Загадочные места
Остров Шаманка – шаманская мекка
Среди магических практик, доживших до наших дней, наиболее известной считается шаманизм. Современные шаманы не хуже своих предков общаются с миром духов, предсказывают будущее и лечат болезни. По сей день считается, что самые сильные шаманы живут на байкальском острове Ольхон, где возвышается скала со странным именем — Шаманка.
СТО ИМЕН У ЧУДА
Кроме современного названия Шаманка, скала на острове Ольхон имеет несколько других названий, каждое из которых так или иначе описывает мистическую особенность этого места: Пещерный мыс, Шаманский мыс, Камень-храм или мыс Бурхан. что в переводе на русский означает «дом Бога». Шаман-скала входит в перечень девяти святынь Азии и является визитной карточкой Байкала. Однако, чем она знаменита и почему так названа, знает далеко не каждый местный житель, не говоря уже о многочисленных туристах.
Главной и, наверное, единственной достопримечательностью скалы из кристаллического известняка-мрамора и основательно заросшей лишайниками красноватого цвета является небольшая сквозная пещера у основания. Именно эта полость, почитаемая шаманами всей Сибири и Забайкалья, стала причиной многочисленных, одна удивительнее другой легенд, витающих вокруг скалы. Когда-то в пещере совершались жертвоприношения хозяину острова и всего Байкала с труднопроизносимым для уха русского человека именем Хан Хутэ-баабай. Когда в эти места пришел буддизм, скала получила новое имя — мыс Бурхан, и в пещере был устроен алтарь Будды. В начале XX века это место стало столь популярно, что сюда приезжали сотни лам из всех дацанов Забайкалья. Монголы же верили, что в пещере живет дух монгольского бога, переселившегося на Байкал из Монголии в незапамятные времена.
СЮДА НЕ ХОДИ – ТУДА ХОДИ
Шаманка — достаточно живописная скала высотой до 42 м. Легендарная пещера, по мнению современных геологов, образовалась естественным путем за счет выветривания и размыва изначально рыхлых известняковых пород. В длину она достигает всего 12 м при ширине около 4 м и высоте от 1 до 6,5 м.
Кем же был обитавший в пещере загадочный и грозный хозяин острова Ольхон и всего Байкала, которому приносили многочисленные жертвы? И почему умерших шаманов хоронили исключительно в роще неподалеку от скалы? Говорят, местный краеведческий музей просто переполнен культовыми предметами, найденными археологами на месте древнего шаманского кладбища. Многочисленные исследователи острова Ольхон с XVIII по конец XIX века отмечали, что нигде больше буряты не приносят такое количество жертв, как у скалы Шаманки. Известный российский геолог, палеонтолог и фантаст, автор легендарной «Плутонии» и «Земли Санникова» В. А. Обручев, всерьез заинтересовавшись преданиями о скале Шаманке, также отмечал искренний суеверный страх ольхонских бурят к этой пещере.
В своих дневниках он с удивлением писал, что мимо скалы запрещено проезжать на колесах, можно перемещаться только верхом или в санях, запряженных лошадьми. Бурятам запрещалось подходить к пещере, если в их роду недавно кто-то умер. Женщины, существа «нечистые» и «греховные», и вовсе не могли подходить к священному мысу ближе чем на две версты.
Скала Шаманка была популярным мостом, на котором давали клятвы или отстаивали свою честь. Сюда же бездетные буряты мужского пола приезжали с просьбой даровать им наследника. Считалось, что ни один бурят не сможет солгать, находясь поблизости от чудесной скалы. И наконец, по преданию, в пещере бывал даже сам Чингисхан.
ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ
В шаманских преданиях есть легенда, описывающая хозяина острова, некогда обитавшего в этой пещере. В ней рассказывается о 13 северных нойонах, сыновьях божественных тэнгриев, которые в незапамятные времена спустились с небес, чтобы вершить над людьми справедливый суд. Старший, самый сильный и уважаемый из нойнов, по имени Хан Хутэ-баабай, выбрал себе в качестве «резиденции» пещеру на острове Ольхон. Древние предания утверждают, что Хан Хутэ-баабай остановился в этом месте неслучайно, будто бы только здесь он обладал сразу тремя призрачными дворцами: на небе, на земле и в подземном мире. Обосновавшись в пещере, Хан Хутэ-баабай объявил себя царем и покровителем всех шаманов северного толка. Уважение и почитание к нему было так велико, что местные жители, проезжая мимо пещеры, оборачивали копыта лошадей кожей, чтобы те своим цоканьем не отвлекали старшего нойона от его важных дел.
Попытки археологов определить дату начала поклонения повелителю острова показали просто фантастический результат. Впервые о Шаманской пещере стало известно в 1879 году, после того как в своих трудах ее описал известный ученый И. Д. Черский. Во время раскопок в начале XX века в пещере обнаружили множество ритуальных предметов и монет XVII—XIX веков, но сенсация произошла позже. Только в 1989 году, во время раскопок на перешейке, соединяющем мыс со скалой, ученые нашли предметы, датированные эпохой неолита — с V по III тысячелетие до н. э. На стенах пещеры были обнаружены многочисленные петроглифы и надписи на тибетском и монгольском языках. Ни датировать, ни перевести их ученые так и не смогли.
ЗЛАЯ КОЛДУНЬЯ
Одна из легенд о Шаманке связана с популярной среди местных бурят сказкой, которая, как оказалось, имеет фактическое подтверждение. Как утверждает древнее предание, когда-то люди считали, что скала Шаманка состоит целиком из серебра и золота. Неудивительно, что многие хотели взглянуть на это чудо, а некоторые и отколоть себе немного драгоценного металла. Однако сделать это было крайне сложно: днем и ночью скалу зорко охраняла злая колдунья.
Осерчали люди на строптивую шаманку и, собравшись толпой, решили изгнать ее с острова. Но как только они приблизилась к скале, взмолилась шаманка небесам и завыла нечеловеческим голосом. В следующий миг все, кто пришел к скале, оглохли и в страхе бежали прочь. Когда стало темнеть, люди снова решили приблизиться к скале, но вновь воздела руки к небесам злая колдунья. Небо затянуло тучами, грянул гром, многих людей пожгло молнией, а иных ослепило. Отступили люди от страшной скалы и при-звали на помощь трех знатных охотников, чтобы те помогли им справиться со страшной ведьмой. Первым к скале отправился охотник по имени Хоридой. Выстрелил он в шаманку, смотрит — попал!
Подошел поближе, а шаманка стоит невредимая и стрелу в руках держит. «Не убить тебе меня, — говорит, — так как ты лишь ради корысти против меня выступил». Вторым выпало идти Булагату. Его стрела летела точно промеж бровей колдуньи, и охотник решил, что победил. Однако невредимая шаманка вернула ему стрелу с укором, что он лишь ради славы хотел убить ее, потому и не смог. Тогда на борьбу с колдуньей отправился третий охотник — Эхират. Его стрела пронзила шаманке грудь, но убить не смогла. В гневе вырвала шаманка из себя стрелу, разломала на части, в ярости швырнула обратно в охотника.
Так и осталась ведьма вызывать гром и молнии, губить людей и скот Но однажды ее камлания увидел случайный охотник. Он не задумываясь вскинул лук и выстрелил. Стрела попала точно в сердце, и злая колдунья умерла. Тут же посветлело небо, природа как бы очнулась от долгого сна. Золото и серебро, которые охраняла шаманка, были поделены между местными жителями, а чтобы колдунья не воскресла, над ее могилой поставили огромную скалу и написали на ней имя шаманки.
Красивая легенда, много таких можно услышать на бескрайних просторах Сибири и Забайкалья. От других ее отличает лишь то, что она оказалась правдивой. Известна эта легенда стала после ее публикации в «Правде Бурятии» в 1968 году. Один из экземпляров этого номера газеты до сих пор хранится в музее Хужира, поселка неподалеку от скалы Шаманки. Рядом с заметкой выставлены вещи той самой шаманки, найденные при раскопках неподалеку от скалы. На самой же скале когда-то действительно была изображена шаманка и оставлено несколько надписей на древнем языке.