Города и страны
Река Джамна
Джамна является правым притоком священного для индуистов Ганга.
Бесспорного и точного толкования названия нет. Распространена версия о происхождении от слова на санскрите «йамуна» — близнец: она почти на всем протяжении течет параллельно Гангу, на сравнительно небольшом удалении от нее. Существует и несколько мифологических объяснений названия, основанных на древних легендах.
В своем верхнем течении река получает питание за счет горного льда и снега, в среднем и нижнем течении основная масса влаги поступает за счет муссонных дождей.
Весной, во время половодья, и летом, в период наводнений, река выходит из берегов. Понятие «берега» применительно к Джамне очень относительное: в среднем и нижнем течении они представляют собой топкую местность без определенной границы. Когда река выходит из берегов, она разливается на несколько километров, превращая прибрежную территорию в большое болото. Мощные летние паводки от муссонных дождей часто вызывают наводнения. Некоторые районы столицы Индии Дели оказываются затопленными, когда уровень воды в Джамне поднимается на 2 м и выше.
Зимой уровень воды заметно понижается, случается, что в «высокий сезон» на отдельных участках русло почти пересыхает.
Река берет начало в центральных Гималаях, на юго-западном склоне Бандерпуча — одной из вершин горного хребта Масури в Нижней Гималайской гряде. Здесь, на высоте свыше 6 км, расположен ледник Ямунотри, и являющийся истоком реки.
Ниже по течению, в 5 км от истока, на высоте 3293 м находится деревня Калси с индуистским храмом Ямунотри — одним из самых почитаемых в индуизме. Он был построен в конце XIX в. Махарани Гулария из Джайпура. Не раз его сносили катастрофические обвалы и осыпи. В 1923 г. храм был разрушен, остались в целости только каменные изваяния богов. Впоследствии построен заново. Снова разрушился в 1982 г. и вновь восстановлен.
Рядом на поверхность вырывается горячий источник (температура воды около 90°С). Тут же — священная гробница, которую ежегодно посещают до 400 тыс. чел.
Неподалеку от храма — национальный парк Говинд Пашу Вихар, в котором охраняется природа западно-гималайского широколиственного леса и альпийских лугов. Именно этот парк был выбран индийским правительством для осуществления проекта по спасению снежного леопарда, которого тут осталось всего несколько особей.
Постепенно спускаясь, река оказывается в районе Сивалик — самой низкой ступени Гималаев. В верховьях течет на юго-запад в глубоком ущелье. Спускаясь на Индо-Гангскую равнину, Джамна поворачивает на юг Здесь построена дамба Дакпатар с двумя ГЭС. В сухой сезон плотина пропускает столько воды, чтобы река не пересыхала.
Ниже по течению — город Поанта-Сахиб со знаменитой Гурдварой — культовым сикхским сооружением, посвященным Гуру Гобинд Сингху (1666-1708 гг.), сикхскому вождю, воину и поэту.
Летом между старой дамбой Таджевала и Дели воды в русле совсем мало. Чтобы удовлетворить потребности столицы, к руслу подведено несколько каналов от других рек, некоторые длиной свыше 200 км. Также получает некоторое количество воды из подземных источников. А чтобы вода оставалась в городе, построена дамба Вазирабад, которая в сухой сезон также не пропускает воду ниже по течению, оставляя в Дели. Зато пропускает в русло все городские отходы. Чтобы какая-то вода в сухой сезон в реке была, ниже Дели к ее руслу также подведено несколько каналов. Ниже по течению находится дамба Окхла, регулирующая расход воды на орошение полей.
Иными словами, Джамна — не непрерывный поток, а пять отрезков русла, регулируемых дамбами, без которых по ее берегам не смогли бы жить десятки миллионов человек.
У города Аллахабад Джамна впадает в Ганг в месте, именуемом Сангам.
Индуисты считают, что в Сангаме из-под земли выходит на поверхность третья река — мифическая Сарасвати. Они прибывают на паромах к месту слияния Ганга и Джамны, чтобы вознести молитвы. Все берега Сангама покрыты сплошной полосой гхат — построенных в течение тысяч лет каменных ступенчатых сооружений для ритуального омовения и кремации.
На реке стоит город Вриндавана, на месте которого 5000 лет назад находился лес, в котором, согласно верованиям индуистов, Кришна во время своего земного воплощения проводил время в играх со своим братом Баларамой и встречался с возлюбленной супругой Радхой. Вриндавана стоит в 15 км от города Матхура — одного из древнейших в Индии, который принято считать местом рождения Кришны.
Она упоминается в индуистских текстах Ригведа, Атхарваведа и в Брахманах. На ее берегах расцветали и погибали великие империи Маурьев и Шунга, государство Гуптов. На ее берегу стоит величайшее архитектурное творение, песня в камне — Тадж-Махал в Агре.
Сегодня самый большой город на реке — столичный Дели, 70% потребляемой им воды берется из Джамны. Вода Джамны играет важнейшую роль в экономике страны. Воды разбираются на орошение огромных сельскохозяйственных территорий в штатах Уттар-Прадеш и Харьяна. Орошение ведется с помощью каналов, главные — 646-километровый Западный, построенный еще в XIV в., 267-километровый канал Агра и 206-километровый Восточный. Всего же на орошение разбирается 96% потребляемой воды.
Индуисты знают, что омовение в Джамне даже более важно, чем в Ганге. Хотя бы потому, что сама она считалась в Индии чистейшей. Окунуться в воды Джамны — значит, избавить себя от мучений во время кончины. Однако теперь понятие «чистейший» можно использовать разве что в духовном смысле: Джамна стала одной из самых грязных в мире.
На протяжении 375 км от истока до Дели воды Джамны еще довольно хорошего качества.
Ниже громадного Дели, использующего ее в том числе как сточную канаву, уровень загрязнения достигает максимума: в нее сбрасывается около 58% городских отходов, а также химические отходы с фабрик по производству изделий из кожи и красителей. Ситуация усугубляется еще и тем, что течение тут медленное и воды большую часть года застаиваются, почти не обновляясь. Правительство выделяет громадные средства из бюджета страны на очистку Джамны. В Дели проведены масштабные работы по очистке сточных вод, а власти приступили к экспериментам по созданию заповедников вдоль поймы Джамны. Однако ситуация не меняется, и со временем становится только хуже: треть жителей 18-миллионного города живут в нелегальных постройках без водопровода и канализации.
По причине загрязнения река практически лишена жизни. Изредка встречается всплывающая к поверхности рыба, но она совсем не пригодна для употребления в пищу. Даже деревьев и птиц по берегам с каждым годом становиться все меньше.
Тем не менее вдоль всего русла крестьяне пасут домашний скот. И по всему берегу мужчины и женщины занимаются стиркой прямо в реке среди белой пены химических отходов, а сушат на песке — столь же грязном.