История
Савроматы – дети скифов и амазонок
Ныне название этого древнего народа не на слуху и о нем мало кто знает. И совершенно напрасно. Его история, пусть и изрядно мифологизированная, крайне любопытна. Да к тому же жили потомки скифов и легендарных амазонок у нас в стране, на юге России.
Впервые о новых воинственных кочевниках с Востока миру поведал «отец истории» Геродот, который жил за пять веков до Рождества Христова. Как и положено истинному древнему греку, он рассказал по этому поводу красивую легенду. Нам же остается отделить факты от вымысла.
Распри с греками
Геродот сообщает, что греки, которые до поры до времени жили с амазонками мирно, потом вдруг рассорились с ними (многие винят в этом Геракла, который, совершая свой девятый подвиг, похитил пояс Ареса, который принадлежал дочери бога войны и царице амазонок Ипполите). И вот, в одном из сражений удача была на стороне гордых эллинов. Они победили амазонок в битве у реки Фермодонт (скорее всего, где-то на территории Черноморского побережья современной Турции) и взяли много пленниц. Погрузив их на три корабля, они отправили «трофеи» к себе домой. Но воинственные дамы подняли на кораблях бунт и освободились, убив всех своих сторожей.
Да вот незадача – выяснилось, что амазонки погорячились, так как сами дочери степей мастерством управления кораблей не владели. В итоге, их суда «без руля и без ветрил» носило по Понту (старое название Черного моря), пока не вынесло в более спокойное Меотийское озеро (ныне – Азовское море) где-то в окрестностях местечка Кремны (нынешний Таганрог).
Ощутив под ногами земную твердь, амазонки почувствовали себя намного увереннее. Они решили раздобыть себе лошадей, чтобы вернуться домой, и, разумеется, конфисковали их у проживавших в тех местах скифов. Разгорелся конфликт, в ходе которого несколько амазонок погибли. Но увидев, что они бьются с женщинами, скифы собрали военный совет. И там порешили – вот они, идеальные матери наших будущих детей! Было выделено некоторое количество молодых скифских юношей, которым полагалось обольстить воинственных красоток.
В итоге, план сработал – скифские юноши сумели поладить с амазонками. Вскоре произошел культурный обмен – те и другие выучили язык друг друга, а потом родились и дети. Мысли о возвращении на родину к амазонкам больше не приходили, однако и жить так, как жены скифов – в большой зависимости от мужчин, гордые воительницы не пожелали. В итоге было решено, что все они переселятся за Танаис (старое название реки Дон) и начнут жить там, как их душе угодно. Что и сделали.
Женщины-воины
Так было дело или нет, теперь уже достоверно не выяснишь. Тем не менее известно, что савроматы заселили обширную территорию между Черным и Каспийским морями. Помимо морей естественными границами их владений стали реки Дон и Волга, а с юга горы Кавказа. «За рекою Танаисом, – пишет Геродот, – уже не скифские края, но первые земельные владения там принадлежат савроматам. Савроматы занимают полосу земли к северу, начиная от впадины Меотийского озера, на пятнадцать дней пути, где нет ни диких, ни саженых деревьев…»
Древние историки отмечают родственность савроматов с мидянами (древнеиранское государство, включавшее в себя также нынешний Ближний Восток и Турцию). Например, Диодор Сицилийский (I век до нашей эры), описывая вытеснение многих переднеазиатских племен в результате походов скифов, пишет о перемещенных народах:«.. .а самых важных было два: одно из Ассирии… другое из Мидии, основавшееся у реки Танаис; эти переселенцы назывались савроматами».
Ему вторит и живший примерно в те же времена Плиний Старший: «По реке Танаис, впадающей в море двумя устьями, живут <… > савроматы женовладеемые, называемые так потому, что произошли от браков с амазонками».
Странный термин Плиния «женовладеемые» неслучаен. Все исследователи отмечают важное отличие савроматов от иных племен – общественное устройство с равенством между полами, а то и с черта-ми, свойственными матриархату. «Савроматские женщины исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду, – писал Геродот. – Относительно браков соблюдается у них следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага…»
Равноправие полов у савроматов подтверждают и современные археологи – в их курганах были найдены могилы не только мужчин, но и женщин с оружием, конским снаряжением и жреческими атрибутами.
Скифы, жившие у Черного моря, которые, если верить древнегреческой легенде, дали свое начало савроматам, и сами были потомками древних персов. Однако они уже добились успеха и основали свое государство, а потому появление все новых и новых воинственных персидских родственников, которые посягали на их земли, встречали без всякого энтузиазма. На первых порах савроматы были их союзниками в этой борьбе.
Например, во время похода персидского царя Дария I савроматы были союзниками скифов и выставили конное войско. Кстати, поход великого царя закончился полным фиаско из-за того, что вождь скифов, старец Иданфирс, в V веке до нашей эры использовал ту же тактику, что принесла успех русским войскам против Наполеона, – он всячески избегал битвы, заманивая могучее войско Дария вглубь своих степей. Те не могли найти нужного количества провианта и страдали от голода.
По легенде, тогда Дарий послал Иданфирсу послов с таким вопросом: «Зачем вы убегаете от нас, скифы? Если вы считаете себя сильнее – вступайте с нами в бой. А если вы слабее – пришлите нашему владыке “землю и воду” (признание покорности. – Прим. автора) и покоритесь». В ответ Иданфирс с усмешкой ответил: «Мы не убегаем от вас, персы. Мы просто кочуем по своим степям, как привыкли с давних пор». В итоге, Дарию пришлось спешно и скрытно отступать, позорно бросив раненых воинов и часть обоза.
Потерялись в истории
Но уже сотню лет спустя начинают формироваться новые союзы, и вскоре савроматы вместе с другими племенами персидского происхождения начинают теснить скифов на запад. Лукиан Антиохийский пишет: «Пришли на нашу землю савроматы в числе десяти тысяч всадников, пеших же, говорили, пришло в три раза больше. Так как они напали на людей, не ожидавших их прихода, то и обратили всех в бегство, что обыкновенно бывает в таких случаях; многих из способных носить оружие они убили, других увели живьем, кроме тех, которые успели переплыть на другой берег реки, где у нас находилась половина кочевья и часть повозок…»
Что любопытно, пишет же он, как считают более поздние историки, уже о… сарматском нашествии. Да и все римские историки (к тому моменту Греция уже была завоевана Римом) употребляют в отношении савроматов и их новых союзников новый термин – «сарматы».
Так до конца и неясно, как же так получилось, что савроматы стали сарматами. Возможно, это все же разные племена. Впервые термин «сарматы» употребил Псевдо-Скилак – разведчик Дария, который под именем Скилак из Карий путешествовал по этому региону. Причем в том же его тексте упоминались и савроматы. Непонятно, то ли это случайная ошибка, то ли речь и в самом деле шла о разных племенах.
Сторонники другой популярной версии полагают, что сарматы – это не народ, а особым образом вооруженные воины. Ведь с аккадского (один из древнесемитских языков) sar(y)am переводится как «панцирь», а с греческого «саурос» – как «ящерица». Например, Павсаний пишет о них так: «Сарматы (савроматы) сами не добывают себе железа, и они его к себе не ввозят. Ввиду недостатка железа вот что они изобрели: у них на копьях острия – костяные вместо железных, луки и стрелы – из кости, наконечники на стрелах также костяные… А панцири они приготовляют следующим образом. У каждого из них много лошадей, и <…> этими лошадьми они пользуются не только для войны, но также <…> собрав их копыта, они их очищают и, разрезав на части, делают из них пластинки, похожие на чешую драконов. Пробуравив их и связав жилами лошадей и быков, они пользуются этими панцирями, ничуть не менее красивыми, чем эллинские, и ничуть не менее прочными; они хорошо выдерживают удары мечами и копьями в рукопашном бою».
Как бы то ни было, античные авторы IV-II веков до нашей эры еще пытались отличать сарматов от савроматов, а потом окончательно перестали этим заниматься. И тем не менее многие цари Боспорского царства (античное государство в Северном Причерноморье) еще долгие века гордо носили имя Савромат.