Connect with us

История

Правила японской чайной церемонии придумал Сэн-но Рикю

Традиция чаепитий пришла в Японию из Китая. Завезли ее монахи, исповедующие буддизм. Сами они использовали такие чайные посиделки в медитативной практике. Но постепенно монашеские чаепития превратились в строго регламентированную чайную церемонию, ставшую популярной в обществе. А в законченном виде эта процедура сформировалась благодаря чайному мастеру Сэн-но Рикю.

В Японии к памяти Сэн-но Рикю относятся с благоговением, его именем даже назван приглушенный зеленый цвет – рикютя, или рикюсёку. Он родился в 1522 году в Сакаи в семье богатого торговца рыбой (по другой версии – посудой) Танака Ёхэя, вынужденно перешедшего в купеческое сословие, хотя его отец занимал высокое общественное положение – был советником при дворе сегуна Ёсимасы Асикаги, при котором велась такая бурная борьба за власть, что столица Киото превратилась в сплошные руины.

Ученик

Деду Сэн-но Рикю, детское имя которого было Ёсиро, пришлось бежать из Киото и осесть в Сакаи. Потребовались долгие годы, чтобы Танака Ёхай смог вернуть хотя бы происхождение от предка знатного рода: он переменил фамилию на Сэн. Но и потеряв высокий социальный статус, семейство Сэн продолжало хранить традиции проведения чайных церемоний.

При дворах богатых феодалов это было очень распространенное развлечение. От духовного смысла, который в церемонию вкладывали дзен-буддисте кие монахи, не осталось и следа. При дворах не медитировали, там – играли. Это был своего рода средневековый конкурс на лучшее знание сортов чая. Тякай, или чайный турнир, был всего лишь одним из развлечений придворной публики, во время его проведения часто пили спиртное или играли в азартные игры. Очевидно, это было таким обыденным явлением, что в эпоху Асикаги духовному наставнику сегуна Мурату Дзюко даже пришлось запрещать официально такое дополнение к чайным играм. Сам турнир проходил в двухэтажной дворцовой постройке, на первом этаже которой были расставлены изысканные блюда, и публика предварительно вкушала их и прогуливалась по дорожкам сада, потом участники тякая переходили на второй этаж и занимали места. Чайный мастер неспешно заваривал маття – рассыпчатый зеленый чай, который выращивался в Японии, и предлагал каждому выпить чашку чая и назвать его сорт (а сортов маття было множество). Побеждал тот, кто угадывал наибольшее число сортов чая. Для Ёсиро такое отношение к чаю казалось кощунством.

Если верить легендам, первые уроки чайного дела дал ему Сэн Сокю, не то дядя мальчика, не то его старший брат. Чайные церемонии он проводил в традиционной манере: в нише помещения висело изречение монаха Чжунфэна, под ним стоял низенький столик с курильницей для благовоний, в очаге на подставке находился котел для воды, рядом – кувшин с водой, напиток подавался либо в чайной чашке из Осаки, либо в китайских чашках. Юный Сэн-но Рикю уже в подростковом возрасте (ему было около 15 лет) участвовал в чайных церемониях. В 1537 году он устроил в Киото чайную церемонию для знаменитого чайного мастера Мацуя Хисамаса. В нишу он поставил узкогорлую вазу и поставил в нее цветок – своего рода фирменный знак, отличавший его от других чайных мастеров.

Но настоящим учителем Сэн-но Рикю стал Китамуки Дотин, последователь чайной школы Хигасияма. Он тоже жил в Сакаи, куда во время мятежей перебралось немало беглецов из Киото. Вскоре Китамуки передал его другому мастеру – Такэно Дзёо.

Буддист Соэки

Учеником Такэно он считался до самой смерти мастера в 1555 году Под его влиянием Сэн-но принял буддизм, получил новое имя Соэки и практиковал учение Будды при храме Нансюдзи, где был настоятелем Дайрин Сото, монах и общественный деятель, которого высоко ценили при тогдашнем дворе. Понемногу Сэн-но стала понятна связь философии буддизма, архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки и чайной церемонии. Сам Сэн-но был разносторонне одаренным человеком – он владел искусством каллиграфии и писал стихи. Он очень любил и ценил красивые вещи, для чайных церемоний использовал дорогую посуду и принадлежности в стиле мэйбуцу, которые хранились в особых мешочках. Сохранились записи о проведении им чайных церемоний для Мацуя Хисамаса и монаха Эдзюмбо в 1544 году, для мастера чайной церемонии Цуда Сотацу и его гостей, а также для мастеров Такэно Дзёо, Имаи Сокю и Модзуя Доана в 1550-х годах. Для этих церемоний Сэн-но использовал диковинные вещи – чайные чашки Дзюко, старинный поднос с курильницей, чайницу в виде буддистского храма, картины знаменитых каллиграфов. У Сэн-но были все возможности достать редкие вещицы, кроме устройства чаепитий он занимался торговлей чайными принадлежностями. На бедность он тоже не жаловался.

После смерти учителя Сэн-но превратился в уважаемого мастера, он располагал целым набором раритетных вещей, от количества которых у его гостей округлялись глаза. Современники насчитали чуть ли не 50 раритетов, доступных разве что вельможам. В 1577 году он открыл собственную чайную комнату не то в самом Сакаи, не то в Адзути, в замке Оды Нобунаги. Но теперь у чайного мастера появился свой собственный стиль. Он стремился к максимальной простоте.

Придворный

После смерти Оды Нобунаги его место занял Тоётоми Хидэёси – крупный феодал, привыкший повелевать и не слушавший возражений. Сэнно считался придворным «мастером чая», так что ему приходилось работать в двух стилях – устраивать для сегуна и его гостей «классическое» чаепитие с вещами в стиле мэйбуцу, а когда обстоятельства позволяли – с выглядевшими очень просто японскими чайниками, коробками для чая и чашками. Слава мастера росла, слухи о нем дошли до императорского дворца. В 1585 году император захотел, чтобы чайную церемонию для него провел Сэн-но Рикю. Чаепитие проводилось в императорском дворце в честь Хидэёси, избранного в совет регентов, и по традиции Хидэёси должен был выступать в роли хозяина, но организовал все, разумеется, Сэн-но. Император остался так доволен, что признал его главным чайным мастером всей Японии.

Теперь-то Рикю мог осторожно ввести новые принципы устройства чайной церемонии, Сэнкэ-рю (то есть чайная школа дома Сэн), по всей стране. Роскошные двухэтажные павильоны отошли в прошлое. Комнатка для церемонии делалась маленькой, всего на две циновки, стены были из камня или глины, без украшений, вход делался низким и узким, сквозь него приходилось протискиваться. От входа в комнатку вела дорожка, выложенная камнями, сад был маленьким, простым, с колодцем и кувшином для омовения. Посуда для чаепития, котел или чайник выглядели иногда кособокими, как в старину. Само чаепитие было регламентировано так, чтобы людей ничего не отвлекало, все суетные мысли они оставляли за порогом, как самурайские мечи. За чаем нельзя было говорить о религии, положении в стране, обсуждать достаток и умственные качества соседей.

Хидэёси новшества не слишком нравились. У него в замке была своя чайная комната – со стенами, украшенными листовым золотом, и с золотой посудой.. И хотя со своим «мастером чая» он дружил, но часто его не понимал и приходил в гнев. По легенде, как-то он заподозрил Рикю в подготовке заговора против него. Будто бы мастер собирается его отравить. Этого было достаточно: Рикю приговорили к смерти, он должен был собственноручно сделать сэппуку. Перед смертью Рикю попросил только об одном: провести чайную церемонию в последний раз. На прощальное чаепитие он созвал любимых учеников, а одного попросил присутствовать при его смерти. Произошло это в 1591 году, мастеру без малого было уже 70 лет.

Семья Сэн-но Рикю и все его родственники были немедленно высланы из Сакаи, и только когда гнев феодала утих, им позволили вернуться. Его внуки и правнуки основали три иэмото, или школы чайной церемонии, – Омотэ-сэнкэ, Урасэнкэ, Мусякодзи-сэнкэ. Эта традиция заботливо поддерживается в Японии и сегодня.

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Медицина3 дня назад

Дар Жизни: Особенности и Значимость Донорства Ооцитов

Медицина3 дня назад

Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО): Открывая Дверь к Новой Жизни

Медицина3 недели назад

Препараты для лечения заболевания артерий и улучшения микроциркуляции

Технологии3 недели назад

Всесторонний обзор Leatherman Signal: Подробное руководство

Болезни3 недели назад

Лечение артроза суставов: Внутрисуставное введение синовиальной жидкости

Медицина4 недели назад

Контурная пластика носогубных складок

Медицина1 месяц назад

Факты о стоматологических клиниках на Мичуринском проспекте: выбираем подходящую

Медицина1 месяц назад

Как выбрать крем для лица

Города и страны2 месяца назад

Лучшие курорты Италии: топ 10

Медицина2 месяца назад

Идеальные Улучшения: Брекеты и Как Выбрать Подходящую Стоматологию

Климат2 месяца назад

Климат в Кризисе: Путь к Устойчивому Будущему на Земле

Города и страны2 месяца назад

Идеальная Студия в Нижнем Новгороде: Ваш Уютный Уголок в Сердце Города

Copyright © 2024 "Мир знаний"