История
Потомки царя Менелика. «Странные христиане» эфиопы не сдались европейцам
Государство, расположенное в верхнем течении Нила и его притоков, египтяне называли страной Пунт. Земля пунтийцев была невероятно богата. Сейчас эту страну все знают как Эфиопию, и живет там очень древний народ.
Издавна там добывали золото, эбеновую древесину, слоновую кость, черную краску для подводки глаз и благовонную смолу мирру, которая очень ценилась у северных соседей. Но, хотя на рельефах в Фивах эпохи царицы Хатшепсут изображена египетская экспедиция в Пунт, о самих его жителях мы знаем очень мало. И по большей части – от древних греков. С их легкой руки пунтийцы и стали эфиопами.
Древнее египтян?
Пунт египтяне открыли еще при первых фараонах, то есть в IV тысячелетии до нашей эры. К середине III тысячелетия, как свидетельствуют греки, египетские корабли вовсю бороздили воды Красного моря. Использовать более легкий маршрут по верховьям Нила и притокам они не могли, для их больших груженых кораблей с сильной осадкой это было невозможно. Так что царица Хатшепсут отправила торговую экспедицию в обход. И не прогадала. Ценности, которые ее подданные привезли из Пунта, будоражили ум. И вскоре уже началась регулярная торговля.
Насколько велика была «земля бога»? мы не знаем. В древности так называлась вся Африка к югу от Египта. О народах, которые населяли этот Пунт, египтяне имели самое расплывчатое представление. Единственное, что их отличало от соседей по Средиземному морю – цвет кожи. Недаром греки назвали их эфиопами, то есть «обожженными солнцем». Но в то же время эллины не указали на отличительные черты негроидной расы – широкие носы и губы. Строением черепа пунтиицы не отличались от египтян. Разве что кожа была у них кирпичного цвета – именно так их изображали на египетских росписях.
Северян эти люди встретили с крайним удивлением, решив, что те выплыли из морских глубин или спустились с неба. И без возмущения, напротив – с почтением. Они признали власть фараонов, приняв, очевидно, пришельцев за богов. Впрочем, недоразумение было обоюдным. В Древнем Египте тоже верили, что некогда из Пунта на север пришли их собственные предки. И что именно там родились их собственные боги. А уж о внешности своих богов египтяне были отлично осведомлены.
Но если египтяне вышли из южного Пунта, то выходит, что их цивилизация сложилась там, в Эфиопии? Некоторые египтологи в XIX веке так и считали: правители Египта, которые основали государства на Ниле, пришли из Эфиопии, подчинили себе местных жителей и принесли им более высокую культуру. Правда, с потомками «предков» египтяне не церемонились. Рамсес III, например, хвастливо восклицал: «Десятками тысяч мои корабли отправляются великим морем Мукед (то есть Красным морем. – Прим. авт.) и достигают страны Пунт. Дети ее правителей идут впереди собранной для Египта дани…» Не слишком-то любезное обращение с цивилизацией-прародительницей.
Иудейский вопрос
Сами эфиопы, когда настало время образовать собственное средневековое государство, объявили о совершенно другом родстве. Тоже легендарном. Своими предками они назвали… иудеев! Согласно этой легенде первым царем эфиопов был Менелик – сын царицы Савской и Соломона. О встрече этих двух древних правителей можно прочесть в Ветхом Завете. Соломон якобы даже возжаждал на царице Савской жениться, но, по легенде, раздумал. Тем не менее плодом их приятных бесед стал сын Менелик. Царица, как стало лотом ясно, для того и приезжала в Иерусалим, чтобы зачать там продолжателя династии.
В каждой легенде есть зерно истины и эта не исключение. По соседству с Пунтом, по другую сторону Красного моря, на Аравийском полуострове находились в X веке до нашей эры сразу три семитских царства – Хадрамаут, Катабан и Сабея. Около этого времени и появляется в Эфиопии царство Демт с центром в городе Йеха, от которого сохранились даже руины храма VII века до нашей эры, и построен он в сабейском стиле. Так что присутствие сабеян в Эфиопии неоспоримо.
Началось оно в VIII веке до нашей эры, но масштабы распространения сабеян по ту сторону от Аравии легенды несколько преувеличивают. Демт был, скорее всего, их торговой факторией. Хотя на культуру эфиопов соседство с сабеянами оказало огромное влияние: они освоили новые принципы строительства, каменной резьбы и гончарного дела, освоили характерные для Средиземноморья технологии. Потомки жителей Демта смешались с кушитами и пунтийцами, так появилась народность агази, говорившая на древнеэфиопском языке геэзе, на котором и сегодня ведется богослужение в Эфиопской церкви. Впрочем, во времена Соломона, когда никакого христианства еще не было, агази переняли у семитов единобожие по иудейскому образцу.
Продолжение легенды о Менелике гласит: когда он вырос и возмужал, то решил отправиться к своему отцу в Иерусалим. С дарами, разумеется, и без всяких притязаний на трон. Растроганный Соломон обрадовался сыну и даже вручил тому на прощанье копию Ковчега Завета, табот, а для того, чтобы сын донес истинную веру до всех своих соотечественников, послал с ним сына Коэна Садока и целую делегацию священников. Однако израильский юноша подменил табот настоящим Ковчегом. Таким вот образом Ковчег загадочно пропал в Израиле и объявился в Эфиопии.
Насколько Менелик реальное историческое лицо – неизвестно. Но последующие династии агази ссылались на родство с ним. Об этих династиях, как и о самом государстве Демт, сведения крайне скудны. В III веке до нашей эры оно распалось на мелкие княжества, потом на его землях обосновались египетские колонисты, а на смену Демту пришло Аксумское царство. Оно оказалось более жизнеспособным и просуществовало до VIII века нашей эры.
Именно в Аксумском царстве в IV веке христианство стало государственной религией. Датой создания эфиопской церкви считается 329 год. Первым епископом Аксума стал секретарь царя Эзаны Фрументий, бывший раб.
Второе явление Менелика
Аксум был могущественной африканской страной, исповедующей христианство. Впрочем, религиозность ничуть не мешала правителям Аксума вести кровопролитные воины и устраивать резню ради достижения власти. Соседи аксумцев милосердием тоже не страдали. В VI веке йеменский царь Зу Нувас устроил Аксуму настоящий Содом и Гоморру, объявив себя борцом за восстановление истинной веры – иудаизма. Пришлось вмешаться даже императору Византии Юстину I. Век спустя в Аксуме появились провозвестники другой мировой религии – ислама. Своей столицей они сделали Джарму, местоположение которой неизвестно. Во второй половине X века на престоле оказалась некая дама, имевшая предками древних аксумских правителей. От нее-то, как считается, и пошли правящие династии нового эфиопского царства – Ласты.
Ласта была теократическим христианским государством и союзником рыцарей в эпоху крестовых походов. Именно в это время, в XIII веке, на престоле воссел Гебре Мескаль Лалибела, решивший захватить «на спине у рыцарей» Египет. Тогда-то и была вытащена из запасников легенда о Соломоне и царице Савской. Из этого ничего не вышло. Но и при нем, и при его преемниках началось активное церковное строительство, появились эфиопские монастыри и даже монашеский орден. Существованием в черной Африке древнего христианского государства были так поражены в Европе, что искали в Эфиопии царство Пресвитера Иоанна! Как гласила легенда, в этом царстве золото лежало под ногами, что привлекло в Эфиопию толпы авантюристов.
Первыми здесь появились португальцы с иезуитскими миссионерами. Золота они не нашли, в «христианской стране» одинаково уважались язычество, иудаизм и ислам, а христианство оказалось «неправильным». Миссионеры порывались утвердить официальную римскую веру, но в XVII веке против них началась народная война, и они оставили свой опорный пункт – Фремону. Война вспыхнула, если быть точными, потому что царь проникся любовью к католицизму и решил его повсеместно учредить. Преемнику удалось усмирить людей, обуздать мятежных князей, но ненадолго: страна развалилась на куски.
Собрать ее воедино и сделать великой попробовал в 1855 году «солдатский царь» дэджазмач Касса, взошедший на престол под именем Теодроса II, но наибольших успехов добился его сын Сахле Мариам, получивший тронное имя Менелижа II. Правителем Эфиопии он стал в 1889 году. В провинции Шоа он построил новую столицу – Аддис-Абебу, изгнал европейских колонизаторов и даже установил дипломатические отношения с Россией и Францией. Ему удалось то, что не удалось более ни одному африканскому государству – его страна сохранила независимость.