Города и страны
Толедо – сердце Испании
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
- Местонахождение: центр Испании.
- Админ. принадлеж.: комарка Вега-дель-Тахо, провинция Толедо, автономное сообщество
- Кастилия – Ла-Манча.
- Основан: около 193 г. до н. э.
- Язык: испанский.
- Этнический состав: испанцы.
- Религия: католицизм.
- Денежная единица: евро.
- Река: Тахо.
- Аэропорт: Мадрид-Барахас (международный).
ЦИФРЫ
- Площадь: 232,10 км°.
- Население: 83 459 чел. (2016 г.).
- Плотность населения: 359,6 чел/км².
- Средняя высота над у. м.: 516 м.
- Самая высокая точка: 548 м, центр.
- Удаленность: 73 км к Ю.-З. от Мадрида.
КЛИМАТ
- Субтропический. Прохладная зима, жаркое лето.
- Средняя t° января: -6.4 °С
- Средняя t° июля: +26°С.
- Среднегодовое кол-во осадков: 357 мм.
- Среднегодовая относит. влажность: 60%.
ИСТОРИЯ НА ОСТРИЕ МЕЧА
Когда и как возник Толедо — никому точно неизвестно, но предположений и легенд существует множество. В них присутствуют и римляне, и иудейские колонисты, и даже герои мифов вроде Геракла.
Толедо находится в самом центре Испании, на правом берегу реки Тахо — крупнейшей на Пиренейском полуострове, в ее излучине. Река образует резкий изгиб, известный как Тарно-дель-Тахо. Центр города располагается на холме высотой 100 м над урезом реки. Отсюда и название города: по предположению историков и лингвистов, оно происходит от кельтского слова tul, что означает «гора, вершина».
В истории Испании Толедо остался как королевский город: здесь размещался двор короля Испании (Кастилии и Арагона), а в дальнейшем императора Священной Римской империи Карла V Габсбурга (1500-1558 гг.). Толедо также именуют «городом трех культур»: на его архитектуру оказало огромное влияние культурное наследие поколений христиан, мусульман и евреев, живших в нем на протяжении столетий. Также город знаменит своим холодным оружием, изготовление которого стало традицией со времен Средневековья.
За свое культурное и архитектурное богатство Толедо внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
О древней истории города известно немного. Какое-то поселение существовало на этом месте в доримские времена. Тогда здесь жили кельты — племя карпетанов. Люди они были воинственные, врагов у них было много, и поэтому здесь строили хорошо укрепленные деревни. Главной из них был Толетум — от бога воды Толта (еще одна версия происхождения названия Толедо). Карпетаны успешно отражали нападения карфагенян в 330-320 гг. до н. э. Потом римляне разгромили карфагенян, захватив земли карпетанов.
В 193 г. до н. э. римляне узнали о Толетуме, а в следующем году его захватили. Кельты успешно подверглись романизации и усвоили римскую культуру, образ жизни и язык. В Толетуме появилось множество крупных сооружений, например мост Пуэнте-де-Алькантара через Тахо: он стоит у подножия замка Сан-Серванандо рядом с крепостными воротами, им пользуются и в наши дни.
Толетум стоял на перекрестии дорог и стал центром торговли и ремесла, в особенности производства керамики и изготовления мечей и кинжалов. Уже тогда начал формироваться особый стиль этого оружия — толедский.
К началу христианизации в IV в. Толетум был одним из крупнейших городов полуострова, а учреждение в нем епископства только упрочило процветание.
В начале V в. город поочередно захватывали племена вандалов и вестготов. Результатом вторжений этих племен стал его общий упадок. Во второй половине VI в. Толедо (так его уже стали называть) стал резиденцией вестготских королей, а затем — столицей их государства. Важным событием стал Третий Толедский собор 589 г., когда вестготы перешли в католичество. В городе сохранилось немало свидетельств вестготской истории: многие выставлены в церкви Сан-Романо, где открыт музей вестготской культуры. В нем находятсякороны, золотой алтарь, древнее оружие и ювелирные изделия VI-VIII вв.
В 711 г. в Испанию вторглись войска мусульман, им удалось покорить большую часть Пиренейского полуострова и в том же году захватить Толедо. Мавры стали именовать его на арабский манер Тулайтулах.
Христиане начали Реконкисту — войну за освобождение родины. В ответ мусульмане создали цепь пограничных владений, а столицей центрального «звена» цепи — аль-Тагро аль-Аусат, или Средняя граница — стал Толедо.
ГОРОД ТРЕХ КУЛЬТУР
Именно при арабах была заложена основа мультикультурно го Толедо.
В городе жили три религиозные общины: мусульмане, пользовавшиеся привилегированным положением, евреи и христиане, платившие маврам джизью — фактически налог на жизнь и право на свою религию. И те и другие подверглись сильнейшему культурному влиянию арабов и стали именоваться мосарабами (полуарабами).
Правили в Толедо не только мавры: берберы, которым казалось, что им мало платят за союз с арабами, захватили город в 887 г. и правили им, пока не распался халифат. В 1085 г. после осады Толедо сдался Кастилии. Главную мечеть, что стояла на месте храма, вскоре переосвятили в христианский храм, и до XIII в. здание оставалось нетронутым. Затем его разрушили, но строительство нового собора Св. Марии (его чаще именуют просто Толедским) началось только в 1226 г и продлилось почти триста лет Собор построен в готическом стиле при сохранении некоторых деталей мавританской архитектуры, стилей мудехар и платереско. Северная его башня имеет высоту 90 м, на ней установлен 17-тонный колокол, прозванный горожанами Ла-Горда (Толстуха). Собор — духовный центр испанской церкви, в нем находится кафедра архиепископа-примаса всей страны.
Освободившись от мавров, город расцвел еще больше, но причиной этого были те же мавры, остававшиеся на юге полуострова. Нетерпимая религиозная политика государства Альморавидов и Альмохадов вызвала бегство мосарабов и евреев из Андалусии на север. Многие их них остались в Толедо, а так как они были прекрасными торговцами и ремесленниками, то способствовали подъему экономики города. Кроме того, король Альфонсо VI (1072-1109 гг.) перенес сюда столицу, а в 1088 г. Толедо стал резиденцией архиепископа — главы всех испанских католиков.
Новый этап процветания города начался, когда Толедо стал одним из крупнейших центров производства сукна и выделки кож. Правда, город едва не убила чума 1348-1350 гг., она же уничтожила знаменитую толедскую терпимость: в городе начались еврейские погромы.
В Толедо сохранилась самая старая из городских синагог — Ибн-Шушан, построенная в XII в., затем ставшая храмом Санта-Мария-ла-Бланка. Теперь в ней музей. Говорят, когда ее строили, еврейская община была так богата, что возводила синагоги на земле, привезенной из Иерусалима.
В XV в. город постепенно восстанавливался , оставался резиден цией королей, стал постоянным участником парламента — кортесов. Весь XVI в. Толедо сотрясали восстания комунерос, выступавших против нарушения королевских обещаний народу.
Несмотря на все потрясения, город богател, в нем появились суконные мануфактуры, негоцианты Толедо вкладывали деньги в торговлю с Америкой, шло бурное строительство. Но кризис назревал. Сначала началось преследование евреев и мусульман, от которых требовали либо принять христианство, либо покинуть страну. А в 1561 г. столицей стал Мадрид, куда переехал и архиепископ, что означало для города потерю значительной части доходов.
Толедо быстро беднел, производства разорялись, крестьяне в близлежащих деревнях обнищали. Во время войны с Наполеоном в начале XIX в. город был занят французскими войсками до конца войны. Толедо превратился в провинциальный городок. В конце 1930-х гг., во время гражданской войны, его чудесная крепость и королевский дворец Алькасар, построенный Карлом V на месте сменявших друг друга римской, вестготской и арабской крепостей, был разрушен, но впоследствии восстановлен.
В настоящее время Толедо объявлен национальным архитектурным заповедником.
ЭКОНОМИКА
- Промышленность: легкая (мыловаренная), пищевая (мукомольная), стеклокерамическая.
- Традиционные ремесла: изделия из металла (в т. ч. атрибуты корриды — клинки, бандерилльи), керамика, шелковые и шерстяные изделия.
- Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые, финансовые.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Исторические: креп. Толедский алькасар (III в., 1540-е, восстановл. в 1930-1940-х), мечеть Санто-Кристо-де-ла-Лус (Хв.), монаст. Санто-Доминго-эль-Антигуо (1085), синагога Санта-Мария-ла-Бланка (XII в.), ц. Св. Фомы (XII в.), ворота Солнца (XII в.), кафедр, соб. Св. Марии (1226-1493), мост Пуэнте-де-Алькантара (XIII в.), ц. Сантьяго-дель-Аррабаль (XIII в.), зам. Сан-Сервандо (XIV в.), монаст. Св. Урсулы (XIV в.), монаст. Сан-Хуан-де-Л ос-Рейес(1477-1504), госпит. Санта-Крус (1484-1514), монаст. Св. Иоанна (XV-XVI вв.), ворота Бисагра (XVI в.), госпит. Тавера( 1541-1603), ворота Пуэрта-дель-Камброн (1576), ц. Санто-Томе (1586) и Сан-Ильдефонсо (XVIII в.).
Культурные: Муз. вестготской культ, (ц. Сан-Романо, XI—XII вв.), муз. сефардов (синагога дель-Трансито, XIV в.), муз. Эль Греко (реконстр. зд. XVI в.).