История
Старая добрая Англия. Жизнь бедняков в Викторианскую эпоху мало отличалась от рабства
Сточки зрения современного человека, Викторианскую эпоху сложно назвать «старыми добрыми временами». В те времена обычная питьевая вода была роскошью, а опиум – традиционным болеутоляющим средством. Беднякам в Англии приходилось довольствоваться сном в подвешенном состоянии или и вовсе в «гробу». Да и средняя продолжительность жизни в те времена была крайне мала.
Жизнь «низов» в крупных индустриальных центрах Англии была далеко не сказочной. В Лондон стекались бедняки из предместий в надежде разбогатеть, но за свой короткий век они успевали «насладиться» лишь каторжным трудом. Скудная однообразная пища, отсутствие медицинской помощи, недостаток солнечного света и дефицит витамина D губительно влияли на здоровье беднейших жителей Лондона.
Крыша над головой
Во времена свирепствующих вирусов и повальных эпидемий нельзя было полагаться и на врачебную помощь. Эскулапы тех времен не вызывали доверия. Врачи даже не мыли руки перед принятием родов или полостной операцией. Стоит ли удивляться, что немногим счастливчикам доводилось дожить до 18 лет. Именно от этой отметки стартовал сбор статистических данных. Викторианцы, благополучно миновавшие рубеж совершеннолетия, могли надеяться, что проживут долгую по тем меркам жизнь. В 1850 году средняя продолжительность жизни составляла 40 лет для мужчин и 42 года для женщин.
Ценители классической литературы сразу вспомнят гнетущую атмосферу, которая окружала героев произведений Чарльза Диккенса. Увы, грязь, холод, голод опасных и неприветливых городских закоулков – это не плод воображения писателя. Автор стремился правдоподобно и в деталях показать «изнаночную» сторону жизни британцев.
Бездомные часто сталкивались с дилеммой, что предпочесть: жизнь в трущобах и на задворках или существование в работном доме.
Чтобы бедняки не слонялись по городу, пугая благопристойную публику и собирая милостыню, были придуманы работные дома. Там бродяги жили уже не по своим правилам. Строгий распорядок дня, военная дисциплина и работа на пользу государства нравились немногим. Чтобы стимулировать тягу к труду, организаторы этих заведений применяли наказания. Даже оказавшись в отчаянном положении, нищие предпочитали остаться на улице и жить под открытым
небом.
Про жизнь в работных домах слагали жуткие легенды. Их также называли дисциплинарными благотворительными учреждениями. Порядки в работных домах напоминали тюремные. Скандалы, случавшиеся в подобных домах трудолюбия, быстро облетали всю округу. В 1840-х годах стало известно, что в работном доме в Андовере обитатели вынуждены с боем отстаивать право обгладывать кости. Жизнь впроголодь, да еще и взаперти, никого не прельщала. Многие бродяги, не имеющие крыши над головой и временного пристанища, предпочитали прозябать на улице. Большой приток рабочей силы создавал в столице высокую конкуренцию. Физический труд оценивался крайне дешево. Многие бедняки перебивались нерегулярными заработками: их нанимали для выбивания ковров, починки мебели, погрузки тяжестей и прочих мелких поручений. Те, кто был в состоянии наскрести хотя бы пару пенни, старались устроить себе соразмерный доходам ночлег.
Снять койку и делить комнату с другими работягами почиталось за настоящее счастье. Засилье бездомных беспокоило власти. За решение проблемы взялась «Армия спасения». Уильям Бут и его жена Екатерина основали эту христианскую благотворительную организацию в 1865 году. Изначально они хотели с помощью проповедей и моралей облегчить жизнь обездоленным слоям населения. «Армия спасения» предлагала своеобразное убежище для тех, кому некуда
было пойти.
Приют на скамейке
Чтобы провести ночь в сидячем положении на жесткой скамье, нужно было выложить один пенни. Скамейки расставляли в заведении длинными рядами. На деревянных лавках разрешалось только сидеть. Если нищий посетитель пытался лежа вздремнуть, к нему тут же подходил строгий смотритель. В некоторых заведениях присутствовали простейшие приборы для приготовления пищи, вроде плиток и очагов, в других же не предлагали ничего, кроме крыши над головой и жесткой скамьи. Вопросы гигиены в таких местах и затрагивать не стоит, поскольку экономные устроители не оснащали бараки ванными или раковинами.
Оказываемая услуга включала в себя только возможность провести ночь под крышей и в сидячем положении – в противном случае бродягам пришлось бы мокнуть под дождем на уличной брусчатке. В отличие от работных домов, пищу в таких бараках не предоставляли. Постояльцы обходились теми жалкими крохами, которые приносили с собой. В дешевом приюте гуляли сквозняки. Хозяева заведений не считали нужным тратиться на отопление. Обычно температура внутри помещения была чуть выше уличной. Посетителями приютов были мужчины, женщины и целые семьи с детьми. Такой ночлег без удобств могли позволить себе практически все жители Лондона.
В гробу выспишься!
В два раза дороже стоил сон с опорой. Постоялец присаживался на вышеупомянутую деревянную скамью и мог расслабить затекшие конечности, опершись на канат. Бедняки по-прежнему проводили ночь в сидячем положении, но с большим комфортом. Толстая веревка поддерживала туловище и руки несчастного страдальца. При регулярных тренировках обездоленные могли быстро погрузиться в сон, несмотря на неудобное положение. С рассветом смотритель устраивал побудку. Он освобождал один конец веревки, и сонные люди просто падали на пол. Подобный церемониал не позволял нищим забыть про их место в обществе. Отсутствие отопления не добавляло комфорта. Изможденные люди могли за ночь околеть. Утром смотрителю оставалось только убрать их замерзшие до смерти тела и ждать новых постояльцев.
Самыми уютными местами для сна считались так называемые «гробы». Стараниями «Армии спасения» бедняки могли переночевать в теплом бараке, где им предлагалось за четыре пенни снять спальное место в деревянной коробке, напоминающей обыкновенный гроб. Внутри короба лежала клеенчатая или кожаная постель, набитая соломой. Каждому постояльцу выдавалось простенькое одеяло. «Роскошный» сон в лежачем положении был не единственной привилегией обитателей этих ночлежек. Посетителям предлагались горячие напитки и небольшой перекус, а помещение отапливалось. Главной бедой подобных хостелов были вши. Но для бесприютных страдальцев кровососущие насекомые были сущим пустяком.
Приюты с «апартаментами»
В 1892 году на деньги филантропа лорда Роутона были построены уютные прибежища для нищих. Внешне эти приюты напоминали современные хостелы со множеством этажей и окон. Самый большой дом мог вместить более тысячи человек. Уровень комфорта был на порядок выше, чем в заведениях с канатами и скамьями. Постояльцы размещались в отдельных кабинках. В крошечных «апартаментах» было все необходимое: кровать с матрасом и одеялом, застеленная постельным бельем, стул, полка и крючки для одежды. Каждый бедняк, придя в хостел, получал, по сути, собственное пространство, которое не нужно делить с посторонними людьми.
Клиентами этих хостелов в основном были мужчины. Кроме личных кабинок в здании находились общественные пространства: курительная комната, столовая, комната для чтения и умывания. Работяги по достоинству оценили старания лорда Роутона. Теперь у них появилась возможность готовить пищу на общей кухне. На цокольном этаже были расположены кабинеты парикмахера и портного. Более состоятельные обитатели ночлежки мог-ли оплатить подобные услуги. За уборкой комнат следил специально нанятый для этого персонал. Кроме судомоек в хостеле работали горничные и повара. Цена ночлега в комфортных кабинках составляла шесть пенсов. За еду полагалось платить дополнительно. В хрониках тех лет написано, что в Рождество 1897 года посетители ночлежки могли купить себе полноценный праздничный ужин с индейкой за восемь пенсов и сливовый пудинг – за один пенни.
Филантроп Роутон любил повторять: «Тот, кто ведет себя достойно и платит из собственных средств, всегда найдет здесь радушный прием, будь он в засаленной рубахе или в сюртуке». Внутри хостела не поощрялись пьянки, драки и шум. Гости ночлежки должны были соблюдать дисциплину и вести себя уважительно с окружающими. Заведения английского богача никогда не пустовали.