История
Секта душителей. Почему в Индии веками орудовали банды серийных убийц?
По легенде секту тугов образовали в Индии знаменитые убийцы-ассасины, бежавшие в эту страну из Персии в XII веке. Эта секта существовала в Индии несколько веков. Но мировую известность она получила под названием «секта душителей», потому что ее члены душили людей своими чалмами и платками.
Водном голливудском фильме про тугов рассказывалось, что они пользовались шелковым платком-удавкой традиционного желто-белого цвета. В один конец платка завязывали несколько монет, благодаря чему при броске он захлестывался вокруг шеи жертвы.
Охотники за людьми
Сектанты знали друг друга под именем фансигаров, то есть «людей петли». Название «туг», говорят, происходит от «тага» – «обманывать», так как туги сначала обманывали своих жертв, а уже только потом душили. Стандартной наживкой для обмана у них была какая-нибудь красивая женщина, которая завлекала в заросли состоятельных путников, а там сидящие в засаде туги уже душили и грабили тех, кто поверил красотке.
После каждого убийства они совершали религиозный обряд, называемый иагми, и раздел добычи, который определялся традиционно – кто душил, тот получал большую долю; кто держал за руки – следующую по размеру итак далее.
Свои злодеяния туги посвящали богине Кали, ненавидящей человеческий род, для которой смерть человека – приятное жертвоприношение. Богиня Кали родилась, по индийской легенде, от горящего глаза на лбу у Шивы.
Она олицетворяет злых духов, наслаждается видом человеческой крови и всегда стремится к разрушению. Она представлена в самом страшном образе, какой могла создать индийская фантазия: лицо у нее лазоревого цвета с желтыми полосами, взгляд свиреп, распушенные волосы стоят, как павлиний хвост, и переплетаются зелеными змеями. Багровые губы ее как будто изливают потоки крови; у нее несколько рук, и каждая держит какое-нибудь смертоносное оружие. Кали танцует на теле Шивы.
В секте тугов была своя иерархия. Неофит становился сначала «люггахом», то есть могильщиком. Потом мог подняться до «белхала» – исследователя мест для преступлений – и только после этого мог стать «бхуттотахом» – непосредственно душителем. Чтобы достигнуть квалификации душителя, претендент должен был пройти пятидневный религиозный ритуал, в течение которого ему следовало питаться одним молоком.
Рай для злодеев
Лучше всех особенности деятельности тугов описал Марк Твен. Причем его непревзойденного чувства юмора практически не видно сквозь строки. Видимо, над этой темой Твену шутить не хотелось.
Он писал: «Если бы туги создавали Индию по собственному плану, то и тогда они не могли бы сделать ее более приспособленной для своих целей, чем она есть. В Индии не было общественного транспорта. Там не было и наемного транспорта. Путешественник или шел пешком, или ехал на телеге, запряженной быками, либо верхом на лошади, которую специально для этого покупал. Как только он выбирался за пределы своего крошечного государства или княжества, он оказывался уже среди чужих… Путешественник здесь становился легкой добычей для кого угодно, в особенности потому, что двигался он преимущественно по ночам, когда не так жарко. Путешественнику постоянно встречались незнакомцы, предлагавшие ему защиту или просившие защиты у него, – и зачастую этими незнакомцами оказывались туги, в чем, в конце концов, путешественник убеждался ценою своей жизни.
Помещики, местная полиция, мелкие князьки, деревенские власти, таможенные чиновники нередко покровительствовали душителям, укрывали их и предавали в их руки путников, получая долю добычи. Такое положение дел на первых порах чрезвычайно затрудняло усилия правительства выловить убийц; их бдительные друзья давали им возможность легко скрыться. И вот по всему огромному полуострову, где кишмя кишели разбойники, беззащитные люди всех каст и званий, сбившись в пары и маленькие группы, двигались в ночной тишине по тропинкам и дорогам, перевозя товары и ценности – деньги, драгоценные камни, ювелирные изделия, свертки шелка, пряности и всякие другие вещи. Для тугов это был истинный рай».
Марк Твен отмечает, что туги действовали весьма предусмотрительно. Они нападали только тогда, когда чувствовали, что численный перевес на их стороне, а ситуация способствовала тому, чтобы преступление осталось безнаказанным: «Правительственный отчет показывает, что путешественники странствовали очень маленькими группами – как правило, по двое, по трое, вчетвером; партия в двенадцать человек была редкостью. Большими сборищами бродили, по-видимому, одни только туги. Шайки их состояли из 10, 15, 25, 40, 60, 100,150, 200, 250 человек; была даже банда численностью в 310 человек. Поэтому удивляться их успехам не приходится, тем более что они не отличались особой разборчивостью, а захватывали всех кого могли – богатых и бедных; а бывало, что убивали даже детей.
Время от времени убивали женщин, хотя это считалось грехом и дурной приметой. “Сезон” длился шесть-восемь месяцев. В один такой сезон с полдюжины шаек Банделкханда и Гвалиура насчитывали в своем составе 712 бандитов, и задушили они 210 человек. В шайках Мальвы и Хандеша в один сезон было 702 разбойника, убили они 232 человека. Был сезон, когда в Бераре и Хандеше в шайках насчитывалось 963 человека, ими было убито 385 жертв».
Туги были фанатиками своего дела. Они были готовы терпеливо бродить под палящим индийским солнцем неделю за неделей, пока, наконец, им не удавалось утолить свою жажду убийства. Они не щадили никого. Ни представителей священной касты брахманов. Ни нищенствующих святых – байраги. Единственное, что их могло остановить – это дурные приметы. Например, ночная кошачья драка или если дорогу слева направо перебегало какое-нибудь животное. А еще, говорят, туги отказывались от совершения убийства, если их жертва начинала… чихать.
Мученики и рекордсмены
У тугов были свои святые и мученики. Например, Тора и Кудулль – самые знаменитые из них. Как поклонники божества, наслаждающегося кровью, приговоренные к смерти английским законом туги приносили богине в жертву свою собственную жизнь с такою же готовностью, с какой они отнимали ее у других. Они шли к смерти с восторгом, твердо веруя, что попадут прямо в рай. Они просили об одной милости – чтобы их задушили или повесили, ибо питали глубокий ужас к мечу и пролитию крови.
Были у тугов и свои палачи-рекордсмены. Например, Таг Бехрам. Он родился около 1765 года недалеко от Дели, выделялся могучим телосложением, громадным ростом и неимоверной силой среди своих сверстников, поэтому уже в 12 лет успешно совершил свое первое «ритуальное» убийство. Как и все остальные члены секты, Бехрам накидывал удавку, лишал жертву жизни и забирал ее имущество, часть которого жертвовал своей «покровительнице» Кали. Бехрам, как и многие туги, предпочитал промышлять убийствами солдат и офицеров английских войск, нежели довольствоваться нищими индусами.
Власти объявили на него охоту, и, в конце концов, вышли на логово Бехрама. Тот, уже глубокий старик, был схвачен и доставлен в Дели. На суде было доказано, что за 50 лет Бехрам задушил 931 человека. Опасаясь, что туги попытаются спасти человека, которого они почитали почти за полубога, власти сразу же после суда отправили Бехрама на виселицу. Он официально занесен в книгу «Рекордов Гиннесса» как самый плодовитый серийный убийца в истории человечества.
Считается, что активная борьба с сектой тугов началась после того, как британский офицер Уильям Слиман арестовал цирюльника Феринги по подозрению в причастности к грабежам. И у него дома нашел форму британского солдата.
Цирюльник упорствовал и ни в чем не сознавался, но Слиман сказал, что вынужден будет предать казни его сына за убийство, если тот не сознается. И тогда тот, чтобы спасти сына, поведал о тугах и даже показал тайное кладбище, где находилось около сотни трупов. Слиман был ошеломлен. Оказалось, что он жил среди профессиональных убийц и не подозревал об этом. По некоторым данным, не менее 2 миллионов индийцев были задушены тугами с 1550-го по 1853 год, пока с культом Кали не было покончено.