Connect with us

Гипотезы

Растения – разумные существа?

Идея о чувствительности и своеобразной разумности растений стара как мир. Достаточно вспомнить бесчисленные мифы и предания о говорящих деревьях и цветах, вознаграждающих чуткого слушателя волшебными дарами. В любой культуре любой страны подобные рассказы встречаются в изобилии. Будто когда-то давным-давно сама Природа говорила с человеком, но постепенно замолчала, задушенная техногенным ядом, и сегодня лишь изредка неосторожно выдаёт свою осознанную сущность. Впоследствии этой идеей прониклось научное сообщество.

Наука притягивания за уши

Ещё в 1848 году немецкий экспериментальный психолог Густав Теодор Фехнер предположил, что беседа, внимание и привязанность могут благотворно сказаться на росте и здоровье растений.

В начале XX века бенгальский физик и биолог Джагадиш Чандра Боше, изучая характер изменений потенциала клеточной мембраны растений при различных обстоятельствах, пришёл к выводу, что растения способны по-разному реагировать на раздражители, а следовательно, имеют нервную систему. Он же установил, что саженцы быстрее растут под приятную музыку и угнетаются воздействием резкого шума, чувствуют боль, понимают привязанность и «реагируют на шок спазмом так же, как и мускул животного». Известный ирландский драматург и по совместительству вегетарианец Джордж Бернард Шоу, однажды посетивший лабораторию Боше, был сильно потрясён «судорогами», которые переживала капуста, когда её варили заживо.

В 1960-х годах эстафету исследований принял Клив Бакстер. Бакстер, работавший полиграфологом в ЦРУ США, стал первым, кто всерьёз озадачился вопросом чувственного восприятия у растений. Подключив драцену к детектору лжи, он записывал гальванические реакции растения, когда ему причиняли или намеревались причинить вред. Раз за разом полиграф фиксировал почти человеческие результаты, что не оставило у Бакстера сомнений: растения способны чувствовать боль и угрозу, то есть обладают первичным сознанием! Но поставить жирную точку в данном вопросе не получилось. Многочисленные попытки повторить эксперименты Баксера провалились. Сенсационные результаты признали фальшивкой.

Но 60-е ещё могли удивить. Взбаламученные волной нью-эйджа разномастные мистические течения подозрительно быстро проникли практически во все сферы жизни. Наука исключением не стала. Новое слово в поисках души и сознания у растений сказали эзотерики. Взяв за основу теорию сверхслабых излучений живых систем советского биолога Александра Гурвича и вооружившись опытами советского же физиотерапевта Семёна Кирлиана, обнаружившего свечение биологических объектов (а также остаточное свечение пространства на месте перемещённых объектов или их удалённых частей) в высокочастотном электрическом поле, парапсихологи поспешили оповестить мир о существовании ауры у растений. То есть фактически души. Но и это оказалось профанацией. В 1981 году «кирлианову ауру» признали памятником научной недобросовестности за поспешность и необоснованность выводов. На самом деле свечение производила не эфемерная душа, а вполне материальные биохимические реакции.

Старые факты в новом свете

Современная наука по-прежнему ничего не знает о том, есть ли у растений сознание. Пока достоверно удалось прояснить лишь вопрос боли. Растения лишены мозга, нервной системы и ноцицептора (нервных волокон распознавания боли), а значит, физиологической боли они не чувствуют.

Тем не менее растения (что невооружённым глазом видно на примере мимозы стыдливой или венериной мухоловки) точно знают, когда к ним прикасаются и складывают листочки. Они не только понимают опасность, но и способны оповещать своих соседей об атаке травоядных насекомых или животных, как это делают акации, при опасности как по команде выделяющие ядовитый танин. Исследователи из Тюбингенского университета в Германии доказали, что растения могут видеть. Они обнаружили на кончиках побегов кукурузы рецептор, аналогичный зрительному белку родопсину в сетчатке человеческого глаза, благодаря которому растения поворачиваются вслед за источником света. Помимо этого, в их клетках есть рецепторы продолжительности светового дня и интенсивности ультрафиолета, помогающие выбирать оптимальное время цветения.

Как это всё понимать? Самый простой способ — встать в горделивую позу венца творенья и провозгласить всё живое на Земле бездушным неразумным биомусором, прокормом для всесильного Человека. Или впасть в другую крайность и пойти по первобытному пути одушевления, «очеловечивания» всего и вся. Приписать нашим зелёным соседям по планете человеческую психику и человеческие же модели поведения. Но и этот путь заведомо патовый. Человек — продукт эволюции, общества и культуры, соответственно, все его модели поведения обусловлены инстинктами, рефлексами и моральными принципами. Но ведь даже люди не одинаковые. Простой пример: мирный жест «окей», в большинстве стран означающий, что всё в порядке, мексиканцы, бразильцы или турки считают грязным оскорблением. На каких тогда основаниях мы пытаемся насаждать собственное мировоззрение живым существам, не имеющим общества в привычном для нас понимании и прошедшим абсолютно иной эволюционный путь? Ещё одно препятствие на поприще поисков разума вне человеческого тела — ненадёжная терминология. У учёных до сих пор нет универсальных критериев оценки разума и понимания, как нет и чёткого представления о вместилище сознания.

Растительная кибернетика

Исследователи, давно выработавшие иммунитет к чудесам, пришли к любопытному выводу, что нервная система животных — эффективный, но далеко не единственный способ обработки информации. Растения используют некий иной механизм, который пока остаётся загадкой.

Директор Международной лаборатории растительной нейробиологии во Флоренции Стефано Манкузо считает, что у растений сознание и функционирование не разделены, как у высших животных, а присутствуют в каждой клетке. В этом плане он сравнивает растения с искусственным интеллектом, который, образно говоря, одновременно является и психикой, и физическим телом. Косвенным доказательством этому можно считать «модульную» структуру тела растений, при которой все важные для выживания функции не сосредоточены в специальных органах, а распределены по всему телу. Вспомните вегетативное размножение. Если, например, человеку отрезать палец и поместить его в благоприятную питательную среду — из пальца не разовьётся новый человек. Даже способные к регенерации рептилии и амфибии могут лишь восстановить потерянную часть тела, но никак не вырастить новый организм из утерянной плоти. А растения — могут. «Этот важнейший стратегический выбор, — пишет Манкузо, — позволяет растениям терять даже значительные фрагменты тела без риска для жизни. Поэтому у растений нет легких, печени, желудка, поджелудочной железы или почек. Но они могут осуществлять все функции, которые эти органы выполняют у животных. Так почему же отсутствие мозга должно помешать им быть разумными?»

Сказка просочилась в реальность

А теперь, когда голос разума слегка убаюкал веру в чудеса, вот вам порция пищи для размышлений. В буддийской космогонии существует множество миров, населённых удивительными созданиями, не дающими иссякнуть источникам основы мироздания. Один из миров, называемый Небом Роста, населяют маленькие боги Кумбанды — покровители растительного мира. Кумбанды в точности напоминают фей из европейских преданий: их изящные хрупкие тела имеют нежно-зелёный цвет, а в волосах растут цветы.

Старинная легенда Таиланда гласит, что в незапамятные времена великий бог Индра, властелин небосвода и небесного огня, создал заповедный лес, чтобы надежно укрыть в нём принца и его жену. Чтобы их брак был крепким, а дни исполнены радости, милосердный Индра посадил в лесу шестнадцать волшебных Деревьев Женщин («Нари Пон»), ставших вратами в чертоги Кумбандов. На тех деревьях произрастали совершенные существа — феи небывалой красоты. Ровно четыре дня рос цветочек Нари Пон, после чего от веток отрывались обворожительные девушки, начинавшие петь, танцевать и развлекать обитателей леса беседой. Но век волшебства в бренном теле недолог: всего через семь дней феи начинали увядать и засыхали, становясь размером с ладонь. Красивая сказка, не правда ли? Только это не сказка.

В храме Пхра Аджат Дтон в Чанг-Мае, расположенном в провинции Сингбури в центральной части Таиланда, хранятся две миниатюрные мумии фантастических существ, почитаемые местными как святыня. Размером они не больше ладони взрослого человека, а головы их венчают странные уборы, похожие на высушенные чашечки цветов.

Американские учёные провели исследование мумий и выяснили, что это не человеческие зародыши, не куклы и уж тем более не плоды, выращенные в специальном стягивающем футляре, как знаменитые квадратные арбузы. Рентгеновское сканирование показало внутри их тел полностью сформированный скелет (более вытянутый, но явно человеческий), внутренние органы, зубы, язык, глаза, уши и по пять пальцев на руках и ногах. При этом ткани мумий имеют растительное происхождение, а «головной убор» неотделим от головы и является не чем иным, как плодоножкой. Больше о них ничего не известно.

Что или кто они — искусная подделка или живое доказательство существования разумных растений? Пока этот вопрос повисает в воздухе без ответа.

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2024 "Мир знаний"