Археология
Погребальные катакомбы Рима
В дохристианскую эпоху городские управляющие запрещали жителям хоронить людей в Риме — только в окрестностях. Но отвозить трупы в необжитые места было сложно. На пересеченной местности лошади и ослы спотыкались. Тогда решили воспользоваться ведущей к Риму Аппиевой дорогой. Язычники римляне, которые поклонялись, как известно, многим богам, стали использовать Аппиеву дорогу для захоронения членов своих семей. Они выезжали за пределы Рима и закапывали умерших вдоль Аппиевой дороги. Одно погребение шло за другим по обеим сторонам в направлении Капуи. Некоторые римляне выкапывали целые склепы, в которые спускались по ступенькам, вырубали ниши, куда укладывали умерших, создавали молельные помещения, куда ставили бюсты своих богов.
Богатые римляне строили обширные виллы и рядом копали катакомбы, все глубже и глубже. И так из поколения в поколение создавались все новые коридоры. Большого труда рытье под землей не доставляло, кругом был туф — достаточно легкий пористый камень, который хорошо поддавался обработке, не осыпался, а зимой и летом хранил почти постоянную температуру.
Традицию захоронения под землей и создания там склепов римляне переняли у этрусков — древних племен, населявших в I тысячелетии до нашей эры северо-запад Апеннинского полуострова и создавших развитую цивилизацию. По их примеру римляне возводили небольшие храмы-усыпальницы. Образцом служит гробница известного в Риме семейства Сципионов, расположенная на первой миле Аппиевой дороги.
У этрусков римляне переняли и обычай сжигать умерших, а пепел собирать в урны. Эти урны римляне также прятали в катакомбы, устанавливая в специально сделанных нишах.
Со временем римские владельцы участков земли при Аппиевой дороге и имевшегося под ней обширного захоронения стали допускать погребение там умерших дальних родственников. Для этого под землей прорывались новые ходы, в стенах выдалбливали ниши.
Только начиная со II века христиане стали хоронить в подземных склепах вдоль Аппиевой дороги своих умерших единоверцев, а также тела жертв преследований языческих императоров. Немалым почетом у христиан пользовались всякого рода проповедники, которым после смерти выделялись особые ниши. Над этими усопшими совершался пышный обряд проводов — богослужение, которое стало предтечей будущей литургии. Собравшиеся вспоминали пройденный путь покойного, его благодеяния. Затем над усопшим произносились молитвы, исполнялись песнопения.
Позднее к этому обряду добавилось благодарение — евхаристия, или святое причастие,— то есть присутствие как в жизни, так и в деянии божественного, не постигаемого разумом. Потом была поминальная трапеза, когда верующие христиане вкушали вино и хлеб, символизировавшие частички тела и крови их учителя Иисуса Христа. Потом это стало обязательным обрядом у верующих.
ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН
Необходимость первых христиан скрываться от римских властей, как считают некоторые ученые, привела их к мысли последовать путем коренных римлян, хоронивших своих родственников вдоль Аппиевой дороги. Христиане тоже взялись за кирки, ломы, приступили к строительству под землей новых ходов, новых катакомб.
Скрываясь в катакомбах от властей Рима, под землей при свечах они проводили свои собрания-моления, принимали в свою общину новых членов, в специальных, созданных по примеру язычников земельных нишах хоронили своих учителей и проповедников. Оттуда, поднявшись из темного подземелья на поверхность, христиане несли людям «свет новой веры».
Свободные римляне подозревали таких сектантов в подготовке варварских действий, например краже младенцев, чтобы приносить их в жертву своему Богу.
Первым гонителем христиан считается император «зверь-антихрист» Нерон, хотя определенных и точных свидетельств об этом нет. Ему докладывали о распространении новой «варварской» религии, пришедшей из Иерусалима. Говорили о странных обрядах, сопровождавших ее, об опасности, грозящей спокойствию римлян. Но император только смеялся. Он презирал нищих людей, в том числе называвших себя христианами, и никаких ограничительных мер не предпринимал.
Считается, что начавшийся жарким июлем 64 года пожар в Риме привел к гонению на христиан, которых считали виновниками пожара. Поднявшийся ветер разносил пламя, горели жилые дома, служебные постройки. 9 дней продолжался пожар. В городе распространялись упорные слухи, что поджог совершил сам Нерон, он давно хотел на месте старого города возвести новый и назвать его своим именем. Императору докладывали об этих слухах. Нужно было срочно снять с себя всякие подозрения. И Нерон, как писал историк Тацит, во всеуслышание объявил виновниками пожара представителей тайных сект, приверженцев одного из восточных культов, которых называют христианами. Требовалось прилюдно их наказать.
По распоряжению Нерона в центре города соорудили деревянный амфитеатр. На его арену привели партию христиан, а потом туда выпустили львов. Пусть призывают своего Бога Иисуса Христа на спасение. Если Он придет и спасет их, то их вера истинная, если звери растерзают людей, то вера ложная и наказаны они справедливо.
Амфитеатр был заполнен полностью, римляне жаждали необычного зрелища. Они увидели мучения христиан, их страх перед животными. Сотворенный ими Бог не помог им в смертельную минуту, не совершил чуда.
Но не всем жестокость императора пришлась по душе. Находились такие, в частности философ Сенека, которые не одобряли подобные зверства. Правда, открыто осудить злодеяние Нерона никто не решился.
Предпринятые жестокие меры не остановили первых христиан. Свои идеи они по-прежнему распространяли в народе, привлекали в свою общину не только простых людей, но и сенаторов. По мере распространения христианства разветвлялись подземные ходы под Римом и его окрестностями. Некоторые катакомбы становились длинными ответвлениями от основного склепа, уходили в сторону, некоторые углублялись, и они стали представлять собой многоходовое и многоэтажное сооружение.
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ ДРЕВНЕГО РИМА
Свои захоронения римляне называли цеметериями, что означает «покои». Катакомбы — греческое слово, оно означает «углубление», его принесли в Рим верующие иудеи, со временем оно утвердилось среди римлян.
Всего под Римом сегодня насчитывается свыше 60 различных катакомб. Их общая протяженность, по разным подсчетам, превышает 170 километров. В этом многоярусном и многоходовом лабиринте насчитывается 750 тысяч захоронений! Большинство из них находится под землей вдоль Аппиевой дороги. Но ниши в этом лабиринте сегодня пусты. Их давно разорили. Сделали это, по имеющимся сведениям, еще в эпоху Средневековья. Правда, осталось несколько катакомб, ниши которых закрыты. За стенками хранятся останки людей, скорее всего религиозных деятелей.
Катакомбы Святого Каллиста являются самым крупным местом христианского захоронения Древнего Рима. Протяженность катакомб составляет около 20 км, они имеют 4 уровня и образуют лабиринт. В катакомбах Святого Каллиста находится около 170 тысяч погребений. Свое название катакомбы получили от имени римского епископа Каллиста, жившего в начале III века и участвовавшего в их обустройстве. Стены крипт украшают фрески с изображением мучеников и таинств крещения и евхаристии.
У всех катакомб разные входы — одни открытые, с широкой лестницей, спускающейся в подземелье. Другие, наоборот, спрятаны в расщелинах, в холмах, в кустах, некоторые находятся под частной виллой или базиликой, которые являются своего рода охранным бастионом. Но если с фонарем спуститься по лестнице вниз, то оказываешься в достаточно широком коридоре, с высоким потолком, в котором можно пройти рядом двум людям. Стены черные — это зернистый туф, который потемнел от времени и копоти.
По обеим сторонам коридора видны углубления, которые назывались кубикулами. Это погребальные ниши. Они устроены одна над другой. Их глубина достигает 2 м — длины человеческого тела. Усопшего, завернутого в саван, укладывали в нишу и замуровывали, устанавливая каменную плиту с вырезанными на ней именем покойного, датами его жизни и смерти. Иногда на этих плитах писались скорбные эпитафии. Очень редко попадаются в коридорах ниши, в которые укладывали «валетом» двух покойников.
Если двигаться по проходу дальше вниз, то можно натолкнуться на коридор из другого захоронения. Иногда подземные ходы уходят на глубину до 25 м! И на этом пути можно еще не раз выйти к «перекрестку» на другом этаже. Блуждать по такому лабиринту без проводника опасно. Христиане специально создавали сеть запутанных ходов, чтобы только адепты — посвященные проводники могли встречать и провожать желанных гостей, прибывавших с поверхности земли. Нежеланных, настроенных враждебно они могли убить и тут же закопать. Открывать свои тайны они никому не собирались.