Прошлое Земли
Тайны Сахары – фрески на скалах Тассили
Сахара — крупнейшая на Земле пустыня, площадью около 9 065 000 км² — чуть меньше площади Соединенных Штатов Америки. «Сахара» — арабский перевод туарегского слова «тенере», означающего пустыню. До сих пор ученые спорят о том, что же могло вызвать здесь засуху.
В Сахаре ежегодно наблюдается около 1 60 тыс. миражей. Они бывают стабильными и блуждающими, вертикальными и горизонтальными. Составлены даже специальные карты караванных путей с оценкой мест, где обычно наблюдаются миражи. На этих картах отмечено, где появляются колодцы, оазисы, пальмовые рощи, горные цепи. Но главная загадка Сахары — это ее история. Уже античные авторы описывают ее как пустыню, и такой она была все Средневековье. Не так давно международная группа ученых из Германии, Канады и США проанализировали геологические отложения пустыни, а также подняли со дна озера Йоа на севере Чада останки водных растительных и животных микроорганизмов. Их вывод был таков: Сахара превратилась в самую обширную и горячую пустыню нашей планеты около 2700 лет назад в результате очень медленной эволюции климата. Однако в Новое время европейцы думали, что пески пришли сюда 6 тысячелетий назад. Но постепенно стали появляться сведения о наскальных рисунках, обнаруженных в глубине’пустыни, на юго-востоке Алжира, на возвышенности, которая называется Тассили-н’Аджер, что переводится как «Плато рек», само имя говорило о том, что некогда климат там был более влажным. В 1876 г. француз Анри Дюверье опубликовал серию рисунков, обнаруженных в Тассили н’Аджер, но они не вызвали должного интереса в научных кругах. В 1 909 г. здесь снова нашли рисунки, и опять они остались без внимания. В 1932 г. офицер колониальных войск лейтенант Бренан проник во время разведывательной операции в глубину одного из каньонов Тассили и вышел в долину Ихархар, к югу от военного поста Форт-де-Полиньяк. Однажды он заметил на отвесной скале, ограничивающей каньон Джерат, изображения каких-то громадных животных, слонов, гиппопотамов, носорогов и жирафов. Бренан провел семь лет в пустыне, изучая рисунки. В 1935 г. французский археолог Рейгасс посетил этот район. Но только в 1956 г. была организована научная экспедиция профессора Анри Лота. За полтора года ученые нашли сотни наскальных изображений. Были найдены также изображения странных круглоголовых существ, которых Анри Лот и его спутники не могли ни с чем отождествить. Сторонники палеоконтактов думают, что местные жители нарисовали пришельцев из космоса.
Как подтвердили дальнейшие исследования, еще в период палеолита, то есть 10—12 тыс. лет назад, когда человек впервые появился в Северной Африке, Сахара была не пустыней, а саванной.Здесь жили охотники. На скалах они делали множество рисунков. Самые ранние — петроглифы — появились 8 тыс. лет назад. Это главным образом сцены охоты и изображения животных: слонов, носорогов, жирафов, гиппопотамов, крокодилов, страусов, антилоп, вымершего вида буйвола и других. Изображенные здесь люди относятся к так называемому «бушменскому типу». Этот период принято называть эпохой древнего буйвола.
В глубине дюн экспедиция Лота обнаружила следы стоянок древних рыбаков: большие груды рыбьих костей, скелеты гиппопотамов и слонов, каменные орудия. В 500 км к югу — еще десятки стоянок с кучами рыбьих костей, черепашьих панцирей, раковин моллюсков, костей гиппопотамов, жирафов и антилоп, а также человеческие скелеты и осколки глиняной посуды.
Значит, в древности здесь протекали полноводные реки, и сейчас в песках ясно различимы их русла.
Но климат становился все суше, и люди уже не могли прокормиться охотой и рыболовством. Они стали скотоводами. И поэтому более поздние рисунки, выполненные уже красками, изображают домашних животных —овец, коз, крупного рогатого скота. Этот период, начавшийся около 3500 г. до н. э., принято называть эпохой домашних быков.
Сахара постепенно превращалась в пустыню, а люди продолжали бороться. Они приручили лошадей, проникших в Западную Африку из Египта. Уже не пешком, а на колесницах они путешествовали по высыхающей саванне, за ними следовали верные спутники — собаки.
Художники воспроизвели на скалах и лошадей, и собак, и муфлонов, и еще встречавшихся здесь слонов. Рисунки стали более схематичные, но по-прежнему были многоцветными. Люди изображались обычно в масках, с луками и стрелами, дротиками, топорами и кривыми палками. Мужчины одеты в короткие широкие плащи, женщины — в колокообразных юбках. В рисунках, изображающих быков или баранов с солнечным диском на голове, видели результат египетского влияния и связывали их с культом Ра, однако бытует и мнение, что почитание Солнца было распространено по всей Ливии. Возможно, от них культ Солнца проник в долину Нила, так как эти рисунки древнее культа Амона-Ра в Египте. Этот период, начавшийся около 1 500 г. до н. э., принято называть эпохой лошади.
Народ, живший в глубине Сахары, мог бы создать цивилизацию, подобную египетской, но помешала пустыня. Сначала эти места стали покидать животные, за ними постепенно и люди.
Плато Тассилин, Аджер было покинуто, и последние художники оставили на его скалах изображения верблюдов. Этот период, начавшийся примерно в 200 г. н. э., так и называют эпохой верблюда. Люди, оставшиеся в Сахаре, теперь пересекали ее пески на этих выносливых животных. Они стали кочевниками.
Теперь их называют берберами или туарегами. Геродот называл это племя гарамантами — по имени главного города Гарамы (современная Джерма). Многие века кочевые народы Сахары были хозяевами пустыни. В их руках находилась вся транссахарская торговля. Она осуществлялась по караванным путям, с начала нашей эры, после одомашнивания верблюдов, и до середины XX в. В мирное время переход через Сахару и обратно занимал примерно 18 месяцев. Для перевозки товаров собирали верблюжьи караваны. По рассказам Ибн Баттуты, который путешествовал с одним из караванов, средний размер каравана был порядка 1000 верблюдов, а иногда достигал и 12 000.
После установления морских путей сообщения между побережьем Западной Африки и Европой в первой половине XIX в. транссахарская торговля начала приходить в упадок, но продолжала существовать до начала XX в. Именно тогда и открылись миру творения неведомых художников древности.