История
«Советский Голливуд» – скопировали, но не совсем
81 год назад был арестован начальник Главного управления кинематографии при СНК СССР Борис Захарович Шумяцкий. 80 лет назад он был расстрелян. Этому человеку Сталин поручил создать «советский Голливуд» в Крыму. Он попробовал. И вроде даже искренне старался. Так почему же не вышло?
Воевал в тылу у Колчака
Советская власть прекрасно понимала, что «кино — важнейшее из искусств». Телевидения ведь еще не было. На это искусство был брошен Шумяцкий. Кто он такой? Личность в большевистских кругах проверенная, не случайная. Участвовал в мини-революции 1905 года. Немного отсидел в Красноярском централе. Потом в Забайкалье был редактором подпольной большевистской газеты. В знаковом для истории страны октябре 1917 года его избирают председателем Центрального исполнительного комитета Советов Сибири. Шумяцкий ярко проявил себя в Гражданскую войну — воевал в тылу у Колчака, почти все время провел на хорошо знакомом ему Дальнем Востоке. Там было непросто: и белые, и английская интервенция. Говорят, между ним и Сталиным черная кошка пробежала еще в 1920-е. Борьба за влияние «реальных пацанов». Тем не менее Иосиф Виссарионович не возражал против назначения Шумяцкого в ноябре 1930 года на пост руководителя Всесоюзного кинофотообъединения «Союзкино», реорганизованного в 1933 году в Главное управление кинофотопромышленности при СНК СССР.
Сценарии согласовывал со Сталиным
Борис Захарович хоть и был человеком без особого образования, зато начитанным. И кино любил. За дело взялся рьяно. Объяснял тогдашним режиссерам: фильмы должны быть доступными для самых широких масс населения! В этом смысле ему очень понравились ленты «Окраина» Б. Барнета, «Чапаев» Г. и С. Васильевых, «Веселые ребята» Г. Александрова, «Пышка» М. Ромма, «Рваные башмаки» М. Барской, «Три песни о Ленине» Д. Вертова. Сценарии особо важных фильмов на одобрение Шумяцкий лично возил Сталину. Особенно он волновался за картину Ромма «Ленин в октябре» (1937 год), которая должна была стать маяком как для советского кино, так и для тогдашней историографии. Лента получилась яркой, а главное, правильной идеологически. Она нашла одобрение Сталина.
А вот с кем у Шумяцкого были самые сложные отношения, так это с режиссером Сергеем Эйзенштейном. Началось все с того, что киношный начальник сыграл значительную роль в разгроме фильма Эйзенштейна «Бежин луг», приписав ему вредные «формалистические упражнения», «интерес к религиозной мифологии», «амнистирование классовых врагов».
Впрочем, про Шумяцкого осталось много и хороших воспоминании от разных режиссеров и работников киностудий. Они отмечали его чувство юмора, простоту, работоспособность. Также именно Шумяцкий вывел роль драматурга в кино на новый уровень, потому что всегда подчеркивал, что данная профессия — одна из важнейших для кинопроизводства. Кроме того, Борис Захарович добился того, что в СССР начали выпускать позитивную пленку, создали огнестойкую пленку и сконструировали неплохие для того времени образцы звукозаписывающей аппаратуры, а также он еще поддержал применение так называемой комбинированной съемки.
Чаплин и «Киногород»
Шумяцкий мечтал именно о лучшем техническом оснащении советского кино. Он равнялся на Голливуд, который в то время прочно застолбил за собой вершину главной кинофабрики мира. Вместе с несколькими режиссерами и операторами Шумяцкий отправляется на два месяца в США, в Голливуд, для своеобразной стажировки. Там, в частности, встретился с Чарли Чаплином.
Что касается технической конкретики, то Шумяцкого поразила техника цветопередачи в ряде американских картин, понравилось и то, что кинематографисты США в хорошую погоду снимают на открытых площадках и только в ненастную пору переходят в павильон, создавая непрерывность производственного процесса и избегая дорогих экспедиций.
Вернулся Борис Захарович в СССР с четким желанием сделать «советский Голливуд». Эта идея нашла одобрение и поручительство Сталина. Где только? Место кинобосс вскоре присмотрел — Крым, Байдарские ворота. Проект он назвал «Киногородом». Почему там? Очень много солнечных дней, что столь необходимо для съемочного процесса. По плану Шумяцкого, «советский Голливуд» должен состоять из четырех студий, нескольких павильонов, а строительство должно было завершиться к 1940 году.
После пыток оказался «троцкистом»…
Так почему «советского Голливуда» не получилось? Дело именно в Шумяцком, которого с 1937 года стали резко прессовать. Так, фильм М. Барской «Отец и сын», который он хвалил, СМИ сочли «враждебным». Кинобоссу поставили в вину и идею реконструкции советского кино на основе американского опыта, а «порочный проект» создания «советского Голливуда» расценили как «вредительство». Самое страшное слово в то время.
Также пресса писала, что Шумяцкий «произвольно расходует народные деньги на сомнительные киноленты», а еще, что в советском кино «пригрелись троцкисты». Змеюки! Также ему припомнили, что в 1936 году киностудии СССР не на 100% выполнили производственный план. Понятно, к чему дело шло.
Шумяцкого арестовали в ночь с 17 на 18 января 1938 года. Во время обыска был изъят 261 предмет. Но в чем конкретно обвинили Бориса Захаровича? Набор довольно стандартный. В обвинительном заключении по делу № 16946 Б. 3. Шумяцкий был назван агентом царской охранки, «участником антисоветской правотроцкистской организации и создателем группы вредительско-диверсионной работы по срыву советского кино». На допросах Шумяцкий, как водится, во всем признался. Расстрелян он был 28 июля 1939 года.
Со смертью Шумяцкого была похоронена и идея создания «советского Голливуда» в Крыму. Теперь, когда Крым наш, можем повторить?