Connect with us

История

О чем философ Иннокентий Гизель спорил с гетманами и Москвой?

Вопросы веры в прежние времена всегда были принципиальными. Но задача мудрого человека состояла еще в том, чтобы взять самые ценные знания, несмотря на религиозные разногласия с учителями. В этом смысле Иннокентий Гизель стал настоящим интеллектуальным самородком Украины.

Иннокентий Гизель – философ, богослов, писатель, дипломат, политический и церковный деятель Речи Посполитой и Украины второй половины XVII века – оказал огромное влияние на культурное развитие страны. А еще он был принципиальным человеком, споря с гетманами и Москвой…

Сменил веру

«Украинский Аристотель», как его иногда называют, Иннокентий Гизель (Кгизель) был архимандритом Киево-Печерского монастыря, ректором Киево-Могилянской коллегии, писателем. Он родился приблизительно в 1600 году в Кенигсберге (Восточная Пруссия) в семье протестантов. Начальное образование мальчик получил в Пруссии. Вскоре семья оказалась в Вильно (Вильнюсе), там и прошла юность Иннокентия. Молодого человека интересовали история, философия, теология, языки, суть и происхождение разных религий.

Приблизительно в 23-25 лет в душе и мировоззрении Иннокентия происходит религиозный перелом. Он порывает с протестантизмом, бежит на Волынь, возглавляет одну из братских школ. Исследователям до сих пор неизвестно, кто именно повлиял на его убеждения. Но он быстро разочаровался в холодном, жестком, фаталистическом учении протестантов. К удивлению многих, Гизель принял не католицизм, который в то время господствовал в качестве государственной религии в Польско-Литовском государстве, и не господствующее на Волыни униатство, а сильно гонимое, особенно после Брестского собора 1596 года, находившееся почти на полулегальном положении православие.

Иннокентий работал над собой, проявлял небывалый интерес к философско-богословским наукам, а также иноческую смиренность. В середине 30-х годов XVII века он переезжает в Киев, поступает в местный коллегиум. Митрополит Петр Могила сразу разглядел в нем талантливого человека и на свои собственные деньги отправил на Запад учиться.

Там он вначале окончил курсы по истории богословия и юриспруденции во Львовской иезуитской коллегии. Затем в течение нескольких лет учился в Польше, Англии, Италии. Возвратившись из-за границы, Гизель встал на страже православной церкви. В 1642 году философ принял монашеский постриг, его избрали профессором философии, и он читал теоретические курсы.

Споры с Москвой

Преподавание философии в Киево-Могилянской коллегии осуществлялось тогда по программе католических университетов. В этой связи особо выделялось преподавание логики и риторики. Философ и богослов в своей работе опирался на идейное наследие античных философов Платона, Аристотеля, Плутарха, Сенеки, отцов церкви Климента Александрийского, Василия Великого, Оригена, Августина Блаженного, мыслителей Средних веков Фомы Аквинского, Бонавентуры, Пьера Абеляра, Дунса Скота.

В 1645 году Иннокентий стал игуменом Братского монастыря, а через год ректором Киево-Могилянской коллегии. В это время Гизель на латинском языке пишет «Полный курс философии» (1645-1647). В начале 1647 года митрополит Петр Могила завещал Гизелю титул «благодетеля и попечителя киевских школ», а также пост ректора Киево-Могилянской коллегии.

Вскоре начинается Освободительная война украинского народа против польской шляхты (1648-1654). В это время 50-летнего философа активная учебно-организационная и лекторская работа стала утомлять, и он захотел монашеского умиротворения. А еще больше всего ему хотелось заниматься литературно-научной деятельностью. Поэтому в 1650 году Гизель передает ректорство коллегии и игуменство Братского монастыря своему единомышленнику – 35-летнему профессору поэтики и риторики Лазарю Барановичу. А сам становится игуменом киевских Кирилловского и Николаевского монастырей. В 1656 году его избрали архимандритом Киево-Печерской лавры. И во главе этого монастыря он оставался почти три десятилетия, до самой смерти.

В своих политических взглядах философ всегда стоял на четких позициях, отстаивал православие, постоянно осуждал политику украинских гетманов, пытавшихся под разными предлогами вступить в союз с католической Польшей и мусульманской Турцией. Он гневно осудил гетмана Петра Дорошенко, который заключил соглашение с татарами.

А вот в отношениях с Москвой Гизель занимал неоднозначную позицию. Его отношения с российскими властями не всегда были безоблачными. Он считал, что союз с православной Россией спасет украинский народ от чужеземного религиозного гнета. Но вместе с тем он неоднократно выступал против военных карательных походов на Правобережную Украину, которые проводили российские войска во времена Руины. Об этом Гизель не раз писал царю Алексею Михайловичу.

Вместе с тем богослов считал неправильным прямое подчинение Киевской митрополии Московскому патриархату. Гизель в этих вопросах всегда занимал принципиальную позицию. Так, с начала 1660-х годов Москва вынашивала планы переподчинения Киевской митрополии и Кие-во-Печерской лавры из константинопольской духовной юрисдикции в московскую. Однако украинское духовенство, в том числе и Гизель, выступали против этого. Отношения обострились, когда Иннокентий и игумен Братского монастыря Мефодий категорически заявили, что не будут подчиняться присланному из Москвы митрополиту.

Уникальный «Синопсис»

Но и от политических событий того времени архимандрит не отказывался. Еще после первой встречи в 1654 году у стен Смоленска у него сложились теплые отношения с царем Алексеем Михайловичем. И киевский философ, несмотря на разные политические и религиозные взгляды, пользовался у самодержца большим почетом и уважением. Тот неоднократно приглашал его в Москву на высшие церковные должности. Но Гизель постоянно отказывался, так как не мог оставить свою резиденцию и родной Киев. Так при всей своей внешней мягкости, обходительности, деликатности архимандрит Киево-Печерского монастыря был очень категоричен в принципиальных вопросах, никогда не шел на сделку с совестью. Он был и хорошим дипломатом. Это не раз доказывал и в общении с украинскими гетманами, польскими и российскими религиозными деятелями.

В своей жизни Гизель уделял большое внимание образованию и воспитанию. Ему принадлежит авторство богословско-эпического трактата «Мир с Богом человеку», где он изложил идеи гуманизма, взгляды, события, рассказал о быте Украины в XVII веке. У него выходит ряд трактатов по теологии, истории, философии на латыни, польском и украинском языках. Как и большинство киевских философов, в творческих трудах он писал об общественном добре, признавал свободу воли человека.

Главной книгой всей жизни архимандрита считается «Синопсис» – первый украинский исторический трактат о происхождении славян и их языка, русского народа, об основании Киева, деятельности киевских князей, крещении Руси, распространении христианства. До XIX столетия киевский «Синопсис» считался учебником «домашней истории» Украины, России, Беларуси. Современная наука не всегда соглашалась со всеми идеями и выводами Гизеля. Ведь автор «Синопсиса» пользовался трудами польских хронистов, а те опирались на древние летописи, где часто искажались исторические факты.

Но немало фактов в книге и сейчас являются достоверными. Например, многие историки согласны с годом основания Киева. Интересным является рассказ автора о славянском языковом пантеоне, уникальном источнике дохристианской Руси, в котором он называет имена славянских богов Перуна, Велеса, Лады, Леля, Купалы, Тура, Дажбога, Стрибога. Важным для изучения истории Украины в целом и Киева в частности являются многие факты киевской истории.

В XVIII веке «Синопсис» стал самым распространенным историческим сочинением в России и важной вехой в формировании малороссийской концепции триединого русского народа. В основу труда Гизеля, вышедшего в 1674 году, легла идея славянского происхождения варягов, которую почерпнул Михаил Ломоносов, выводивший своих «варягов-славян» из Юго-Восточной Прибалтики.

«Синопсис» был переведен на латинский, греческий, польский язык. Именно с трудов Иннокентия Гизеля можно начинать отчет нового этапа развития православной славянской богословской мысли, продолжавшейся на Украине до расцвета творчества Григория Сковороды.

Гизель умер в ноябре 1683 года, на 84-м году жизни, и был похоронен в Киеве на территории Киево-Печерской лавры.

Наш канал в Телеграм
Продолжить чтение
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2024 "Мир знаний"