История
Тайным оружием Романовых были игральные карты
Карты «Русский стиль» – загадка из загадок. Как вообще власти допустили, что советские люди, играя в того же дурачка, любовались то и дело своими классовыми врагами? Причем и не подозревая, что держат в руках портреты Николая II в образе червового короля или его трефовых, пиковых и бубновых родственников. И все это при том, что в СССР на игральные карты возлагались большие пропагандистские надежды!
Уже в 1920-х годах выпускались колоды, которые высмеивали «пережитки царизма» или «оскал акул капитализма», боролись с пьянством или религией – «опиумом для народа». Но граждане СССР упорно резались в подкидного или расписывали пульку старорежимными картами «Русский стиль». Вот и спрашивается – хоть в шутку, а хоть и всерьез: куда же смотрела хваленая и вездесущая советская цензура?
Роковое знамение
«Новая, враждебная Россия смотрела чрез громадные окна дворца… Хоть на одну ночь Никки хотел вернуться к славному прошлому своего рода… Пока мы танцевали, в Петербурге шли забастовки рабочих, и тучи все более и более сгущались…» – дяде Николая II великому князю Александру Михайловичу царский бал под Масленицу 1903 года явно представлялся неким роковым знамением династии Романовых. Царь же, напротив, тревожными предчувствиями не мучился: «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми… Все вышло весьма удачно и кончилось в два часа по полуночи…»
Удачная затея состояла в том, что все участники бала должны были явиться в исторических костюмах XVII века (допетровского времени), что и сделали с большим энтузиазмом. «Из частных коллекций специально для этого случая извлекли великолепные посохи, драгоценности и меха. Офицеры нарядились в мундиры того времени, а придворные оделись в платья, принятые при дворе царя Алексея. Великие княгини были одеты подобно своим прародительницам, а их наряды создавались лучшими современными мастерами… Все танцевали старинные танцы, заранее тщательно разученные, – зрелище было поистине завораживающим», – вспоминала царская фрейлина баронесса Буксгевден. Для того «зрелища» императрица сама выбирала исторический костюм своему мужу Ники, следуя советам директора Эрмитажа Всеволожского.
На основе дворцовой съемки вышел альбом – 21 гелиогравюра и 174 фототипии. А через 10 лет, к 300-летию Дома Романовых в 1913 году, появились игральные карты «Русский стиль». Королем червей в костюме государя всея Руси Алексея Михайловича (отца Петра I) предстал Николай II. Его сестра Ксения в костюме боярыни стала червовой дамой, а тетя царя Елизавета Федоровна (святая Елисавета с 1992 года) – трефовой. Графиню Зинаиду Юсупову (мать убийцы Распутина) изобразили дамой пик. А моделями для валетов послужили молодые Романовы и их адъютанты. Только пиковый король в костюме Ивана Грозного не имел прототипа из числа участников бала, а был срисован с картины «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею».
Эскизы для колоды создали на немецкой фабрике карточных игр фирмы Дондорф (Франкфурт-на-Майне), отпечатали на Александровской мануфактуре Петербурга и запустили в продажу по всей России. После революции художник Иванов перерисовал те карты для офсетной печати – и в таком виде они дожили до наших дней…
Как валеты образовали колхоз…
Пропаганда новых революционных ценностей набирала обороты, но на карты «Русский стиль» это почему-то не распространялось. Проигравшего «дурачка» по-прежнему лупили какой-ни-будь «графиней» по носу или «Иваном Грозным» по ушам, об «антисоветчине» особо не задумываясь. Может, виной тому была неразбериха Гражданской войны? Ведь тогда «под шумок» в 1919 году в Новочеркасске вообще вышли откровенно белогвардейские «Донские карты»! Их придумал любитель всего «казачьего» атаман Краснов, выступавший за сепаратизм Донской республики. Короли на них – станичные атаманы, дамы – казачки, валеты – казачата. Бубны изображались в костюмах XVI века, трефы – XVII, черви – XVIII, пики – XIX. Но правление Краснова было недолгим, и «Донские карты» как-то затерялись в суматохе мятежных лет. А колода «Русский стиль», по сути прославлявшая царизм, .прекрасно продолжала подогревать картежные страсти народа.
Советские пропагандисты «опомнились» только в 1929 году и выдали колоду «Народности СССР». Правда, она тут же подверглась критике: «Вместо королей с дворницкими бородами, надменных дам и валетов с блудливыми глазами, появились представители национальностей нашего Союза, – иронизировал сатирический журнал «Чудак». – Бубнового короля заменяет старый узбек в халате и чалме. Нет больше валета с веревочными усиками. Вместо него – белорус в бараньей шапке.
Нет также и пиковой дамы. В нашей стране нет места таким дамам. Ныне имеется молодая украинка в расшитой рубашке, молодая украинка пик… Остальные фигуры под стать. Есть и раскрепощенные женщины Востока (дамы, сбросившие чадру), есть и таджики (короли и валеты, образовавшие колхоз)». Но через год «Чудак» закрылся из-за «публикаций антисоветского характера», а бывшие его сотрудники – Кукрыниксы, Кольцов, Катаев, Олеша, Маяковский, Ильф и Петров – ушли в «Крокодил», где шутили уже не столь язвительно.
«Королева карта бита!»
Например, когда в 1932-м вышли карикатурные «Битые карты» с трефовыми меньшевиками и пиковыми кулаками с обрезами, «Крокодил» откликнулся лишь классической фразой приписываемой Пушкину, но на самом деле принадлежавшей персидскому поэту XIII века Саади: «Иных уж нет, а те – далече…» То есть вроде политически верно, но вполне сдержанно.
Теми картами, кстати, было весьма трудно играть, ненароком дам с королями перепутаешь. Там, например, червовые Колчак с Врангелем, вот и попробуй разберись, кого кем бить. Лампочка Ильича тогда еще не в каждой избе появилась, а привычные «старорежимные» карты «Русский стиль» можно было и при лучине разглядеть… Может, потому они и стали долгожителями, что были хорошо прорисованы и всем от мала до велика ясны и понятны.
Та же история повторилась с колодой «Антирелигиозные» в 1934 году. На картах изображались представители разных мировых религий, тут же помельче – их настоящие помыслы и дела. Джокер – толстяк-капиталист в цилиндре на голове и с крылышками на спине. Рисунки были выполнены в духе карикатур журнала «Безбожник». «Рубашка» смотрелась как сказочная иллюстрация – баба Яга в красном сарафане уносит невинное дитя в темные дебри мракобесия. Может, пропагандистскую функцию те колоды худо-бедно и выполнили, а вот игровую едва ли. Потому, наверно, они и стали со временем добычей коллекционеров как редкий бесценный раритет.
Игры блокадного Ленинграда
В 1942 году художник Василий Власов в полутемной квартире на Васильевском, ловя каждую минуту тусклого зимнего дня, наносил акварелью на картон тончайшие штрихи. Короли – бесноватый фюрер, толстяк Муссолини с окровавленным топором, Маннергейм с плеткой. Валеты – шаржи на соратников Гитлера: Геббельса, Гиммлера, Геринга и Риббентропа. Эскизы для колоды «Антифашистская» художник нес за 23 километра от своего дома в типографию. Когда от голода его силы иссякли, за рисунками стал приходить дежурный из литографического цеха, встречались они с художником на середине Невы.
Потом готовые карты упаковали в водонепроницаемую бумагу и опустили в ведро с водой на несколько часов. Колода выдержала испытание, и тираж доставили партизанам, чтобы те разбрасывали карты в тылу врага…
Как бы там ни было, все колоды – и советские, и антисоветские – рано или поздно оказывались в музеях или частных коллекциях. Любители раритетов с них буквально пылинки сдували. Не успевали пылиться только карты «Русский стиль» – ими вечно играли в вагонах и на пляжах; за дощатыми столами во дворах или обеденными на дачах. Пережив всех участников легендарного исторического бала 1903 года, а также многих советских лидеров, они «живы-здоровы» по сей день. Может, в том и нет никакой загадки, а просто они самые красивые, хорошо нарисованные, понятные и удобные для игр. Вот и полюбились нескольким поколениям советских людей сразу и навсегда…