История
Сибарис – взлет и падение города
Слово «сибарит» происходит от названия древнегреческого города Сибарис, но давно уже стало нарицательным. Сибаритом называли «изнеженного человека, который живет для сладкой еды, житейских услад и утех». Сейчас это определение практически вышло из употребления, зато неимоверно выросло число этих самых сибаритов: практически каждый современный житель планеты, пользующийся благами цивилизации и мечтающий проводить дни в бесконечных развлечениях и ничегонеделании, может смело претендовать на это звание. Да, сами себя мы не считаем изнеженными, но лишь потому, что разучились ценить мелочи, которые нашим предкам казались настоящим чудом.
Правда о Сибарисе
Об этом городе сохранилось очень мало более-менее достоверных данных. Известно, что город-колония Сибарис (Сибарида) был основан в 720 году до нашей эры на юге Италии (в так называемой Великой Греции). Основатели – выходцы из Ахейи и Локриды – выбрали для поселения место не на побережье, а между двумя реками – Кратисом и Сибарисом. Стать его полноправным гражданином мог любой желающий, что было нетипично для греческих полисов, в которых чужаков обычно не жаловали. Благодаря такой политике город быстро рос и развивал торговлю. Так было положено начало могуществу и удивительному богатству Сибариса.
По свидетельству историка Страбона, полису подчинялись 25 других городов, а население составляло более 300 000 человек. Впрочем, как свидетельствует другой историк и мифограф Диодор Сицилийский, столько воинов Сибарис выставил против соседнего города Кротона, военный конфликт с которым произошел в 510 году до нашей эры, и в таком случае общая численность его населения должна была превышать полмиллиона.
Причиной гибели этого крупного полиса стала упомянутая выше война. Кротонцы не просто захватили и разрушили Сибарис, но и перенаправили русло Кратиса в черту города, чтобы окончательно стереть с лица земли даже воспоминания о нем.
И это им почти удалось: на территории города с тех пор никто не селился, а ученые долго считали Сибарис легендой. Впрочем, после обнаружения тоже якобы мифической Трои археологи стали с большим вниманием относиться к древним документам и в XX веке все-таки отыскали развалины древнего поселения. Раскопки там продолжаются до сих пор.
Город чудес
Зато до наших дней дошло немало баек и живописных историй, посвященных повседневному быту сибаритов. Видимо, их образ жизни на самом деле поражал воображение современников.
Начать с того, что в период наивысшего расцвета Сибарис превосходил размерами Иерусалим периода правления царя Ирода. Длина крепостных стен превышала девять километров. Некоторые из улиц города были крытыми, чтобы ни солнце, ни непогода не могли помешать комфорту гуляющих.
В отличие от других греческих полисов, в которых еще не додумались до понятий «богатый район – бедный район», в Сибарисе знать селилась отдельно. Рабочему люду вход в элитные кварталы был заказан, но и этого оказалось мало: всех, чье производство было связано с шумом или неприятным запахом, отселили в предместье. Туда же отправили и петухов, чтобы своим несвоевременным пением они не тревожили утренний сон богачей.
Гостей города поражала необычная пестрота одежд местных жителей. Красильщики в Сибарисе ценились настолько, что даже освобождались от налогов, так что в яркие ткани могла одеваться не только знать, но и простые горожане. Женщины к тому же щедро пользовались декоративной косметикой и щеголяли украшениями.
По легенде, именно сибариты изобрели такую нужную вещь, как ночной горшок. Правда, их современники, не имевшие чести проживать в Сибарисе. этого не оценили. Им, привыкшим справлять нужду где придется, использование для этого специальных сосудов представлялось уже не просто изнеженностью, а настоящим извращением.
Так что не стоит удивляться тому, что над сибаритами посмеивались еще во времена расцвета города. Соседи без устали придумывали анекдоты об изнеженных богачах. Например, такие: «Один сибарит так долго наблюдал за работой своего раба, что заработал грыжу!», «Сибарит лег на постель из лепестков роз и к утру натер плечо до крови – один лепесток загнулся!»
Короли Пиров и «рабы собственных желудков»
Праздное и сытое существование неизбежно приводило к падению нравов. Не избежали этой участи и сибариты. Ни один из известных пороков не миновал их, а многие были возведены в ранг добродетели. Но лидировал в этом списке с большим отрывом грех чревоугодия, ставший просто визитной карточкой Сибариса.
Обжорство сибаритов высмеивается в древнегреческой комедии Фуриоперсы (жители Фурий, колонии на юге Италии, считались преемниками сибаритов в вопросах роскоши). Один из героев пьесы повествует о чудесной реке-самобранке: «Она (речка) приносит нам огромные ячменные лепешки, которые сами себя выпекли, а другой поток гонит волны сырных пирогов, жареного мяса и вареных скатов, которые у нас тут вертятся. По реченьке с одной стороны плывут жареные каракатицы, раки и лангусты, с другой – колбаски и рубленое мясцо; здесь анчоусы, там блины. Отбивные сами собой тушатся и прыгают в рот, а пирожные из нежной муки так и плавают вокруг».
Частота и роскошь пиров в Сибарисе являлась предметом состязания между знатными жителями. Наградой победителю становились титул Короля Пиров, присуждаемый ежегодно, и переходящая корона из чистого золота. Разумеется, обласканы были и повара, сумевшие удивить своих хозяев и их гостей. Авторы новых изысканных блюд даже получали на них патент с правом приготовления в любом доме.
Однако за пределами Сибариса их ценностей никто не разделял. Уже упоминавшийся Диодор Сицилийский без всякого почтения называл сибаритов «рабами собственных желудков». Трудно сказать, чего тут было больше – зависти или искреннего неприятия чуждого для большинства греков образа жизни.
Аскетизм против роскоши
Как часто бывает в истории, для столкновения разных культур был нужен только повод. И он появился.
Какой бы легкой и праздной ни была жизнь в Сибарисе, там тоже находились недовольные, случались народные волнения и восстания. В случае неудачи зачинщики бежали из города. И вот в 510 году до нашей эры такие беженцы объявились у ближайших соседей сибаритов – кротонцев. В Кротоне жили совсем по другим законам: там примером для подражания являлся почетный гражданин города – философ и математик Пифагор, известный своими аскетическими взглядами.
Выдать беглецов кротонцы отказались. И отправили в Сибарис делегацию с объяснениями своей позиции. Однако сибариты повели себя негостеприимно: убили послов, а тела кинули на растерзание птицам-падалыцикам. Это было равнозначно объявлению войны. Одержать в ней победу кротонцам помогла мудрость Пифагора. По преданию, философ, знавший, что сибариты обучают своих коней танцевать, приказал флейтистам в разгар битвы играть популярные в Сибарисе мелодии. Кони тут же затанцевали под знакомые звуки и перестали слушаться всадников, что определило исход битвы.
Через 500 лет после этих событий историк Страбон так написал о сибарокротонском конфликте: «Роскошь и дерзость сибаритов привели к тому, что за 70 дней кротонцы лишили их всего счастья. Захватив город, они направили на него реку и затопили».
Вперед, в прошлое?
Уклад жизни сибаритов намного опередил свое время. Сегодня они в любом городе чувствовали бы себя как дома и сошли за своих. Но позвольте… Получается, что человечество более двух тысяч лет стремились к идеалам, уже однажды воплощенным? Даже если отбросить сомнительную морально-этическую составляющую этих идеалов, становится обидно – почему мы не можем придумать ничего нового?
На самом деле, конечно, можем – и уже придумали много такого, о чем сибариты и другие древние греки даже не помышляли. Но если посмотреть на проблему шире… Взять хотя бы философию – античные мудрецы каким-то непостижимым образом сумели предвосхитить практически все существующие концепции. Мастерство их скульпторов также превзойти невозможно – его можно только попробовать повторить. Геометрия, архитектура, физика, театр – везде обнаруживаются древнегреческие корни. Даже признанная сегодня наиболее прогрессивной политическая система – демократия – и та была -обкатана» в античных полисах!
Так что же за удивительные люди жили в то время и в тех местах? На самом деле они были не более уникальны, чем жители Древнего Египта, Древнего Китая, Вавилона. Междуречья… Все эти цивилизации славились обширными теоретическими знаниями, самобытными практическими технологиями, богатыми культурными традициями – избыточными для того времени и образа жизни, который они вели. А мы до сих пор не смогли разгадать все секреты тех, кого считаем своими предшественниками на пути прогресса. Как такое возможно?
У официальной науки ответа нет. Но есть альтернативные гипотезы, согласно которым древние культуры – не первые, а, наоборот, последние островки некогда существовавшей мощной единой цивилизации, напоминавшей современную. В какой-то момент в результате неведомого катаклизма тесные торгово-транспортные связи между ее частями были утрачены, какие-то земли опустели, а жители остальных, не решаясь покидать безопасные места, жили прошлым величием, с каждым веком все более деградируя?
Какая именно беда заставила людей древности гак ограничь с но и остается только гадать. Да, это мог быть заразный и смертельный вирус, выкосивший население планеты (многие читатели наверняка об этом подумали), а могло быть что-то, вообще недоступное нашему воображению. Гораздо важнее другое: вместе со знаниями западная цивилизация, возможно, унаследовала судьбу погибшего мира и сейчас проживает заново его жизнь. А не придется ли пережить заново и его гибель?