Непознанное
Уста Истины могли откусить руку лгуну?
В портике римской церкви Санта-мария-ин-Космедин всегда можно увидеть очередь из туристов, жаждущих прикоснуться к старинному артефакту. Здесь еще много веков назад был установлен древний круглый барельеф, представляющий собой лик неведомого бога с развевающимися волосами и бородой. Кто этот небожитель, ученым так и не удалось выяснить, а вот сам артефакт, носящий название Уста Истины, свою популярность получил вполне заслуженно.
Об Устах Истины сегодня известно немного. Предположительно, они были изготовлены еще в IV веке до нашей эры, а вот об изначальном предназначении странного барельефа ученые спорят и по сей день. Самая распространенная версия гласит, что некогда это была обычная крышка канализационного люка, закрывающая один из входов в Большую Клоаку (канализация в Древнем Риме)
Люк с Бычьего форума
Но эта гипотеза имеет немало противников. И главным доводом для ее оппонентов являются размеры маски. Ведь поистине трудно будет сегодня в Европе разыскать люк диаметром около двух метров, толщиною в 19 сантиметров и весом около 1300 килограмм. Кроме того, если античный артефакт был когда-то частью Большой Клоаки, то подобных люков в Риме должно было быть немало, но почему же тогда сохранился лишь только один из них?
А потому некоторые ученые мужи уверены, что Уста Истины – это часть фонтана, некогда устроенного на одной из улочек Вечного города. Немало споров вызвал и сам лик неведомого существа, чьим ртом, по сути, и являются Уста Истины. Некоторые исследователи утверждали, что древний барельеф – это лицо Океана, бога огромной реки, омывающей землю. Их противники же справедливо полагали, что на нем изображен Нептун – повелитель водной стихии. Позднее всех примирила необычная гипотеза, объявившая легендарный барельеф изображением некоего Эрколия Победителя. Как известно, этот герой древнего европейского эпоса настолько не любил лжецов, что в наказание отрубал им руки. И не удивительно, что «его» маска получила название Уста Истины. Ей нашлось и практическое применение.
Много веков назад, когда Санта-Мария-ин-Космедин была еще храмом Геркулеса Помпейского, вокруг нее шумел один из известных римских рынков – Бычий форум, где продавался и покупался крупный рогатый скот. Появилась здесь эта торговая точка еще в IV веке до нашей эры, и, естественно, там всегда было полно воришек. Правда, до определенного времени с ними боролись по старинке: отрубая руки или вешая на первом столбе, в зависимости от количества украденного, но потом все изменилось.
Так, когда язычество уступило свои позиции христианству и заветная маска заняла свое место в портике новой церкви, карманников стали приводить к ней и здесь же устраивать над ними судилище. Трудно сказать, кому и когда пришло в голову проверять любителей чужого добра на странном «детекторе лжи», но эффект был потрясающим. Вначале судья требовал, чтобы вор рассказал свою версию обстоятельств, при которых он был задержан, затем же бедолага должен был вложить свою правую руку в рот маски. Если же обвиняемый не делал ничего предосудительного – его отпускали, ну а если он врал без зазрения совести… Уста Истины -откусывали» ему руку.
Конечно, даже в то далекое время немногие верили, что каменная маска способна причинить увечье живому человеку. Просто за стеной, на которой располагался барельеф, сидел палач, отрубавший руки врунишкам. Вот только как он узнавал – кто врет, а кто говорит правду? Выяснить это исследователям
так и не удалось.
«Полиграф» Средневековья
Со временем Уста Истины приобрели в Риме такую популярность, что матери пугали ими своих детей, заставляя их всегда говорить правду. Но к началу XIV века «полиграф» Средневековья немного поменял свою «специализацию». Теперь к нему мужья стали приводить своих жен, которых они подозревали в неверности. Известны случаи, когда запуганные с детства Устами Истины римлянки сознавались в своих прегрешениях еще по дороге к ужасной маске. Покаяние всегда происходило при большом стечении народа, так что для жителей Рима это было весьма пикантным развлечением. Но одно из преданий столицы Италии гласит, что однажды хитрой красавице все же удалось обмануть Уста Истины. Некий богатый сеньор уехал по делам, оставив дома скучать свою молодую жену в одиночестве. Долго или нет он отсутствовал – про то истории неведомо, но по его возвращении соседи доложили мужчине: мол, к твоей супруге частенько заглядывал на огонек молодой любовник.
Конечно, такое попрание фамильной чести требовало сурового наказания, вот только изменница начисто отрицала «наветы сплетников». Вот тут и потребовалось подтверждение ее слов Устами Истины. Но когда барышня подходила к портику Санта-Мария-ин-Космедин, из толпы вдруг выскочил некий сумасшедший, который бросился к даме, обнял ее и поцеловал. Бедолагу отогнали, а благородная римлянка без страха подошла к Устам Истины и, положив руку в пасть маске, громко заявила, что ее не касался никто – кроме мужа, ну и того самого безумца. Естественно, после такого признания ладонь красавица благополучно сохранила, а удовлетворенный муж с гордостью повел ее домой. Но нетрудно догадаться, что тот странный безумец и был любовником догадливой женщины, который с помощью маскарада помог барышне обмануть Уста Истины.
Не удивительно, что спустя некоторое время эта занятная история стала широко известна. А в XVI веке немецкий художник Лукас Кранах Старший даже написал картину на этот сюжет, и его полотно сегодня можно увидеть в Германском национальном музее в Нюрнберге.
«Римские каникулы»
Шли века, и к XVII столетию Уста Истины уже не пользовались прежней популярностью у представителей органов правосудия. Но и отказываться от них окончательно власти города не посчитали возможным. А потому барельеф так и остался в портике церкви Санта-Мария-ин-Космедин как напоминание лгунам о том, что нехорошо говорить неправду. С течением веков Уста Истины постепенно стали приобретать известность и за пределами Рима. Так, в конце XIX века французский скульптор Жюль бланшар изготовил для Люксембургского сада (Париж) весьма любопытное изваяние. Эта статуя изображает девушку, положившую руку в рот легендарной маски, и сегодня считается неким памятником всем дамам, которые доказывали свою верность мужьям с помощью средневекового «полиграфа». В 1900 году немецкий композитор Генрих Плацбеккер и французская писательница Адель Остерло сочинили об античном барельефе оперетту «Уста Истины», которая была очень хорошо принята зрителями. А несколько десятилетий назад, сначала в Риме, а затем и во всех крупных городах
Италии, появились незамысловатые гадальные автоматы в виде той самой маски. Принцип их работы был прост; сначала в щель над Устами следовало опустить монетку, после чего положить руку в рот маски, а затем новоявленный предсказатель выдавал прогноз событий, ожидающих человека в ближайшем будущем. Но прославил во всем мире Уста Истины знаменитый фильм американского режиссера Уильяма Уайлера «Римские каникулы», который вышел на экраны в 1953 году. И античный барельеф из церкви Санта-Мария-ин-Космедин «получил» в этой кинокартине небольшую, но яркую роль.
Главной героиней фильма является некая принцесса Анна (ее сыграла актриса Одри Хепберн), которая несколько дней решила провести в Риме инкогнито, как обычная девушка. Ее спутником стал журналист Джо Брэдли (актер Грегори Пек), тоже не спешивший раскрывать барышне род своих занятий. Но зато мужчина познакомил принцессу с Устами Истины, рассказал их легенду и даже разыграл целое представление. Когда Анна отказалась положить руку в рот маски, мужчина показал ей пример, поместив ладонь в отверстие. И тут же он принялся страшно кричать, после чего продемонстрировал девушке пустой рукав пиджака. Говорят, что этого трюка изначально не было в сценарии. Но во время съемок Пек так разыграл свою партнершу Одри Хепберн, и бедняжка чуть не лишилась сознания, испугавшись этой «милой шуточки». И, узнав об этом, Уильям Уайлер попросил актера повторить удачный розыгрыш перед камерой.