История
Секреты народной балалайки
Русская балалайка (она же брунька, она же балаболка) давно считается одним из символов России во всем мире. Вот только на своей родине этот музыкальный инструмент, увы, уже не имеет былой популярности. А потому мало кто знает, что у балалайки даже есть свой «профессиональный» праздник, который ее поклонники отмечают 23 июня.
На все случаи жизни
Трудно поверить, но когда именно появился на свет знаменитый русский музыкальный инструмент, истории неведомо. Причем ответить на этот вопрос не может даже “всезнающий” словарь Брокгауза и Ефрона, который так и гласит: «Когда и кем изобретена балалайка – неизвестно». А потому существует несколько версий, рассказывающих о рождении русского символа. Одна из них предполагает, что балалайка радовала людей еще в незапамятные времена, и приходится она дальней родственницей восточной домбре. Что отчасти подтверждает и ее название (впоследствии, потеряв букву «б» и в русском варианте превратившись в «домру»). Так, по мнению некоторых исследователей, слово «балалайка» происходит от тюркского «бала» – «дитя», что указывает на простоту и незатейливость инструмента. Но тем не менее, по свидетельствам истории, именно за эти качества балалайка и полюбилась народу, так как «балаболила» она очень душевно. Кроме того, ее музыка подходила для всех случаев жизни. И тому есть подтверждения. Несколько десятилетий назад участники фольклорной экспедиции Петербургской консерватории в деревнях Псковской области познакомились с любопытными мелодиями. Так, одни из них были заточены под частушки, другие – под пляску, а некоторые даже… под драку.
Отобрать и сжечь!
Другая версия происхождения балалайки гласит, что появилась она на свет лишь во второй половине XVII века, и связано это было с весьма неприятными событиями. Дело в том. что однажды царь Алексей Михайлович очень рассердился на уличных скоморохов за их обидные представления -на злобу дня». Дабы наказать дерзких балагуров за спектакли, высмеивавшие социальные пороки, он распорядился отобрать у них, а заодно и у прочих своих подданных, музыкальные инструменты и сжечь вредную для народа музыку. Вот как описывал эту экзекуцию пребывавший в то время в русской столице немецкий путешественник Адам Олеарий: «Около 1649 года все гудебные сосуды были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены. Пылал костер несколько дней… Причем царь и на места отправил соответствующие распоряжения. Вот какое предписание получил от Алексея Михайловича приказчик Верхотурского уезда: «А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, тебе б то все велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь».
Вот тогда народ, чтобы совсем не остаться -без музыки», и придумал простенькую балаболку, которую можно было легко собрать из небольших досочек, палочек и… кишок животных (жил), заменявших струны. Известно, что иногда корпус балалайки изготавливался из тыквы, дополнял его длинный – до 1,5 метра – гриф, к которому прикреплялось от двух до шести струн.
Во дворцах и казармах
Как бы гам ни было, но к концу XVII века балалайка стала настолько популярна, что ею заинтересовались знатные и богатые люди. Один исторический документ гласит, что в 1688 году сын гонителя музыки Петр I получил в подарок народную балаболку. Инструмент настолько понравился будущему императору, что спустя несколько десятилетий тот распорядился доставлять балалайки в солдатские казармы, дабы они помогали служивому люду переносить тяготы армейской службы. С тех пор звонкоголосый инструмент являлся постоянным спутником русских защитников Отечества вплоть до 1917 года.
В начале XVIII века игру на балалайке стали осваивать и представители благородных сословий. Так, в первой половине столетия член Российской Академии наук Якоб Штелин в одной из своих книг писал о неком придворном, который играл «на сим простом инструменте не только арии, менуэты и польские танцы, но также и целые отрывки из аллегро, анданте и престо с необыкновенным искусством». О самой же балалайке Штелин отзывался так: «Нелегко найти в России дом, где бы на этом инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек. Инструмент этот имеется во всех мелочных лавках, но еще более способствует его распространению то обстоятельство, что его можно самому изготовить».
Инструмент для Василия Андреева
И все же к концу XVIII века балалайка, потесненная более благородной гитарой, вновь стала сугубо народным инструментом. В безвестности она находилась до второй половины XIX столетия, пока однажды сын богатого купца из Бежецка (Тверская область) Василий Васильевич Андреев случайно не услышал игру на балаболке своего слуги Антипа. Голос балалайки буквально заворожил молодого человека, и он захотел во что бы то ни стало освоить не знакомый ему ранее инструмент.
В процессе обучения, народная музыка настолько захватила Андреева, что он невольно задумался: а как будет звучать балаболка, если ее изготовить из лучшего материала и немного усовершенствовать? Чтобы воплотить в жизнь эту идею, молодой человек отправился в Петербург к известному скрипичному мастеру Владимиру Иванову. Поначалу прославленный мэтр не соглашался браться за -мужицкий- инструмент, считая это ниже своего достоинства, но Андрееву все же удалось его уговорить. Вот так и появилась на свет современная балалайка с легким корпусом, укороченным грифом, металлическими ладами и стальными струнами.
Русский Страдивари
Получив усовершенствованную балалайку с более звучным голосом, Андреев загорелся новой идеей – рассказать о полузабытом инструменте всей России. С этой целью он в 1883 году организовал в Санкт-Петербурге кружок любителей игры на балалайке (сегодня – Государственный академический русский оркестр имени В.В. Андреева). Изначально в обществе состояло всего лишь восемь членов, но теперь Андрееву нужно было обеспечить своих единомышленников преобразованными инструментами. И с новой проблемой ему помогла разобраться случайная встреча с краснодеревщиком Семеном Ивановичем Налимовым. Этот человек, столь же увлеченный, как и Василий Васильевич, открыл в своей деревушке Марьино (сегодня – один из районов Москвы) мастерскую по созданию образцовых музыкальных инструментов. Здесь для кружка, а потом и оркестра Андреева были созданы балалайки самых разных размеров: маленькие – пикколо, средние – альты – и огромные – басы и контрабасы. Причем над каждым инструментом Налимов трудился не меньше месяца, после чего готовое изделие проходило -приемку- Андреева. Если по каким-либо причинам оно не нравилось музыканту, то стен мастерской такой брак ни покидал никогда. И это при том что продукция Семена Ивановича стоила очень дорого. Так, цена изготовленной им балалайки достигала 300 рублей – астрономическая по тем временам сумма.
К началу XX века инструменты Налимова стали известны всей России, и за свой талант он вполне заслуженно получил прозвище Русский Страдивари. Сегодня инструменты Семена Ивановича считаются лучшими в мире, вот только за свою жизнь мастер успел создать всего лишь 170 балалаек.
Очарованная Европа
Первые же выступления кружка Андреева перед публикой прошли с грандиозным успехом. Сначала это были обычные любительские концерты, но вскоре балалаечники-энтузиасты получили всеобщее признание. Так, в 1913 году музыканты Василия Васильевича выступали уже в Мариинском театре перед великосветской публикой, и на этом концерте присутствовала семья императора Николая II. После выступления царь пригласил Андреева в свою ложу, лично поблагодарил виртуоза и подарил ему портсигар, усыпанный бриллиантами.
Кроме того, именно благодаря коллективу любителей народной балаболкой были очарованы и страны Европы. В 1889 году члены кружка выступили на Всемирной торговой выставке в Париже, что стало их настоящим триумфом. Этот концерт произвел такой фурор, что во французской столице несколько дней только и говорили что о -необычном инструменте из России. Вот так народная балаболка и стала всемирной знаменитостью, получив статус зарубежного символа страны.