История
Рождение Турции. Как маленький народ стал владыкой Малой Азии
До того как образовать могущественную Османскую империю, предки современных турок создали крохотный бейлик. Небольшому поселению было суждено стать основой будущего грозного государства.
Изначально огузы – тюркский народ из степей Средней Азии и Монголии – делились на 24 племени, среди которых были кыныки. Позже представителей этого племени начали называть сельджуками в честь Сельджука – их предводителя, который в 985 году увел своих людей с родных земель на запад.
В 1028 году потомки Сельджука Торгул-бек и Чагры-бек начали строительство нового государства. Братья постепенно завоевывали новые территории.
Расцвет сельджуков
Сельджуки продолжали успешно воевать. В историю вошла победа этого племени над византийцами в 1071 году у города Манцикерта. Интересно, что сельджуки не просто победили численно превосходивших их воинов империи, но и захватили монарха Романа IV Диогена. Император в итоге был обменян на золото и территории. Благодаря этой победе предки турок смогли закрепиться в регионе.
К концу XI века сельджукское государство достигло расцвета – восточная граница доходила до Памирских гор, а западная – до Босфора и Дарданелл. Но в 1092 году, после смерти Мелик-шаха, предводителя сельджуков, государство начало трещать по швам и распадаться на султанаты. Первым таким султанатом-сепаратистом стал Конийский. Но из-за монгольской экспансии на рубеже XIII-XIV веков и это государство распалось на бейлики – феодальные владения на территории средневековой Анатолии, управляемые беями. Один из таких бейликов и стал основой будущей Османской империи.
После смерти вождя огузского племени кайи Эртогрула один неприметный бейлик перешел во владение его сыну Осману. Территория, доставшаяся Осману I, располагалась на западе Малой Азии, – достаточно далеко от монголов и на границе с византийцами. Первый фактор делал османское поселение относительно самостоятельным – пускай предкам турок и приходилось платить ежегодную дань. Также благодаря тому, что длинные руки монголов не могли добраться до владений Османа I, в бейлик активно переезжали жить тюрки с других земель, страдавших от набегов. Таким образом, в османский бейлик из Малой Азии стекались в том числе здоровые мужчины, позже вошедшие в состав войск правителя.
Вторая особенность территориального расположения давала Осману I моральное право объявить войну неверным жителям Византии. А поскольку лидер бейлика был яростным приверженцем ислама, он активно использовал идею джихада, за что получил почетный титул Гази – «воитель».
Также интересно, что османский бейлик не имел общей границы с поселением Караманидов – наиболее могучим бейликом на территории Анатолии. Именно Караманидам после распада Конийского султаната досталась его столица и возможность объявить себя преемниками Сельджукидов и претендовать на власть над остальными бейликами. Не казавшийся опасным османский бейлик не воспринимался как угроза Караманидами – они боролись со вторым по могуществу анатолийским бейликом, поселением Гермиянидов. Судьба как будто подарила сыну Эртогрула идеальные условия для экспансии. Но стоит отметить, что именно Осман I умело воспользовался этими факторами и приумножил успехи своих предков, создав основу для успешно функционирующего государства.
Осман Гази
О личности отца-основателя османского бейлика, как и о жизни других легендарных личностей, создававших различные государства, известно очень мало. Фигура Османа I очень сакрализирована, сложно отличить правду от вымысла.
Принято говорить, что Осман родился в 1258 году, а умер в 1324 году. Несмотря на то что Осман считается первым султаном империи, таковым в реальности он не был. Титул султана османские правители начали брать позже, во времена внука Османа I Мурада I, правившего в 1362-1389 годах. Османа Гази корректнее называть улубеем, правителем бейлика, избранным старейшинами племени. Султаном он себя не объявлял. Такой поступок привлек бы к еще неокрепшему бейлику внимание других улубеев – они бы поняли, что Осман I является очень амбициозным государственным деятелем, у которого есть планы насто-ящего завоевателя. Осман не стал осложнять себе жизнь и оставался улубеем.
В турецких исторических документах XIII-XIV веков об Османе Гази нет совсем ничего. Хроники об отце-основателе османского бейлика были составлены уже после жизни правителя, они содержат множество слухов и легенд. Объективных свидетельств очевидцев о том периоде не существует.
К примеру, в вакуфных документах рассказывается о том, что Осман принял ислам после того, как в доме шейха Эдебали ему приснился сон. Перед тем, как лечь спать, правитель бейлика читал Коран. В «царстве Морфея» Осман увидел ангела, который предрек ему и его потомкам великую славу. Проснувшись, Осман решил принять ислам. За его примером вскоре последовали и другие представители племени кайи, ранее исповедовавшие язычество. Судя по проводимой завоевательной политике Османа, он был относительно религиозно терпимым человеком. Он не обращал в ислам народы на присоединенных землях силой. Благодаря этому он завоевал часть византийских земель малой кровью. Интересно, что на завоеванных землях крестьянам внутри османского государства в финансовом смысле жить становилось проще – налоги здесь были меньше, чем в Византии. Крестьяне-немусульмане в новом государстве должны были отдавать деньги на джизью (плату за предоставление защиты и неприкосновенности со стороны государства) и харадж (налог за пользование землей и прочей собственностью). Сопротивлявшихся новой власти обращали в рабство или убивали.
Вектор на завоевания
В конце XIII столетия верные Осману войска начали расширение бейлика. Предки турок захватили несколько византийских городов и крепостей. Однако империя не обратила сразу же на османскую угрозу должного внимания.
Только 27 июля 1302 года произошло первое серьезное сражение между византийской армией и солдатами бейлика. Это произошло близ берега Измитского залива. В Бафейской битве принял участие начальник личной гвардии императора Андроника II Палеолога Георгий Музалон. По византийским данным, в войске Османа I, которое пополнялось приезжими из других бейликов людьми, было 5000 сабель. К сожалению для Византии, многие наемники и ополченцы перед сражением с османами разбежались. В распоряжении у Музалона осталось около 2000 воинов.
Византийцы укрывались в крепости Телемайя. Музалон считал, что войско Османа I не способно к длительной осаде. Но лидер бейлика перехитрил европейского командира: он отправил к крепости небольшую часть войск, выманил византийцев из укрытий – те стали преследовать «легкую добычу», – после чего разгромил погнавшихся за османами «скрытыми» силами.
Разгром византийцев подарил улубею славу и привлек в его войска новых людей. Осман сокрушил и второе войско, прибывшее из Константинополя. Вскоре открылся «второй фронт» – османскому бейлику пришлось воевать еще и против Гермиянидов. Череда побед завершилась в 1304 году. Андроник II заплатил деньги четырехтысячному корпусу католических рыцарей, чтобы разгромить османов. Каталонцы смогли отбить у предков турок несколько городов. Но окончательный разгром не удался. Андроник II не смог расплатиться с рыцарями, что превратило их из союзников в разбойников. Это еще сильнее ударило по Византии.
К 1307 году Конийский султанат распался. Это позволило Осман-бею распространить свое влияние на другие бейлики. В 1316 году войска Османа I захватили Улудаг – Малый Олимп, как его называли византийцы. Он был ключом к Бурсе, крупному городу, имевшему стратегическое значение. Шло время, Осман I захватывал все крепости вокруг Бурсы и морской порт Муданья. Осада Бурсы продолжалась очень долго. В итоге предки турок взяли город, однако Осман I этого не увидел – он умер в 1324 году, а Бурса сдалась лишь в 1326 году. Город держался 10 лет – у воинов бейлика к тому моменту еще не было осадных машин и пехоты, место которой занимала конница, не способная на эффективный штурм высоких стен.
Осман I Гази получил от своего отца крохотное поселение, а оставил своему сыну Орхану государство, площадь которого почти в шесть раз превышала изначальный размер бейлика. Османское государство отличалось от других бейликов наличием сильной армии, закаленной в различных сражениях. Путь развития такого образования заключался в экспансии, и именно Осман I Гази смог задать такой вектор.