Connect with us

Археология

Почему погибла цивилизация ацтеков

Император ацтеков Монтесума II – личность скорее легендарная, чем историческая. В хрониках конкистадоров он представлен трусливым вождем, сдавшим без боя страну чужеземцам. В индейских легендах – отъявленным злодеем, худшим правителем в истории. Но, если отделить факты от мифов, получится история царя-реформатора, который пытался превратить в единую державу союз трех городов-государств.

Монтесума, сын Ашаякатля и его двоюродной сестры, родился в 1467 году. В шесть лет родители приставили к нему слуг, которые следили за его манерами, в 11 отправили в жреческую школу. Монтесума с детства увлекался потешными битвами со сверстниками. В них он выполнял роль командира, награждал отличившихся «воинов» и беспощадно карал трусов. Увидев однажды малыша, плачущего от полученных ударов, он велел одеть плаксу в женскую одежду и запретил ему участвовать в сражениях.

Новая метла

В 14 лет принца поручили закаленным в боях ветеранам, которые наставляли его в воинском искусстве. Пять лет спустя он в бою захватил первых пленных. Вскоре Монтесума получил за отвагу звание куачик («бритая голова»), а потом – пост тлакочкалькатля (главнокомандующего и начальника арсенала). Это назначение ввело его в высший государственный совет, из которого избирался будущий правитель.

В 25 лет Монтесума женился на дочери тлатоани (правителя) города Экатепека, а затем унаследовал власть тестя. Он имел также и жреческий сан – сочетание религиозных и светских обязанностей было характерно для многих древних обществ.

В 1502 году умер правитель ацтеков Ауисотль. Знать Тройственного союза собралась, чтобы выбрать нового владыку. Основным претендентом считался не Монтесума, а его старший брат Макуильмалинальцин, храбрый вояка и зять тескокского царя. Но его тесть заявил, что тот не обладает «достаточным влиянием», и настоял, чтобы избрали не воина, а человека из жреческой среды, и в итоге отдал голос Монтесуме.

Новый император отстранил всех, кто служил предшественнику. Согласно более мягкой версии, отставные чиновники тихо ушли на покой, по другой легенде, их казнили. Монтесуму часто обвиняют в гордыне – дескать, он не желал видеть подле себя низкородных, в то время как прежний правитель возвышал талантливых простолюдинов. Однако, скорее всего, воцарение не было гладким, и теперь, сбросив маску смирения, правитель боролся с людьми конкурентов. Вместо них он назначал… детей – 10-12-летних отпрысков ацтекской знати и владык покоренных городов. Монтесума лично занялся их воспитанием, готовя себе «молодую команду» послушных, преданных функционеров, не раздумывающих о правомочности
его указов.

Он повысил налоги, отменил наследственную форму рабства, ужесточил кары за преступления, закрепил наследственные привилегии сословии, затруднив для простолюдинов восхождение к придворным должностям и сохранив им лишь возможность продвижения по военной службе. Торговцам запрещалось выставлять свое богатство напоказ, одеваться и украшать себя, как воины. Нарушителей карали смертью.

Для контроля над мятежными провинциями был введен институт заложников – вассальные владыки должны были часть года проживать в столице. Из среды иноплеменной знати была отобрана гвардия из 600 воинов.

Пленные боги

Монтесума стремился усилить контроль над знатью, нанести удар по устаревшим родовым устоям, а в перспективе – создать государство с общей религией и идеологией. Для этого он проводил религиозные реформы, с одной стороны, укрепляя вес и престиж покровителя ацтеков Уицилопочтли, а с другой – подрывая всемогущество его жрецов.

Правление Монтесумы началось в «плохой» год и было отмечено засухой. Кроме того, приближался конец 52-летнего цикла, грозивший страшным голодом. В одном из кодексов нашли свидетельство того, что Монтесума перенес начало цикла на следующий благоприятный год (1507-й) и на другой месяц.

Отныне при зажжении Нового Огня чествовали не Утреннюю Звезду Венеру а Солнце – дневное светило. Это усилило роль Уицилопочтли и знаменовало начало пересмотра земледельческого календаря. В нем накопилось множество ошибок: сезонные праздники происходили за 209 дней до отмечаемых в них событий! Из-за отсутствия високосного года солнечный календарь постепенно смещался, а названия месяцев и ритуалов не менялись. Чтобы узнать дату начала полевых работ, приходилось просить помощи жрецов, которые ревностно берегли тайну смещения. Монтесума вознамерился покончить с этим, но не довел реформу до конца.

Император искал и другие пути связать части государства общей верой. На территории главного храма построили особое святилище – Коатеокалли («Храм всех богов»), в котором собрали всех идолов из покоренных районов. Возможно, Монтесума пытался создать общую религиозную систему путем объединения разноплеменных богов. Это могло быть первым шагом на пути к монотеизму – в философии развивалось представление о неосязаемой двойственной творящей сущности. Правда, этот образ разрабатывался не в Теночтитлане, а в Тескоко. Созданию «Храма всех богов» находят и другое объяснение – Монтесума, дескать, захотел взять в плен богов покоренных провинций.

Войны и интриги

Император воевал в двух регионах: Оахаке и долине Пуэбло. Оахака, родина древних цивилизаций сапотеков и миштеков, славилась сельским хозяйством, золотом, красителями, изделиями ремесла. Ее захват давал возможность установить сообщение с майя. Сапотекам благодаря хитрой дипломатии удалось сохранить контроль над частью Оахаки. Основной удар приняли миштеки – Монтесума методично покорял их небольшие княжества.

В долине Пуэбло он пытался подчинить последние независимые анклавы в центре ацтекской «империи» – Тлашкалу, Уэшоцинко и Чолулу, населенные родственными народами. Сперва им навязали так называемые «цветочные войны» – ритуальные битвы для захвата пленников. Потом стали воевать всерьез, но безуспешно. Проблему враждебных анклавов Монтесума так и не решил.

Не менее грозным соперником являлся партнер по Тройственному союзу царь Тескоко Несауальпилли. Владыки Тескоко и Теночтитлана когда-то оспаривали главенство в союзе. Потом позиции Тескоко ослабели, но Несауальпилли сохранял прежние претензии. Кроме того, Макуильмалинальцин, обойденный претендент на трон, был его зятем и жил в Тескоко, который постепенно становился центром антиацтекских настроений. Несауальпилли ему покровительствовал, так как давно разочаровался в Монтесуме.

В 1508 году Макуильмалинальцин пал в бою. Считается, что в его гибели повинен Монтесума: он пошел на соглашение с врагами и подстроил, чтобы тескокское войско потерпело поражение, а его предводитель – погиб. Он ударил на опережение, помешав возвышению Тескоко.

Позднее Монтесума еще раз пустился на эту уловку, чтобы отделаться от престарелого коллеги. Он убедил его принять участие в «цветочной войне» против Тлашкалы, после чего связался с тлашкаланцами, выдал им план нападения, да еще и очернил Несауальпилли, выставив предателем его. Дескать, тескокский царь «собрал большую и лучшую часть своих войск не для ратных упражнений и жертвоприношения богам… но с намерением разорить и опустошить всю их область… и стать ее владыкой, – дело, достойное великой кары». Он пообещал тлашкаланцам, «что вместо того, чтобы способствовать акольуа (тескокцам), он поможет им истребить тех, ударил в спину».

Возмущенные тлашкаланцы поджидали тескокское войско в ущелье. Очень немногие смогли спастись и «принести весть о плачевном деле, измене и устроенной против них засаде». Но сам царь выжил – он остался дома.

Монтесума стал отбирать у ослабленного конкурента земли, а когда тот возмутился, заявил, что отныне является единоличным главой всей державы, а кто против – тот будет наказан. Старый царь заперся в своем дворце и умер с горя.

Монтесума посадил на трон Тескоко своего племянника Какаму (Какамацина). Другой претендент, Иштлильшочитль, поднял мятеж. После борьбы соперники достигли соглашения. Какама получил Тескоко и окрестности, Иштлильшочитль перебрался на север, однако затаил обиду и на Монтесуму, и на более удачливого брата.

После раздробления Тескоко Монтесума стал единоличным главой Тройственного союза и самым могущественным правителем Мексики. Если кто-то посмеет угрожать его власти, считал он, то это не люди, а боги. Он не знал, что несет ему приближавшийся год Кецалькоатля Се Акатль – 1519-й по европейскому летоисчислению. Именно в этот год на Юкатане высадилась армия под предводительством Эрнана Кортеса…

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2024 "Мир знаний"