История
Скальные храмы Лалибелы
На севере Эфиопии, старейшего христианского государства в Восточной Африке, не имеющего выхода к морю, находится небольшой затерянный городок с 14 тысячами жителей. Он расположен на высоте 2500 м над уровнем моря. У него забавное название — Лалибела, что переводится как «пчелиный рой». Это также имя правившего в нем в XII-XIII веках императора. Раньше город назывался Роха. Император Лалибелы был ярым приверженцем христианской веры. Однажды, по легенде, во сне он увидел прекрасный город Иерусалим и повелел создать у себя нечто подобное. Его подданные стали высекать в скалах и под землей удивительные сооружения, которые поразили воображение европейцев, первыми увидевших их.
Прибывший в 1520 году на восточное побережье Африки португальский монах Франсиско Альварес жаждал приобщить к христианству местные племена Абиссинии, как тогда называлась Эфиопия. В руках у него были четки и Библия, служившая ему своеобразным историческим путеводителем.
В священной книге рассказывалось о том, что Эфиопия — страна, которую в библейские времена называли Савеей. Она процветала, торговала золотом, слоновой костью и благовониями. Именно из Эфиопии, согласно Библии, к израильскому царю Соломону отправилась с дарами легендарная царица Савская. Караван из сотен верблюдов вез золото, слоновую кость, благовония. Царица хотела послушать мудрого царя Соломона, побольше узнать о новой иудейской религии. Царица пробыла в гостях несколько дней, наслаждалась гостеприимством. Говорят, что через девять месяцев она родила сына… Эфиопы убеждены, что ведут свой род от царя Соломона и царицы Савской…
Попав в забытую богом гористую Лалибелу, португальский монах Франсиско Альварес от удивления разинул рот. Он увидел христианский город, церкви которого напоминали иерусалимские. В нем даже река называлась Иордан. Монах переходил от одного храма к другому, прикасался к ним, поражался богатому внутреннему убранству и все время крестился, не веря своим глазам. Альварес насчитал в селении 13 каменных религиозных сооружений, вырубленных в красных скалах и соединенных подземными переходами!
После Альвареса, который пробыл в Эфиопии шесть лет и, вернувшись, написал отчет, в Лалибелу никто больше не приезжал. Она оставалась заповедным местом как для самой Эфиопии, так и для остального мира. В Европе записи португальского монаха об увиденном им таинственном священном городе Лалибела читали только в узком кругу францисканских миссионеров.
Новое открытие Лалибелы произошло в XIX веке, когда в нее стали проникать священники-христиане и искатели золота и слоновой кости. Но они не оставили о своих приключениях никаких записей. Лалибела и до сегодняшнего дня остается удаленным от цивилизации горным городком, в который можно добраться только на автомобиле с повышенной проходимостью.
КАК СТРОИЛИ СКАЛЬНЫЕ ХРАМЫ
Приезжим архитекторам, ваятелям, каменотесам, простым рабочим предстояло решить непростые задачи. Лалибела располагалась вдоль реки, место было жаркое, пустынное, горное, скалистое. Никаких связей с более развитыми городами не было. Зато местный камень на поверку оказался достаточно податливым. Его можно было рубить киркой, отбивать зубилом, молотом, изнутри он выглядел красноватым.
Мы не знаем, как точно создавались скальные храмы Лалибелы. По версии специалистов, их можно было вырубать двумя способами: либо свободно врубаясь в скалу, отбивая камни сверху вниз, не используя искусственных опор, либо с лесами, когда в каменном массиве проделывали отверстия, в которые забивались горизонтальные опоры и на них укладывались деревянные настилы.
В любом случае вначале выбирали подходящий каменный массив, отсекали его от скалы, вырубали на разных уровнях площадки, тщательно производили замеры высоты, ширины и глубины вырубаемых помещений.
Работа была очень тяжелая. Она велась как наверху, так и внизу. Сверху отсекались ненужные и лишние скальные образования, формировались крыша и орнамент фасада верхних этажей. Внизу прорубались входы, арки. Все отбитые камни скидывались вниз, их там сортировали, отбирали подходящие для дальнейшего строительства, ненужные увозили.
Не все рабочие выдерживали такую нагрузку, ведь император Лалибела требовал делать по меньшей мере один храм в год. Рабочие срывались со скал, разбивались, на их места становились другие — строительство велось непрерывно днем и ночью.
После первой грубой обработки массива начиналась его доводка, к работе приступали архитекторы, ваятели. Они создавали художественный образ религиозного заведения, его характерные особенности — кресты на стенах, крыше и окнах, орнамент внутренних помещений, включая колонны.
ГОРОД БЕЗ ОХРАНЫ
Лалибелу по праву можно назвать храмовым городом в скалах. Очевидно, император осознавал его оторванность от остального мира и не делал никаких защитных сооружений, которые могли бы оградить Лалибелу от врагов. Да и сам правитель оказался не только набожным, но и бескорыстным человеком — он сооружал храмы, но не построил себе дворца. Он возводил святилища, но у него не было армии, он не строил фортификационных или других военных объектов.
Император Лалибела умер в 1212 году, оставив после себя 12 христианских высеченных в скалах храмов. Безутешная вдова в память о своем верующем муже велела построить еще один храм как его мемориал.
После смерти жены Лалибелы храмы оказались никому не нужны. Особо религиозного рвения жители горного городка не проявляли, христианские паломники к ним не рвались — слишком тяжела дорога, к тому же окружающие земли заселяли мусульмане, которых христианские святыни не интересовали. Храмы с годами постепенно пришли в упадок.