения и переработки

Основное занятие чукчей – оленеводство. По количеству оленей судили о богатстве человека. Для ловли оленей использовали лассо из тонких ремней или сплетенных жил, вымазанных маслом и хорошо прокопченных. Оленеводы часто кочевали со своими стадами по тундре от летних пастбищ к зимним и обратно.

Питались чукчи мясом оленей и морских животных, которое варили или жарили на костре. Соль почти не употребляли. Замерзшее мясо ели сырым. К растительной пище прибегали редко, обычно смешивая корни кустарников с оленьей кровью.

Лодки делали из шкур тюленей и моржей, сшивая их жилами оленей. Олени не только кормили, возили, но и одевали чукчей: одежду шили из оленьих и тюленьих шкур. Каждая часть зимней одежды состояла из двух кусков: внутреннего, мягкой шерстью к телу, и наружного, грубой шерстью наружу. Основным нарядом была кухлянка – тяжелая меховая рубашка до колен с большим воротником.

Брюки шили из кожи оленя, мехом внутрь, чтобы не набивался снег. На голову плотно натягивали шапку с треугольными наушниками. Богатые чукчи шапки шили из меха волка. Женщины носили такую же одежду, как и мужчины, только украшали ее разноцветным мехом.

Главным священным местом для каждой чукотской семьи был очаг. Одолжить свой огонь или взять чужой считалось большим грехом.

Читать:  Битва при Пуатье. Удар под дых несокрушимому Халифату

Каждая семья чукчей имела свой шаманский барабан. Если в семье было много сыновей, то один становился шаманом – «просителем» за семью перед духами. Общался шаман с духами вечером, когда все собирались вместе, гасили огонь и курили крепкий табак. Шаман начинал колотить в барабан и, постепенно возвышая голос, заводил свою песню, состоящую из одних возгласов. Звуки барабана сливались с песней, и примерно через полчаса после начала обряда все, якобы слышали голос духа – келета. Затем шаман впадал в бессознательное состояние: его душа переносилась в мир духов. Через некоторое время шаман приходил в себя и объявлял волю духов. Таким же образом шаманы изгоняли из человека болезни.

Южнее Чукотки живут коряки. Название свое они получили от народа керек, обитавшего когда-то на побережье Берингова моря. Согласно мифам, предком всех коряков стал Большой Ворон, к которому они обращаются в трудные моменты жизни. Большого Ворона послало на землю верховное существо – всеведущий хозяин мира. Коряки почитают животных: каждый год проводится праздник в честь кита. Коряки – искусные резчики по кости и дереву.

У коренных жителей Севера ценится умение метать копья точно в цель, бросать гарпун и аркан. Необходимо и метко стрелять. Только сильный, отлично владеющий оружием человек может выжить в суровых условиях Севера.

Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments