История
Три богатыря – исторические прототипы
Всем известны былинные богатыри —Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. На знаменитой картине Васнецова они бок о бок стоят на страже русской земли, на рубеже, отделяющем славянские поселения от Великой Степи. Но в многочисленных былинах эти богатыри имеют разные судьбы. Более того, некоторые историки культуры полагают, что три богатыря — это мифические персонажи Дубыня, Горыня и Усыня, которые сворачивают горы и преграждают путь рекам, сражаются со Змеем.
Однако также считают, что у Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича существовали исторические прототипы, жившие в разные времена. Илья Муромец (полное имя Илья Муромец сын Иванович) воплощает идеал воина, народного заступника. Его прозвище толкуют по-разному. Как гласит былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», богатырь был родом из-под города Мурома, из села Карачарова. Но есть и другая версия — что Илья родился в 70 км от Киева, в нынешней Черниговской области, там, где расположен современный поселок Муровск. Рассказывается, что до 33 лет он не мог ходить и был чудесным образом исцелен «каликами перехожими», а потом отправился в Киев. По пути он, как многие мифические и былинные герои, добыл боевого коня и доспехи. А затем победил Соловья-разбойника и привез его князю Владимиру. Историки полагают что прототипом былинного героя был силач по прозвищу Чобитько (Чоботок), и жил он в конце XII в. Прозвище он получил после того, как отбился от врагов сапогом — чоботом. Позднее Чобитько принял постриг в Киево-Печерской лавре под именем Ильи. Канонизировали его в 1643 г. В 1988 г. была проведена официальная экспертиза мощей Ильи Муромца.
Выяснилось, что он был ростом 177 см (для Средневековья достаточно высокий), погиб в 40—55 лет от удара острого орудия в грудь. Вероятно, это произошло в 1204 г. во время междоусобиц, когда князь Рюрик Ростиславич захватил Киев и разгромил лавру. Ученые обнаружили и признаки заболевания позвоночника. А это вполне согласуется с былиной о немощи богатыря, от которой он избавился чудом или волей.
У Добрыни Никитича была иная судьба. Былины повествуют о его долгой службе князю Владимиру. Добрыня часто берется выполнять поручения, от которых другие отказываются. Он — самый близкий к княжеской семье богатырь, не только храбрец, но и дипломат. В одной из былин Добрыня добывает для Владимира жену — Апраксу-королевичну.
Иногда Добрыню называют князем, иногда — племянником Владимира. Но более правдоподобна версия, что Добрыня был дядей Владимира, братом его матери Малуши. Действительно, такой человек существовал, он был наставником юного Владимира при его княжении в Новгороде и тогда, когда князь боролся за киевский престол. Считается, что именно Добрыня пытался сватать за племянника полоцкую княжну Рогнеду и получил отказ. Рогнеда заявила, что не пойдет за сына рабыни. Это было обидой не только для Владимира, но и для Добрыни. Известно, что Владимир завоевал Полоцк и силой взял Рогнеду в жены.
Владимир сделал Добрыню Новгородским посадником. Так в X в. называли княжеского наместника. Известно, что по приказу князя он установил в городе идол Перуна, а несколько лет спустя силой насаждал в Новгороде христианство. Одна из былин рассказывает, что Добрыня бился со Змеем Горынычем на реке Пучае и освободил племянницу князя Забаву Путятичну. Но воевода Путята тоже существовал, и вместе с Добрыней приводил к покорности новгородцев. И таким образом, эта былина тоже имеет исторические корни.
Алеша Попович —третий из прославленных богатырей. Его отцом называют ростовского попа Леонтия (или же Федора). Алеша тоже служил Владимиру Красное Солнышко, он, как и Добрыня, сражался со Змеем. Алешу отличает не сила, а ловкость, увертливость, находчивость, сметливость, хитроумие. Его историческим прототипом считают человека, жившего намного позже Добрыни и Владимира, — суздальского боярина Александра Поповича. Это был знаменитый, отважный воин, «храбр», он служил Всеволоду Большое Гнездо, а потом его сыну Константину Всеволодовичу.
Но Константин умер, и великим князем стал его брат Юрий. Тогда Алеша Попович поступил на службу к киевскому великому князю Мстиславу, вместе с ним погиб в битве при Калке в 1 223 г. В одной из летописей среди погибших называют также и знатного воина по имени Добрыня. Легенда о том, что в битве при Калке погибли былинные богатыри, глубоко символична — она говорит о конце старой, домонгольской Руси, а память о богатырях пережила столетия, смешав мифы и историческую правду.