История
Царица Савская – владычица южных земель
Библия — книга книг, сама по себе является неисчерпаемым источником вдохновения для людей, стремящихся разгадать историю человечества. Одна из таких загадок — это рассказ о том, как известному своей мудростью царю Соломону нанесла визит царица Савская, чтобы «испытать его загадками». Она приехала в Иерусалим с богатыми дарами, а побеседовав с царем, «увидела всю мудрость Соломона», подарила ему золото, благовония и драгоценности. В ответ Соломон принес ответные дары, и царица Савская вместе со слугами возвратилась в свою страну.
Это излагается в 10 главе 3-й книги Царств и в 9 главе 2-й книги Паралипоменон. Происходило все в X в. до н. э. Собственно, больше ничего про царицу Савскую в Библии нет. Однако страна Сава упоминается неоднократно, а в Новом Завете появляется «Царица Южная», в которой нетрудно узнать царицу Савскую. Существует и множество легенд, рассказывающих о царице Савской. Многие авторы предлагают варианты загадок, которые она загадывала Соломону. Значит ли, что древние составители Священного писания говорили об исторической личности? Как ее звали на самом деле?
Имя этой правительницы в Библии не упоминается. В арабских текстах ее называют Балкис, Билкис или Балкида, в эфиопских легендах — Македа. Имя Шеба, которое иногда можно встретить, — всего лишь название страны.
В Библии, в книгах пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, а также в книге Иова и Псалмах упоминается страна Сава. Сегодня принято наименование Саба. О ее существовании стало известно в XIX в., когда И. Галеви и Глазер обнаружили в Аравийской пустыне, на территории современного Йемена, развалины огромного города Мариб. Среди надписей ученые прочитали название четырех южно-аравийских государств: Минеа, Гадрамауг, Катабан и Сава (Саба). Город Мариб и был столицей сабейских царей. А это подтверждает традиционную версию происхождения царицы с юга Аравийского полуострова. И сегодня в Йемене ведутся археологические раскопки, открывающие перед учеными тайны Сабейского царства.
Самые ранние упоминания Сабейского царства относятся к VIII в. до н. э., а начало его расцвета приходится на VII в. до н. э. Вблизи Сабы была сооружена огромная плотина, благодаря чему оказалась орошенной огромная, прежде бесплодная и мертвая территория — страна превратилась в богатый оазис. Как мы видим, расцвет Сабы хронологически не совпадает с временем правления Соломона — 965 — 926 гг. до н. э., однако не исключено, что какая-то торговля между этими регионами могла существовать и в X в. Израильский царь хотел обосноваться на побережье Красного моря и подорвать монополию Сабы и других южноаравийских царств на караванную торговлю с Сирией и Месопотамией. Поэтому вполне возможно, что во времена Соломона Иерусалим посетила торговая миссия некоего южноаравийского царства. Некоторые исследователи полагают, однако, что родиной царицы Савской или ее прототипа была не Южная, а Северная Аравия.
Есть и еще одна версия о происхождении царицы Савской. Иосиф Флавий в труде «Иудейские древности» рассказывает, что Соломону нанесла визит правительница, «царствовавшая в то время над Египтом и Эфиопией и отличавшаяся особенною мудростью и вообще выдающимися качествами».
Действительно, считается, что в VI в. до н. э. сабейцы, перебравшись через Баб-эль-Мандебский пролив, осели у Красного моря и заняли часть Эфиопии. Вероятно, они перенесли воспоминание о своей правительнице на новую почву. Одна из провинций Эфиопии носит название Шева (Шава, совр. Шоа).
Позднее, в II — XI вв., на территории современной Эфиопии существовало Аксумское царство. ВIV в. при царе Эзане Аксум господствовал в Северо-Восточной Африке и на берегах Красного моря, соперничая с Римом. Таким образом, связи между Йеменом и Эфиопией были давними и прочными.
В Эфиопии же легенда о царице Савской обросла множеством подробностей. Согласно эфиопской книге «Кебра Негаст» («Слава Царей»), самая ранняя рукопись которой датируется XII в., царица Савская родила от Соломона сына по имени Байна-Лекхем. По одной из легенд он вырос в Иерусалиме, по другой — на родине своей матери, а потом нанес визит отцу. Но обе версии рассказывают, что юноша вывез из Иерусалима Ковчег Завета. Когда он вернулся в Эфиопию, мать уступила ему трон и он стал царем под именем Менелика I. До настоящего времени в Эфиопии сохранилась община «фалашей» — эфиопских евреев, которые считают себя потомками иудейской знати, переселившейся в Эфиопию вместе с Байна-Лекхемом. «Кебра Негаст» утверждает, что Менелик был первенцем Соломона, его старшим сыном, и поэтому Ковчег (и благодать, прежде пребывавшую над народом Израильским) увез по праву первородства. Интересно, что последний император Эфиопии Хайле Селассие I, свергнутый с престола в 1 974 г., считал себя 225-м потомком царицы Савской.