История
Шуангоу – оружие китайских монахов
Несмотря на то что меч шуангоу существовал на самом деле, оружие это скорее полумифическое, ставшее элементом компьютерных игр. Информации о нем крайне мало, неизвестно даже точное время его возникновения. Между тем это эффектный меч, а при умении его использовать и очень эффективный. Чем он мог помочь китайцам в бою и кто его преимущественно использовал? Расскажем обо всем этом в данном материале.
Северный стиль
На сегодня шуангоу является, с одной стороны, артефактом военной истории Китая, а с другой — элементом маскарада современных шаолиньских монахов, гастролирующих по всему миру со своими эффектными кунг-фу-шоу. Континентальные китайцы обычно называют эту борьбу ушу, но по сути оба названия являются синонимами. Просто кунг-фу прочнее вошло в западный лексикон через гонконгские боевики, где чаще используют это понятие на местном диалекте.
Конечно, нынешние «монахи» монастыря Шаолинь занимаются бизнесом, но все же традиции использования шуангоу зародились именно в монашествующей среде. Западному человеку, насмотревшемуся фильмов с Джеки Чаном, может показаться, что есть просто такая борьба кунг-фу или ушу, которая по своей технике абсолютно универсальна, ну как самбо или карате, которые и в Африке будут самбо и карате. Для современного ушу, которое из боевого мастерства стало видом спорта, это, конечно, справедливо. Но на самом деле еще в начале XX века (а частично и до сих пор) в Китае существовало множество школ ушу, в каждой из которых мастера хранили и преподавали свой особенный стиль. По «почерку» борьбы можно было определить, из какой именно школы данный ученик. Так вот считается, что традиция обращения с шуангоу зародилась в северокитайских школах ушу, хотя точных данных на этот счет нет. Неизвестно и точное время появления данного оружия. Кто-то относит его еще к периоду Воюющих царств (V—III вв. до н. э.), кто-то к династии Сун (X—XIII вв.). Вилка в почти 1500 лет, прямо скажем, немало так. Хотя в китайской истории нет малых величин.
Универсальный меч
Исследователи предполагают, что шуангоу стал модификацией традиционного китайского прямого меча цзяня. Усовершенствованный меч получил красивое название «парные крюки головы тигра». Были и разновидности этого оружия с не менее интересными именами, вроде «серп куриного когтя» или «серп куриной сабли». Появление шуангоу можно объяснить желанием китайских мастеров создать так называемое универсальное оружие, чтобы не нужно было носить с собой целый арсенал. Действительно, этот меч, по сути, имеет целых четыре ударные поверхности: во-первых, это само обоюдоострое лезвие; во-вторых, — небольшой кинжал, который венчает кончик рукояти; в-третьих, — сам крюк и, в-четвертых, — заточенный серп, выполняющий одновременно функцию гарды. При этом в основном шуангоу — это парное оружие (собственно это буквальный перевод этого китайского слова), а значит, шансы владеющего этим мечом на успешную атаку или блок заметно возрастали. Конечно, если уметь с ним обращаться. Отметим также, что меч по размерам довольно большой: в длину он был около метра — 92,64 см, при этом длина гарды (полумесяца) равнялась примерно 22 см.
Крюк меча, заточенный, как правило, лишь с внешней стороны, давал возможность наносить не только рубящие и режущие удары. Его внутренней частью (тупой) можно было цеплять противника, захватывать его разные части тела, блокировать и вовсе вырывать оружие. Ну а если и внутренняя часть лезвия заточена, то, подобно серпом, можно было подрезать врагам ноги или кисти рук. При этом использование клинков именно в паре позволяло эффективно чередовать разными руками серию блоков и атак. Более того, скрепив крюки между собой, опытный мастер мог, словно секирой, атаковать противника серповидной гардой или ножом на конце рукояти. Гарда в свою очередь идеально подходила и для нанесения ударов в ближнем бою и служила своего рода кастетом. Нож на конце шуангоу также был очень эффективен для нанесения колющего удара, в случае если противник подошел на неудобную для атаки длинным клинком дистанцию. В то же время им можно было, как штык-ножом на винтовке, добить врага, которого с помощью крюка свалили на землю.
Все это, безусловно, впечатляющие возможности шуангоу. Он позволял его обладателю обезоружить противника и совершать массу вариантов атак. Но у меча был и существенный недостаток — слишком сложная техника использования не позволяла сделать его массовым оружием. Поэтому шуангоу остался орудием монахов-воинов, которые обладали достаточным временем и выдержкой и могли годами изучать и совершенствовать технику обращения с ним. К тому же из-за своей нестандартной формы ножен у этого меча не было. Его приходилось переносить просто в руках или же на спине при помощи различных ремней и скоб. А на поле боя, где враги могли внезапно оказаться со всех сторон, это лишние потерянные секунды. Так что солдатам регулярной армии нужно было что попроще и поудобнее.