История
Прически и бороды на Руси
Как известно, Петр I рубил бороды боярам и ввел моду на парики для русского дворянства. Однако и в прежние времена, до эпохи императора-реформатора, представления правителей и общества о том, как должна выглядеть растительность на лице и голове, были неоднозначными.
ЯЗЫЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА
Какими были прически жителей Киевской Руси до принятия христианства, достоверно неизвестно. Нет никаких данных и о том, носили они бороды или нет. От тех далеких времен сохранилось лишь описание внешности киевского князя Святослава Игоревича, данное в 971 году византийским историком Львом Диаконом. По его словам, князь был безбородым, с густыми длинными усами и бритой головой, с которой свисала с одной стороны прядь волос, что означало знатность рода. Это довольно странно, так как Святослав был внуком легендарного Рюрика, предводителя варягов, призванных в славянские земли согласно «Повести временных лет», а варяги происходили из Скандинавии, где мужчины традиционно носили длинные волосы и бороды, нередко заплетавшиеся в косички.
В этой связи возникло предположение, разделяемое многими историками, о том, что в те времена славяне, населявшие южную часть Киевской Руси, брились, а жители северных областей отращивали длинные волосы и бороды, защищавшие от холода зимой. Косвенно на эту версию работает тот факт, что в 980 году князь Владимир Святославич установил в Киеве деревянный идол бога Перуна с серебряной головой и золотыми усами. При этом Перун, в отличие от скандинавского бога Одина, бороды не имел.
В целом же исследователи сходятся во мнении, что в языческий период у славян никаких общепринятых правил относительно прически и бороды не существовало.
Однако после Крещения Руси в 988 году волосяному покрову на голове и подбородке стало придаваться особое значение. Причиной тому было различное отношение к внешнему виду священнослужителей и прихожан в западной и восточной церкви.
ГРЕКИ И РИМЛЯНЕ, ВОСТОК И ЗАПАД
Как известно, Русь приняла христианство из Византии, или, как тогда говорили, «от греков». А в Древней Греции борода считалась непременным атрибутом воина и свидетельством полноценности мужчины. С распространением христианства в Византии ношение бороды сначала стало обязательным для греческих священнослужителей, а затем постепенно вошло в обычай и среди мирян. В XI веке ученый-монах Никита Стифат даже утверждал, что стричь бороду недопустимо, поскольку отсутствие волос на лице красит женщин, но не подобает мужчинам, и так поступают только еретики, вызывая ненависть Бога, создавшего человека по образу и подобию своему. Древние римляне, напротив, уже во времена империи брились, и эту манеру переняли у них завоевавшие Италию варвары, а несколько позднее и средневековые прелаты.
В результате после разделения в 1054 году церкви на православную и Римско-католическую на христианском Востоке и для священнослужителей, и для мирян стало нормой носить бороду, а на Западе — брить ее или коротко стричь.
ПОД ГОРШОК
По мнению исследователей, прически на Руси в X — начале XIII веков были простыми и однотипными для всех слоев населения, будь то знать или простолюдины.
Так, князь Ярослав Мудрый, правивший в Киеве в 1016-1054 годах, изображен на его печатях с аккуратно подстриженными волосами и бородой.
О том, как выглядели прически князей, дают представление и художественные миниатюры, сохранившиеся в старинных рукописях. Это довольно условные изображения, не претендующие на портретное сходство, но по ним можно определить два основных вида причесок — «под скобу» и «в кружок», или «под горшок». В первом случае волосы с подстриженной спереди челкой равномерно закрывали уши и затылок, а во втором на голову до верхнего края ушей надевался горшок и торчащие из-под него волосы подстригались по кругу.
Например, на одной из миниатюр середины XI века из молитвенника Гертруды, супруги киевского князя Изяслава, княжеский сын Ярополк изображен с волосами средней длины, разделенными пробором, а на другой — он же, подстриженный явно «в кружок».
На миниатюре, украшающей «Изборник Святослава», составленный в 1073 году, князь и его сыновья подстрижены довольно коротко. Примерно так же выглядят прически князя Всеволода Большое Гнездо и его сыновей на барельефе конца XII века, сохранившемся на фасаде Дмитриевского собора во Владимире.
Бороды на всех этих изображениях также средней длины или довольно короткие, аккуратно подстриженные. Неизвестно, насколько это соответствовало действительности, но, надо полагать, князья следили за своим внешним видом.
«БОРОДА В ЧЕСТЬ, А УСЫ И У КОШКИ ЕСТЬ»
Надо сказать, после принятия христианства бороде на Руси стало уделяться особое внимание. Так, французский хронист Адемар Шабанский, живший в конце X — начале XI века, упоминал о греческом епископе, убеждавшем язычников-славян принимать православие и отпускать бороды подобно Иисусу Христу, изображавшемуся на иконах с бородой.
Не прошло и нескольких десятилетий, и борода стала восприниматься как своего рода символ чести и достоинства мужчины. Неслучайно в «Церковном уставе» Ярослава Мудрого за пострижение или вырывание бороды с целью нанесения оскорбления предусматривался штраф в 12 гривен — немалая сумма, равная плате за убийство ремесленника.
ХРОНИКИ РУССКОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ
После Батыева нашествия значительная часть южнорусских земель была захвачена Великим княжеством Литовским. Центр русской государственности и культуры переместился сначала во Владимир, а затем в Москву, вокруг которой в конце XV века в результате свержения золотоордынского ига, междоусобных войн и присоединения Новгорода и Твери образовалось единое Русское государство. Все эти события оказали заметное влияние на внешний вид его граждан, но на местах имелись и свои особенности, о чем сохранились свидетельства современников.
Так, по сообщению фламандского дипломата Жильбера де Ланнуа, побывавшего на Руси в 1413 году, новгородские мужчины заплетали волосы в косу, а псковичи носили длинные волосы, спадавшие на плечи. Спустя столетие польский историк Матвей Меховский также отмечал, что в Пскове бороды не бреют и волосы не стригут. Однако в церкви Девы Марии города Любек сохранилась датируемая 1496-м деревянная фигура новгородца с волосами и бородой средней длины.
А между тем несколько позже в Москве богослов Максим Грек сетовал на то, что многие горожане бреют голову наголо, и «теперь их можно отличить от турок разве что по крестному знамению». Посетивший Москву в 1568 году английский поэт Джордж Турбервиль также отмечал, что москвичи волосы на голове стригут и бреют, а длинные прически не носят. В 1615-м шведский дипломат Петр Петрей указывал, что то же самое касалось и бороды, хотя некоторые все же отращивали длинные и густые бороды. А посетивший Москву в 1654 году антиохийский архидиакон Павел Алеппский утверждал, что русские бреют волосы на голове только раз в год.
Примечательно, что еще в 1551 году Стоглавый собор запретил бритье бороды, приравнивая ослушников к еретикам и отказывая им в отпевании после смерти. Однако в Смутное время под влиянием поляков «голое лицо» вошло в моду, хотя и ненадолго: царь Алексей Михайлович, правивший в 1645-1676 годах, настрого запретил короткие стрижки и бритье бороды, так что один из его приближенных, князь Андрей Кольцов-Мосальский, осмелившийся подстричь свои волосы, даже лишился своего чина.
В целом же к началу XVIII века борода прочно ассоциировалась в сознании русских людей с мужской честью, достоинством и красотой, поэтому неудивительно, что они горько сокрушались о ее потере, когда Петр I приобщал их к европейской моде.