Connect with us

Гипотезы

Тайна скрипок Страдивари

Даже спустя триста лет после их создания знаменитые скрипки Антонио Страдивари пользуются огромным спросом и продаются как самые ценные произведения искусства. На них мечтают играть известнейшие музыканты. Эти скрипки стали настоящей легендой. Их истинную стоимость сейчас уже трудно определить. Но действительно ли их ценность так велика или же ее преувеличивают? В самом ли деле эти инструменты совершенны, а их звучание уникально?

Когда-то скрипки Страдивари были просто музыкальными инструментами, но в 1980-х годах они стали капиталовложением. Сегодня их могут приобрести только банки и очень богатые коллекционеры. Из примерно одной тысячи сделанных скрипок Страдивари около пяти сотен все еще находятся в обращении. Многие известные скрипачи считают, что скрипки Страдивари обладают исключительным качеством. Они восхищаются их богатым, чистым и мощным звучанием. Но является ли такая оценка качества объективной?!

Все дело в лаке?

Ученым удалось доказать, что скрипки Страдивари резонируют иначе, чем у других скрипичных мастеров. Но они до сих пор не знают, почему так происходит. Этот сложный инструмент, сделанный более чем из восьмидесяти деталей, не так легко выдает свои секреты. В течение двух веков люди пытались понять, в чем уникальность этих инструментов. Их измеряли, взвешивали и обследовали со всех сторон. Но напрасно.

Что, если разгадка кроется на родине знаменитой итальянской скрипичной школы в городе Кремона, где жил и работал Страдивари? Город, где более трехсот лет назад жил Антонио Страдивари, не забыл свое прошлое. Сейчас в этом городе 150 скрипичных мастеров идут по стопам своего знаменитого предшественника. Лак Страдивари буквально завораживает скрипичных мастеров и занимает все их мысли. Говорят, что Страдивари пользовался лаком на масляной основе. Его пытались воссоздать, но это не так-то просто. Основные красители – это сандарака, корень марены, пигменты, различные оттенки желтого, среди которых куркума и камедь. Даже сейчас при наличии современнейших технологий очень трудно установить, из каких компонентов Антонио Страдивари изготавливал свой лак. Его анализировали всеми доступными современными средствами, но достичь такого же результата не смогли.

Флюорографическое исследование показало присутствие металлических элементов на всей поверхности верхней деки. Возможно, в этом и кроется объяснение определенного звучания скрипок Страдивари.

Исследование скрипки в ультрафиолетовых лучах принесло другие сюрпризы. Некоторые зоны инструмента уже не защищены первоначальным лаком. 8 -10 слоев лака, нанесенные когда-то на скрипку, либо практически стерты, либо полностью отсутствуют на некоторых участках поверхности. В таком состоянии находится большинство скрипок Страдивари. А другие были отлакированы заново. Так что едва ли можно установить связь между тонким слоем лака, покрывающем инструменты, и качеством их звука.

Секрет в древесине?

Ученые с нетерпением ожидали первых рентгеновских анализов скрипок Страдивари. К сожалению, исследование показало, что структура инструмента за прошедшие века также подверглась изменению. Многие скрипки были переделаны в соответствии с музыкальными требованиями того времени – шейка, струны и некоторые главные детали были заменены. Часто единственное, что остается от подлинной работы Антонио Страдивари, – это сам корпус.

Некоторые ученые считают, что акустические качества скрипки Страдивари связаны с характеристиками древесины, отобранной когда-то скрипичным мастером. Существует даже мнение, что дерево должно быть срублено в полнолуние. Смешение фольклора, науки и поэзии делают тайну скрипок Страдивари все более непостижимой.

За свою долгую жизнь Страдивари использовал разные виды древесины. Сегодняшние скрипичные мастера используют для изготовления верхней и нижней дек древесину ели и клена. По мнению американских ученых, успеху скрипичных мастеров, возможно, способствовали также климатические условия в XVII—XVIII веках. В тот период благодаря чрезвычайно низкой активности солнца в Европе установился так называемый малый ледниковый период с очень холодными длинными зимами. Древесина была твердой, обладающей великолепными звуковыми качествами.

Однако весомость этого аргумента весьма относительна. Поскольку другие мастера того же времени работали с этой же древесиной, но не добивались такого успеха как Антонио Страдивари.

Более убедительна другая теория, согласно которой качество скрипок Страдивари связано с длительностью высыхания древесины. Сторонники этой версии считают, что скрипичный мастер работал только с очень сухим деревом. Полагают также, что он купил запас древесины у своего учителя, когда тот оставил дело.

Дендрохронология позволяет определять возраст деревьев, из которых мастера делали инструменты. Эта наука основана на изучении годовых колец, ширина которых изменяется из года в год в зависимости от погодных условий. Цифры, полученные при измерении верхней деки каждой скрипки, сравнивают с кольцами эталона, что дает возможность установить не только время, когда было срублено дерево, но и место, где оно выросло. Но как узнать, сколько времени сохло дерево? Ответ дал сам Антонио Страдивари, который всегда приклеивал внутри корпуса скрипки табличку с указанием даты изготовления инструмента. Разность между возрастом дерева и этой датой позволяет ученым определить время высыхания древесины. По мнению ученых-дендрологов, искусство скрипичного мастера нужно искать в чем-то другом. Так, говорят, для изготовления своих скрипок Страдивари не использовал какие-то особенные и продолжительные способы сушки древесины.

Все дело в усердии и мастерстве, или поиск другой вершины

Итак, качество древесины, сушка, состав лака не могут объяснить ценности скрипок Страдивари. А что, если Антонио Страдивари был последним хранителем секретов скрипичного мастерства? И унес их с собой в могилу? По мнению самих скрипичных мастеров, секрет Страдивари заключается прежде всего в усердии. Он был полностью погружен в работу, отбросив все остальное. Не было никаких тайн, но было мастерство, увлеченность своей работой. Кроме того, скрипичные мастера считают, что качество скрипок Страдивари родилось из его неуемного любопытства, страсти к исследованиям. По их мнению, утонченная гармония его инструментов – это результат мастерства, а не секретной формулы. И все же мы не перестаем удивляться. Ведь в течение трех веков скрипичные мастера пытались достичь качества Страдивари. И никому, по мнению музыкантов, это не удалось.

Кстати, проводилось несколько экспериментов, когда группа из нескольких слушателей пыталась (среди них был музыкант, скрипичный мастер) на слух определить скрипку Страдивари. Они практически единодушно выбрали скрипку и каково же было их разочарование, когда они узнали, что понравившийся им инструмент был создан вовсе не Страдивари, а современным скрипичным мастером. Не значит ли это, что у современных мастеров тоже есть шанс увековечить свое имя, а качество скрипок Страдивари переоценено (да простят нас музыканты и скрипичные мастера!)? Возможно, современным скрипичным мастерам не стоит покорять гору, вершину которой уже в течение трех веков занимает Антонио Страдивари, а поискать другую?! Найти другие вершины, другие возможности, другое звучание, а не искать секрет скрипок Страдивари.

Некоторые скрипичные мастера уже делают попытки взобраться на другие вершины. Например, некоторые из них не согласны с тем, что скрипка должна непременно иметь классическую форму, чтобы хорошо звучать. Они экспериментируют с формой скрипки, стремясь расширить звуковую палитру. Но с другой стороны, звучание скрипок Страдивари совершенно. Поэтому возникает вопрос: стоит ли что-то менять? Но ответ можно получить, только попытавшись сделать что-то новое, освободившись от классического консервативного подхода к скрипичному делу. И в этом нет никакой крамолы. Ведь уже в XVIII—XIX веках скрипичные мастера отказывались просто копировать старые инструменты. Результаты их исканий хранятся в кремонской школе скрипичных мастеров – кубическая скрипка, трапециевидная скрипка и т. д. Все эти эксперименты ставят один и тот же вопрос – существует ли связь между звучанием и формой инструмента? Современные ученые потратили на решение этой проблемы десять лет. И ответ был отрицательным. По мнению акустиков кремонской школы, распознать форму скрипки по звуку невозможно. Более того, два инструмента разной формы могут звучать одинаково. Исходя из этого, концепция идеальной формы не имеет смысла.

Так чем же объясняется непоколебимая репутация скрипок Страдивари? Наука способна исследовать качество инструмента, но она не может постичь отношений между скрипкой и музыкантом. Секрет, возможно, кроется именно в этом. В тайном соучастии, связывающем инструмент и музыканта. В звуках, которые рождаются во время игры на инструменте, которыми наслаждается публика на концерте. Слияние так велико, что скрипка кажется неотделимой от скрипача. В скрипке ценится общая гармония, а это одна из сильных сторон Страдивари. У каждой скрипки Страдивари свой характер. Скрипка – продолжение души играющего на ней музыканта, его голос.

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2024 "Мир знаний"