Загадочные места
Проталинка на Никольском кладбище
В Александро-Невской лавре гости Санкт-Петербурга обычно стремятся посетить некрополи XVIII века и мастеров искусств. Вход туда платный, соотечественнику билет обойдется в 300 рублей, а иностранцу придется отдать 400. Никольское кладбище скромнее, хотя и здесь покоится немало великих людей, но поклониться им можно совершенно свободно и бесплатно. Здесь почти всегда тихо и немноголюдно. Но в марте этого года Никольское пережило настоящий бум паломников, желающих взглянуть на место, где смотрителю кладбища явился сам святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Видение у часовни
Морозным утром 27 февраля 2021 года 27-летний смотритель Никольского кладбища Клауд Роммель после братского молебна в Троицком соборе совершал обычный обход территории. У часовни местночтимого святого Санкт-Петербургской епархии Матфея Татомира он заметил какое-то свечение. Подумал, что молодежь хулиганит, файеры жжет. Прихватив на всякий случай резиновую дубинку, Клауд направился к часовне, чтобы на месте разобраться с охальниками. И вдруг возле нее он увидел ярко светящуюся фигуру в монашеском одеянии с Евангелием в руках. А от часовни к месту, где стоял чудесный монах, вела цепочка светящихся следов.
Каким-то шестым чувством смотритель понял, что перед ним отец Иоанн Кронштадтский. А в голове у него прозвучало: «Я здесь. Спасибо тебе».
Растерявшись, Клауд, вместо того чтобы перекреститься и помолиться, схватился за мобильник. Но едва навел телефон, чтобы сфотографировать это чудо, как раздался хлопок, призрак исчез, а там, где он стоял, смотритель увидел крест из пара. Снег и лед на этом месте протаяли до земли, образовалась лужа, и в нее упала какая-то фотография. Роммель с волнением вынул ее из воды.
На черно-белой фотографии было запечатлено двенадцать человек. Внизу – надпись на старославянском. И хотя Клауд никогда не отличался хорошей памятью, он чудесным образом сумел запомнить все двенадцать персон в том порядке, как они располагались на снимке, и даже надпись, которую он не смог бы прочитать. Фотография сразу же рассыпалась. Но Роммель сумел шариковой ручкой нарисовать на листе бумаги схему расположения фигур и воспроизвести старославянскую надпись.
Двенадцать праведников
Кто же был изображен на этой фото- графии? По мнению Романа Котова, автора статьи «Духовный смысл явления св. прав. Иоанна Кронштадтского», опубликованной на сайте литературно-исторического клуба «Русичъ», это:
«Иоанн Сергеев – святой праведный Иоанн Кронштадтский, чудотворец, духовно связанный и со святой Царской Семьей, и с преподобным Серафимом
Саровским.
Анна Сергеева – схиигумения Ангелина – любимое духовное чадо Иоанна Кронштадтского, настоятельница Иоанновского монастыря, связанная духовно и с Дивеевской первоначальницей Александрой, и с первой настоятельницей Шамординской обители схиигуменьей Софией.
Матфей Татомир – местночтимый петербургский святой, человек высокодуховной праведной жизни.
Любовь Лимонштайн – крестная дочь блаженного старца Матфея. Поселилась близ Александро-Невской лавры и ухаживала за его могилой.
Елизавета Несвицкая – матушка праведного Иоанна Кронштадтского. Александр Павлович – император Александр Первый, он же Федор Кузьмич, праведный томский старец. Считается, что на оставление престола и старчество его благословил преподобный Серафим.
Николай Мотовилов – служка преподобного Серафима Саровского, блаженный (со слов прославленных дивеевских святых).
Матфей Демин – иеромонах Мелетий (брянский подвижник. Жил в селе Локоть, духовник хранительницы Локотской иконы Божьей Матери. Был духовным чадом и почитателем старца отца Иоанна Кронштадтского).
Иван Руднев – митрополит Иоанникий (поочередно Арзамасский, Грузинский, Московский и Киевский), прославлен в 2016 году собором УПЦ в Киеве. Короновал императора Александра III. Василий Муравьев – святой преподобный Серафим Вырицкий.
Ольга Нетронина – схимонахиня Серафима Вырицкая, супруга преподобного Серафима Вырицкого, предположительно царского рода.
Андрей Кобыла – родоначальник бояр Романовых, императорской фамилии. На фото был в императорской форме, что весьма символично (прямой предок грядущего государя, который, по пророчествам, по женской линии ведет свою родословную от рода Романовых)».
Таким образом, по мнению Романа Котова, на фотографии запечатлены двенадцать святых угодников Божьих (как уже прославленных, так и еще не канонизированных), которым необходимо молиться о грядущем русском государе.
Внизу фотографии надпись: «Спасение России како веди – лето». Если перевести буквы согласно их цифровому значению в алфавите, то получится: «Спасение России – 2022 год, лето». Что произойдет летом, можно только предполагать. Да и сам названный срок предположителен, поскольку исполнение его зависит от покаяния народа, от нашего духовного состояния.
Воцерковленный немец
Откуда же взялся на русском кладбище немец Клауд Роммель? О себе он рассказывает неохотно. Парню 27 лет, образования не получил. Семьи тоже нет. Воцерковлен, смотрит за могилами на Никольском кладбище шесть лет. Живет аскетично, соблюдая строгие посты. Смысл жизни видит в своем служении. С радостью помогает паломникам найти нужное захоронение, увлеченно рассказывает о людях, покоящихся здесь, о чудесах любимого святого Матфея Татомира. Он даже книгу о нем написал.
Некоторые люди не верят в то, что Клауд действительно был свидетелем явления Иоанна Кронштадтского, и даже сомневаются в его телесном и душевном здоровье. Сам же смотритель подчеркивает, что он совершенно здоров. Однако не скрывает, что в 2014 году в Донецке, перевозя детей, он получил серьезные травмы позвоночника, мозга, глаза. Здоровье удалось восстановить, по его словам, молитвами и чудом.
В эти дни хлопот у Клауда прибавилось. Со всех концов страны на Никольское приезжают паломники, прослышавшие о чуде. И Роммель проводит их всех к часовне Матфея Татомира, где на месте стояния Иоанна Кронштадтского образовалась проталина, не замерзающая даже в сильные морозы. Вновь и вновь смотритель рассказывает о явлении святого и знаках, которые он оставил, и люди внимают ему с благоговением.
Позиция Церкви
Иерархи Русской православной церкви отнеслись к чуду на Никольском кладбище весьма сдержанно, а некоторые поспешили откреститься от него.
– Никольское кладбище относится к лавре только по названию, – говорит епископ Кронштадтский Назарий. – Там работают люди, с монастырем не связанные, – это не наши послушники или трудники. Об этом «видении» я сам и братия узнали, как и все, – посмотрев видео. Никто не обращался к нам ни с рассказом о произошедшем, ни за получением благословения на размещение этого видео в Интернете. Это какие-то личные «видения»- человека, они не относятся к церковным явлениям. Святые отцы говорят: если было тебе видение – помолчи об этом. И только если оно многократно повторится, только тогда можно обратить внимание и исследовать причину этого. Мы знаем, что видения или явления, как и «пророческие» сны, могут быть следствием душевной болезни или временного помутнения, для них может быть какая-то психологическая или духовная причина. Нужно аккуратно и трезво расследовать ее и разобраться – со священником, с духовником, со специалистом. Но никак не бросаться являть свое «откровение» миру. Это очень опасно.
Епископ Петроградский и Гдовский Григорий (Лурье) признал, что верит смотрителю, с которым знаком лично и считает его умным, хорошим, благочестивым человеком.
– Я верю, что это чудо, истинное или ложное – не знаю, – говорит он. – Это могло быть галлюцинацией, но откуда тогда схема с именами, которых он явно не знает? Мне кажется, Божий промысл мог состоять в том, чтобы сообщить простым людям нечто важное о православии. Но для большинства этих людей разговор о православии без темы России непонятен. Поэтому послание изложено так, чтобы привлечь их внимание.
А тем временем, пока священнослужители дискутируют о природе этого чуда, миряне идут и идут на Никольское, чтобы душой и сердцем прикоснуться к таинственной проталинке.