Connect with us

История

Старец Горы – владыка государства крепостей

28 апреля 1192 г. в Тире был убит Конрад Монферратский, номинальный король Иерусалима. Незадолго до этого ему удалось оспорить этот титулу предыдущего правителя, Ги де Лузиньяна, который в 1187 г. потерпел поражение от султана Саладипа. В убийстве Конрада подозревали даже короля Ричарда Львиное Сердце, который выступал на стороне Лузиньяна, но по общепринятому мнению, убийцами были сектанты-ассассины, подданные Старца Горы. От их рук к тому времени пало множество власть имущих по всему Ближнему и Среднему Востоку.

История этой секты имеет глубокие корни. Она восходит к той эпохе, когда последователи ислама разделились на два течения — шиитов и суннитов. Шииты изначально признавали единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка — святыми имамами Али Аби Талиба, зятя Мухаммеда, мужа его дочери Фатимы, четвертого халифа мусульманской общины и его потомков — фатимидов. Первым имамом считался сам Али. Его потомки признавались большинством шиитских сект. Но шестой имам Джафар Садик, умерший в 765 г., вопреки традиции лишил права на имамат своего старшего сына Исмаила и провозгласил наследником младшего Мусу Казима. Тогда значительная часть шиитов сочла это незаконным и образовала новую секту. Они назывались исмаилитами. Исмаилиты признавали своего, тайного имама. Они пользовались большим влиянием в мусульманском мире. Приверженцы исламистов основали династию правителей фатимидов, завоевавших даже Египет в 969 г. Но египетский халиф ал-Мустансир вопреки традиции передал престол младшему сыну ал-Мустали, а старший Абу Мансур Низар оказался отстраненным от наследования. Исмаилиты встали на сторону Низара, а после его гибели в 1095 г. объявили, что истинными тайными имамами отныне являются только потомки Низара. Так появилась новая исмаилитская секта низаритов.

Самый известный лидер исмаилитов-низаритов —Хасан ибн Саббах, родился около 1055 г. в Иране, в Рее, куда его отец Али приехал из Йемена. Семья была шиитской, но к семнадцати годам под влиянием исмаилитских проповедников Хасан стал приверженцем этого учения. В Иране правили сельджуки, враждебно настроенные по отношению к исмаилитам. Около 1076 г., исполняя волю своего наставника, Хасан отправился в Каир, где нашел множество приверженцев, обрел известность и сам стал дай (проповедником). В начале 1080-х гг. он отправился в обратный путь. Власти уже слышали о проповеднике и готовились его схватить. Хасану пришлось скрываться. Десять лет он странствовал по Северному Ирану, сумел создать разветвленную, строго законспирированную сеть исмаилитских организаций. В 1090 г. Хасан хитростью и подкупом захватил крепость Аламут («Орлиное гнездо») на южном побережье Каспийского моря. Крепость располагалась посреди горной долины Рудбар, на отдельно стоящем утесе, высотой около 200 м и считалась неприступной. Большинство жителей Рудбара были исмаилитами. В 1091 г. последователи Хасана подняли восстание в Кухистане (горной области на юге Хорасана) и утвердились в крепости Дара. Вскоре под их власть перешли местные города Каин, Тун, Туршиз, Заузан, Табас, Хур и другие, и там администрация сельджуков повсюду была заменена на исмаилитскую.

Султан Ирана Малик-шах I в начале 1092 г. отправил против Хасана войска под командованием эмира Арслан-Таша. В это время гарнизон крепости Аламут составлял всего 60—70 человек. Осада продолжалась до октября, когда к защитникам подошел отряд из 300 исмаилитов, которые одержали победу над сельджукским эмиром.

Во время осады произошло одно знаменательное событие, положившее начало грозной славе Аламута. Хасан ибн Саббах решил покончить со старым врагом — визирем Низамом ал-Мульком и нашел среди своих сторонников человека, который вызвался убить визиря. Это был юноша по имени Тахир Аррани. Он отправился в Хамадан, где находился визирь, в одежде суфия приблизился к его паланкину, как бы прося подаяния, и нанес Низам ал-Мульку удар ножом. После этого пытался бежать, но был убит охраной, а через несколько дней скончался раненый Низам ал-Мульк.

Через месяц после Низам ал-Мулька умер и Малик-шах.

В Иране началась междоусобица. Воспользовавшись этим, Хасан ибн-Саббах принялся расширять пределы своих владений. К концу его жизни исмаилиты контролировали несколько десятков крепостей в Дамгане, Фарсе, Хузистане и Мазандаране. Их владения не составляли единого массива, были разбросаны по всему Северному Ирану, но это не ослабляло новое государство, где Хасан ибн-Саббах был верховным владыкой. Сам он называл себя дай имама, но современники знали его под именем Шейха аль-джибаля — Старца Горы. В течение 35 лет он ни разу не спустился с Аламутского утеса и только дважды поднялся на крышу своего дома. Следуя примеру своего шейха, назариты вели умеренный, аскетический образ жизни: музыка и увеселения исключались, употребление или хранение вина было строжайше запрещено. За нарушение этого закона Хасан ибн-Саббах казнил одного из своих сыновей. Другой его сын был казнен за участие в заговоре (как позже выяснилось, его оклеветали).

Считалось, что все, кого он заочно приговорил к смерти, рано или поздно погибали, и ничто — ни высокое положение, ни стража, ни деньги — не могло отвратить их смерти. Обыкновенно убийство совершали смертники-фидаи (фидай — «человек, готовый к самопожертвованию»). В книге Марко Поло, уже после падения государства исмаилитов, приводится рассказ о том, как готовили фидаев. Юношей усыпляли и переносили в прекрасный сад, где их встречали прекрасные девушки, похожие на гурий мусульманского рая. Еще в саду были специально проведенные каналы, где текли молоко, вино и мед, точно так, как в раю. Через некоторое время юношей опять усыпляли и возвращали обратно. Им внушали, что они побывали в раю. А потом давали поручение убить намеченную жертву, обещая такой же рай после смерти. Хотя вполне вероятно, что это фантазии Марко Поло, ведь известно, что исмаилиты-низариты придерживались принципов аскетизма, и ни о каком вине у них не могла идти речь. Неизвестно, как обстояли дела на самом деле, но фидаев боялись все. Фидай мог выслеживать жертву месяцами и даже годами, принимая любую личину. В связи с этим в XII в. считалось, что фидаи — это фанатики, осуществляющие убийство в состоянии наркотического опьянения гашишем. Арабское слово «хашашин» (курильщик гашиша) было изменено европейцами в «ассасин» и вошло во многие европейские языки с единственным значением «убийца». Но слухи об этих таинственных убийцах распространяли крестоносцы.

Иранский шах Мазандара, пришедший к власти в 1118 г., заключил с Хасаном мир на трех условиях: низариты не будут строить новых крепостей, не будут покупать оружие и не будут призывать людей принять их веру. И хотя преемники Хасана эти условия не всегда выполняли, однако мир между ними и сельджуками больше никогда не нарушался.

Хасан ибн-Саббах умер в мае 1124 г. Его преемники долгое время управляли государством, и несмотря на междоусобицы и даже временный отход от собственных канонов, продолжали оставаться внушительной силой.

Конец существованию исмаилитского государства в Иране положила внешняя сила — монголы. В марте 1 253 г. против них двинулась монгольская армия под командованием Китбуки-нойона. Низариты долго и упорно оборонялись, но за дело взялся сам хан Хулагу. 19 декабря 1256 г. пал Аламут, в январе —Ламасар. Государство низаритов прекратило свое существование. Но легенды о Старце Горы продолжают жить и поныне.

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2024 "Мир знаний"